|
Раздражение как навязчивая идеяАвтор статьи: Купрейкина Юлия Васильевна
Откуда берется раздражение? Почему вдруг буквально все начинает злить и чуть ли не бесить? Раздражение испытывают периодически все люди. Любого возраста, пола, социального статуса, профессии. Вот так вдруг накатывает, и белый свет становится не мил. Кто-то борется с этим, кто-то впадает в уныние и даже в депрессию. Кто-то жалуется на то, что его все раздражает, а кто-то нет.
Раздражение – реакция нашей психики на некую преграду на пути к достижению цели. Эта преграда, как правило, пустячная, но на нее никак нельзя повлиять. Раздражение порождается агрессией, но проблема в том, что эту агрессию нельзя вылить на саму преграду. Или бессмысленно, или существует некий моральный запрет, или просто невозможно. Обычно жертвами раздраженного человека становятся люди или предметы, которые не имеют к возникшей ситуации никакого отношения. Например, человек волнуется – завтра важное совещание и, может быть, его наконец-то повысят (и в должности, и даже по зарплате). Но он забыл вечером завести будильник, вскочил, на ходу съел бутерброд вместо нормального привычного завтрака, вышел из дома на 5 минут позже и попал в пробку. Все это время раздражение нарастает. Ну, не может же он обругать не зазвонивший будильник! Точнее, может, но бесполезно. Он нервничает, сидя за рулем, его раздражают такие же водители, которым надо ехать в это же время в ту же сторону. Лихорадочно придумывает, что сказать шефу, потому что явно он на работу опоздал и как минимум на полчаса. Наконец человек добирается до офиса, получает взбучку, а к обеду узнает, что его так и не повысили, и зарплату не прибавили. Даже, наоборот, премии лишили. Но не скажешь же начальнику, что он не прав, тем более при такой сложившейся ситуации! К вечеру раздражение нарастает еще больше. В итоге он срывается на жене и даже на детях, а в лучшем случае выкидывает несчастный будильник на помойку: ведь он же не зазвонил. Раздражение – естественная реакция психики, но оно подкрадывается постепенно, незаметно. Когда человек, как кажется, вдруг его испытывает, на самом деле оно уже давно копилось понемногу. Человек мог просто не замечать преград, не видеть их и не воспринимать, что они по сути и являются раздражителями. А теперь его раздражает практически все. И мир делится на «своих» и «чужих». Преобладают «чужие». От них исходит опасность, они якобы не дают осуществиться желаниям. Что же делать? В первую очередь, стоит найти ту самую преграду, которая мешает или мешала достигнуть цели. Как в примере со злополучным утром. А утро ли виновато? А в будильнике ли дело? Возможность повышения по службе стояла под вопросом. Почему? Может быть, коллега предложил оптимальное решение или просто у фирмы сейчас не то финансовое положение, чтобы увеличивать зарплату сотрудникам? Кроме того, важно честно признаться себе, что это та самая причина. Как только источник раздражения найден, в мире сразу начнет сокращаться количество «чужих». И раздражение станет спадать, а то и вовсе сойдет на нет. Теперь надо оценить ситуацию и распланировать свои действия для выхода из создавшегося положения. Почему она возникла? Стоило ли так надеяться на повышение зарплаты, если финансовый кризис? Если все-таки стоило, то все ли было сделано, чтобы увеличили зарплату? Как в дальнейшем можно доказать, что конкретный человек более ценный сотрудник? Можно ли попробовать получить другие бонусы (например, отпуск летом)? И что для этого надо предпринять? После этого необходимо постараться проанализировать все подобные ситуации, в которых есть раздражители для человека и на которые он вроде бы никак не может повлиять. Может быть, выписать на бумаге или набить файл на компьютере. Стоит попытаться хотя бы набросать план действий и/или поведения в дальнейшем. Если не получается убрать или преодолеть препятствие, то хотя бы надо постараться извлечь пусть минимальную, но пользу. И главное – ответить на вопрос: виноваты ли близкие и родные люди в возникновении таких ситуаций? Скорей всего, ответом будет: «нет, не виноваты». В будущем нужно постараться выстроить линию поведения с учетом, что эти люди – союзники, поддержка и опора, а никак не «чужие». И постараться не «завышать планку» в постановке самой цели, взвешивая, от чего можно отказаться для ее достижения, а от чего нет. Может быть, эта цель и не заслуживает таких усилий? Умение принимать ситуацию, как есть, – это искусство. Чтобы реже и меньше раздражаться, надо научиться соизмерять свои желания со своими способностями и умениями. Это трудно, но возможно. Из любой ситуации можно извлечь для себя выгоду. Только анализировать нужно без эмоций. Тогда и расчет будет верным. А как раз те люди, на которых обычно выливается раздражение, могут помочь и советом, и участием. Их необходимо беречь и брать в союзники. Тогда все получится, и сбудется любая, даже самая смелая мечта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|