|
Что такое Assessment Center? Основные понятия, функции и критерии методаАвтор статьи: Павел Масычев
В настоящее время АЦ используется для решения следующих бизнес-задач:
Метод assessment в России в настоящее время широко распространен. В большинстве случаев от сути метода остается лишь модное название. Под Assessment Center понимается и обычное интервью, и набор тестов, и сочетание формализованных и проективных методов, деловые и ролевые игры. Но в целом такие сочетания не могут еще являться AЦ в силу бессистемности, которая не определяет синергетический эффект и в подавляющем большинстве дает совершенно иной, недостоверный результат. Вторая ошибка — затянутость. Компании, которые находят решение, технологию правильного, верно организованного АЦ, в силу разных причин, создают длинные сложные процедуры, растянутые во времени. Такая система становится тяжеловесной, слабо подвижной, негибкой. В итоге темп оптимизации человеческого капитала замедляется, может возникнуть вопрос дефицита персонала. Тогда вопрос о качестве персонала уже не стоит, кадры набираются без оценки, на авось, лишь бы снять дефицитарный характер подбора. То же самое касается кадрового резерва. Еще одна больная проблема в адаптации существующих международных принципов и стандартов. Как бы не банально это звучало, но эти стандарты практически нигде не проходят адаптацию к культуре и традициям российской трудовой деятельности и методологии науки. Иногда адаптация проходит через пень-колоду, интуитивно, без использования соответствующих методов, подходов и проверок. Основной функционал assessment заключается в быстрой оптимизации человеческого капитала, обусловленной эффективностью оценки, высоким её качеством. Во всем мире профессионалы в сфере оценки, управления человеческим капиталом, под «assessment center» понимают определенный метод оценки людей. Ассессмент центр – комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка поведения участников группой наблюдателей-экспертов в моделирующих упражнениях. Следует обратить внимание на комплексность метода. Метод включает в себя техники диагностики, которые в комплексе и создают ассессмент. Эти техники взаимообусловлены и служат цели повышения валидности, надежности оценки, что, в конечном счете, определяет эффективность процедуры. Комплексность метода распространяется также на саму процедуру оценки — она должна основываться на материалах наблюдения как минимум двух наблюдателей-экспертов по каждой компетенции или критерию. Итоговая оценка также согласуется в ходе совместного обсуждения наблюдателей-экспертов иили, как вариант, подтверждается обоснованной статистической процедурой. Цель АЦ, как мы видим, – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности. Иными словами, мы оцениваем не текущие умения, а прогнозируем, сможет ли кандидат на должность (или в кадровый резерв) в будущем, после должной адаптации, стать успешным сотрудником, сможет ли он обеспечить продуктивный результат своей работы. Основа метода — лабораторный эксперимент, в котором воссоздается ситуация, в которую помещается испытуемый; он демонстрирует определенные паттерны поведения, которые подвергаются комплексной оценке несколькими экспертами. Таким образом, присутствие лабораторного эксперимента является неотъемлемой частью АЦ. Эксперимент может быть дополнен наборами других частных методов (тестов, интервью), помогающих воссоздать комплексную картину оценки. Оценка проводится по компетенциям или критериям. Содержание каждого критерия определяют образцы поведения, на каждый образец подбирается индикатор. Таким образом, поведение участника сравнивается с тем, как должно быть; участники между собой, их поведение относительно друг друга не сравниваются. АЦ предполагает оценку непосредственно наблюдаемого поведение участников. Иными словами, оценке подергается только поведение здесь и сейчас, то, что увидел, услышал эксперт. Никаких домыслов быть не должно, воображаемых изменений поведения при изменении условий — тоже. Например, если участник утверждает, что на самом деле он ведет себя по-другому, то оценивается и демонстрируемое поведение в ролевой игре, и сам факт утверждения (мотивов сказанного, например). Основным результатом работы наблюдателей-экспертов при проведении ЦО является определение уровня выраженности компетенции/критерия. Наконец, нельзя говорить об АЦ, если:
Таким образом, мы выяснили критерии метода и теперь понимаем, когда оценка может называться assessment center, а когда нет. Выше представлено Вашему вниманию содержание, которое позволит отделять зерна от плевел, соотнести то, что действительно подразумевает метод и что предлагают некоторые «оценщики» под названием АЦ. Далее (в последующих публикациях) мы рассмотрим, как организовать ассессмент центр, узнаем о некоторых подводных камнях, требованиях, предъявляемых к участникам АЦ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|