Что такое Assessment Center? Основные понятия, функции и критерии метода

Автор статьи: Павел Масычев

Что такое Assessment Center Основные понятия функции и критерии метода
Сегодня всё чаще говорят о важности, актуальности грамотной оценки персонала. Такую актуальность диктует рынок, назревшая необходимость оптимизации ресурсов, в том числе, кадрового капитала. Всё больше вложений осуществляется в исследование каждой личности, профессиональных компетенций. Всё чаще работодатель создает условия для создания мотивации к развитию, раскрытию таланта сотрудника, понимая, что сотрудника на своем месте не нужно усиленно стимулировать; понимая, что сотрудник на своем месте становится профессионалом; понимая, что сотрудник на своем месте дает гораздо больший выхлоп. Огромную важность приобретают технологии, определяющие соответствие профиля личности и мотивации профилю должности. Рождаются новые технологии оценки, которые системно и комплексно сочетаются в процедурах метода Ассессмент Центра (АЦ).

В настоящее время АЦ используется для решения следующих бизнес-задач:

  1. Отбор персонала в процессе найма, ротации, пополнения кадрового резерва (в т.ч. управленческого).
  2. Составление индивидуальных планов развития сотрудников, из профессиональная ориентация и переориентация.
  3. Стратегическое управление человеческим капиталом при формировании линейного менеджмента, разработки программ корпоративного обучения, профиля должности.
  4. Непосредственное повышение квалификации, развитие оцениваемых критериев. При решении задач развития вместо АЦ может использоваться термин «центр развития» («девелопмент центр»).

Метод assessment в России в настоящее время широко распространен. В большинстве случаев от сути метода остается лишь модное название. Под Assessment Center понимается и обычное интервью, и набор тестов, и сочетание формализованных и проективных методов, деловые и ролевые игры. Но в целом такие сочетания не могут еще являться AЦ в силу бессистемности, которая не определяет синергетический эффект и в подавляющем большинстве дает совершенно иной, недостоверный результат.

Вторая ошибка — затянутость. Компании, которые находят решение, технологию правильного, верно организованного АЦ, в силу разных причин, создают длинные сложные процедуры, растянутые во времени. Такая система становится тяжеловесной, слабо подвижной, негибкой. В итоге темп оптимизации человеческого капитала замедляется, может возникнуть вопрос дефицита персонала. Тогда вопрос о качестве персонала уже не стоит, кадры набираются без оценки, на авось, лишь бы снять дефицитарный характер подбора. То же самое касается кадрового резерва.

Еще одна больная проблема в адаптации существующих международных принципов и стандартов. Как бы не банально это звучало, но эти стандарты практически нигде не проходят адаптацию к культуре и традициям российской трудовой деятельности и методологии науки. Иногда адаптация проходит через пень-колоду, интуитивно, без использования соответствующих методов, подходов и проверок. Основной функционал assessment заключается в быстрой оптимизации человеческого капитала, обусловленной эффективностью оценки, высоким её качеством. 

При этом, с другой стороны, сегодня уже имеется четкое представление, каким должен быть АЦ, что именно может им называться, и что не может им называться. Это представление воплотилось в документ по инициативе Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала» и было поддержано экспертным сообществом. Общероссийский, научно-обоснованный стандарт содержит рекомендации и задает минимальные, каркасные требования к процедуре оценки.

Во всем мире профессионалы в сфере оценки, управления человеческим капиталом, под «assessment center» понимают определенный метод оценки людей. Ассессмент центр – комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка поведения участников группой наблюдателей-экспертов в моделирующих упражнениях.

Следует обратить внимание на комплексность метода. Метод включает в себя техники диагностики, которые в комплексе и создают ассессмент. Эти техники взаимообусловлены и служат цели повышения валидности, надежности оценки, что, в конечном счете, определяет эффективность процедуры. Комплексность метода распространяется также на саму процедуру оценки — она должна основываться на материалах наблюдения как минимум двух наблюдателей-экспертов по каждой компетенции или критерию. Итоговая оценка также согласуется в ходе совместного обсуждения наблюдателей-экспертов иили, как вариант, подтверждается обоснованной статистической процедурой.

Цель АЦ, как мы видим, – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности. Иными словами, мы оцениваем не текущие умения, а прогнозируем, сможет ли кандидат на должность (или в кадровый резерв) в будущем, после должной адаптации, стать успешным сотрудником, сможет ли он обеспечить продуктивный результат своей работы.



Основа метода — лабораторный эксперимент, в котором воссоздается ситуация, в которую помещается испытуемый; он демонстрирует определенные паттерны поведения, которые подвергаются комплексной оценке несколькими экспертами. Таким образом, присутствие лабораторного эксперимента является неотъемлемой частью АЦ. Эксперимент может быть дополнен наборами других частных методов (тестов, интервью), помогающих воссоздать комплексную картину оценки. Оценка проводится по компетенциям или критериям. Содержание каждого критерия определяют образцы поведения, на каждый образец подбирается индикатор. Таким образом, поведение участника сравнивается с тем, как должно быть; участники между собой, их поведение относительно друг друга не сравниваются.

АЦ предполагает оценку непосредственно наблюдаемого поведение участников. Иными словами, оценке подергается только поведение здесь и сейчас, то, что увидел, услышал эксперт. Никаких домыслов быть не должно, воображаемых изменений поведения при изменении условий — тоже. Например, если участник утверждает, что на самом деле он ведет себя по-другому, то оценивается и демонстрируемое поведение в ролевой игре, и сам факт утверждения (мотивов сказанного, например). Основным результатом работы наблюдателей-экспертов при проведении ЦО является определение уровня выраженности компетенции/критерия.

Наконец, нельзя говорить об АЦ, если:

  • оценка состоит только из одной методики ;
  • процедура не содержит лабораторного эксперимента;
  • не содержит упражнений, моделирующего взаимодействие;
  • оценка основана на экспертизе единственного наблюдателя;
  • не содержит процедуры сведения оценок.

Таким образом, мы выяснили критерии метода и теперь понимаем, когда оценка может называться assessment center, а когда нет. Выше представлено Вашему вниманию содержание, которое позволит отделять зерна от плевел, соотнести то, что действительно подразумевает метод и что предлагают некоторые «оценщики» под названием АЦ. Далее (в последующих публикациях) мы рассмотрим, как организовать ассессмент центр, узнаем о некоторых подводных камнях, требованиях, предъявляемых к участникам АЦ.





Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как правильно подготовить ассессмент центр для высокоэффективной оценки персонала
  • Религиозный фанатизм: разбор понятия, критерии, оценки
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Как быть со страхом оценки
  • О важности умения видеть и наблюдать без оценки
  • Критерии оценки зрелого Я
  • Критерии оценки психолога (терапевта)
  • Почему возникает страх оценки и как с ним быть?
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Оценка персонала глазами психолога
  • Метод и носители метода. Многоуровневая коммуникация.
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Профессиональная уверенность. Часть 2. Страх оценки.
  • Анкета для оценки уровня компетентности менеджера
  • Капкан для самого себя — зависимость от оценки окружающих
  • Стоит ли ребенка ругать за оценки?
  • Как правильно выбрать мужа для счастливого брака? 10 критериев оценки женихов.
  • Причины низкой успеваемости школьника или о чем говорят плохие оценки?
  • Плохое, хорошее, лучшее. Проблема субъективной оценки.
  • Стоит ли поощрять детей за хорошие оценки деньгами?
  • Стоит ли давать детям деньги за оценки или помощь по дому?
  • Страх оценки
  • Страх оценки
  • Мы все хотим оценки
  • Школа и оценки
  • Страх оценки
  • Страх плохой оценки
  • «Рентген» для оценки компетентности
  • Страх оценки (критики)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь