Критерии оценки психолога (терапевта)

Одной из проблем для человека выбирающего специалиста для психологической помощи является оценка его компетенции. В КПТ для этих целей есть конкретные рекомендации к терапевту, которые включены в шкалу оценки компетенции КПТ терапевта - ACCS (Assessment of Core CBT Skills). Шкалу разработали исследователи из  Оксфордского центра когнитивно-поведенческой терапии  и она содержит достаточно простые и легко оцениваемые критерии.

 В этой шкале оценка осуществляется по 8 пунктам:

1. Повестка дня  или  “Agenda Setting”.
 Повестка – это фактически задание для терапеват и клиента на конкретную сессию. В зависимости от нарушения и выбранного  протокола лечения, принятого в различных направлениях КПТ,  повестка дня может достаточно сильно отличаться. Но  в любом случае клиент на каждой сессии может получить конкретный ответ на что сегодня будут потрачены время и деньги клиента. Повестка  сессии должна быть увязана с общим планом терапии, согласована с актуальными проблемами клиента и отвечать на вопрос клиента: как это мне поможет?

 2. Формулирования клинической картины случая  или Formulation. Для формулирования ( в КПТ еще принят термин концептуализация ) случая тратиться достаточно много времени на первых встречах с пациентом для составления своего рода дорожной карты проблемы. Это дает клиенту  понимание факторов (триггеров), запускающих проблему, причины повлиявшие на ее возникновение,  роли мышления и поведения в ее воспроизведении в настоящем. В концептуализацию случая входит также ресурсы и возможности клиента, которые помогают решать проблему в настоящем. Иначе говоря, концептуализация это больше чем диагноз, она помогает клиенту увидеть общую картину проблем клиента и механизмы их развития, отвечая на вопросы клиента – что со мной и как это можно решить.

 3. Терапевтические интервенции  или CBT Interventions. Любое воздействие со  стороны терапевта клиент должен понимать и увязывать с решением своей проблемы. Анализ мышления, поведенческие техники, реструктуризация мышления и новое научение направленно на выбранные мишени, которые отображены в концептуализации случая. Клиент должен понимать что, как и зачем делает терапевт  и какую пользу принесут эти интервенции для него конкретно.

4. Домашние задания или Homework. Работа между сессиями важная часть терапии и не может быть пущена на самотек. Ее цель закрепление и развитие навыков, сформированных на сессии (например, ведение дневников, прослушивание аудиозаписей, чтение соответствующей теории, работа с воображеним, телом или  проведение поведенческих экспериментов).

 При этом терапевту важно уметь:

-       мотивировать клиента к работе между сессиями;

-       помогать пациенту прояснять причины невыполнения рекомендаций;

-       мотивировать клиента  самостоятельно анализировать работу на предыдущей неделе, а также планировать работу на следующей;

-       выбирать домашние задания, направленные на решение конкретных, актуальных для пациента задач;

-       прояснять неясности и трудности, которые могут возникнуть при выполнении домашней работы

 5. Оценка изменений в динамике терапии - Assessing Change.Для оценки достижения целей терапии терапевт должен уметь применять различные  инструменты, не ограничиваясь субъективным впечатлениями клиента  или самого  терапевта. Например, терапевт может использовать различные опросники и тесты. И навыком для терапевта,  соответственно, является умение выбрать актуальные, надёжные и валидные стандартизированные опросники и тесты.

 6. Эффективное использование времени или Effective Use of Time. Сюда относится умение выбирать распределение времени сессии между говорением и слушанием, времени  на разные задачи и способность фокусироваться на важном и актуальном. Одним из основных умений для терапевта является способность учитывать особенности клиента, например, его способности к обучению. Так же важно умение терапевта выделять главные вопросы  и распределять достаточное количество времени на все вопросы из повестки

 7. Развитие терапевтических отношений. - Fostering Therapeutic Relationship. Согласно ACCS, от психолога ожидают:

- умение адаптировать межличностный стиль общения к контексту терапии. Иными словами  проявлять достаточно открытости, честности, поддержки и теплоты в соответствии с потребностями пациента;

- умение использовать вербальные  и невербальные, чтобы показать пациенту, что его слышат и понимают;

- умение вовлекать пациента в сотрудничество и  формировать у него навык быть “самому себе терапевтом”.

 8. Использование обратной связи. - Effective Two-way Communication. Использование обратной связи легко может быть оценено клиентом.  А ее недостаточность может указывать на слишком догматическое следование психологом требованиям школы. Избежать этого психологу поможет последовательное использование разнообразных вопросов для прояснения обратной связи пациента.

Эти восемь пунктов используются, как  для аккредитации психотерапевтов, так и  для самооценки психологом своей работы. Конечно, и это важно понимать, что приведенные пункты даны для оценки психотерапиветов  когнитивно-поведенческого подхода. Я знаю, что нечто подобное есть и для представителей других направлений. Ссылки не приведу, но коллеги таким знанием делились.

Исходя из того, что требования "школы" могут определять структуру и  протоколы работы, клиенту видимо  стоит самому уточнить как и за счет чего будет решаться его проблема в процессе психотерапии выбранным им специалистом. Но в любом случае я бы насторожился и задумался, как клиент, если бы в работе психолога (психотерапевта) можно было бы встретить большую часть приведенных ниже пунктов, которые сформулированы на базе шкалы ACCS :

1. Психолог  определяет проблему в общих , не конкретных терминах или пытается включить в повестку встречи и в цели работы  слишком много вопросов. 

2. Психолог не формулирует проблему клиента, не проводит диагностическое обследование и интервью, не слушает клиента, не описывает свое видение случая пациента , а вместо этого сразу начинает “лечить”. При этом обратная связь от клиента не используется.

3. Психолог не использует никаких специальных техник, заданий или упражнений, направленных на позитивные изменения. Вся терапия сводится к тому, что сами клиенты описывают, как “мы встречаемся и просто разговариваем”.

4. Психолог использует «винегрет из методов и направлений», прикрывая это словом интеграция. Техники вмешательства используются вне контекста проблемы клиента и терапевт никак не проясняет клиенту их влияние на её решение.

5. Психолог  демонстрирует холодность, отчуждение, враждебность, высказывает унижающие суждения в адрес пациента (только если это не провокативные техники работы, использование которых объясняется клиенту заранее). При этом психолог  настаивает на исключительной правильности своей точке зрения, демонстрируя клиенту позицию «сверху» и руководствуясь правилом « я лучше Вас знаю». Не менее вредной может быть и обратная позиция психолога, при которой он соглашается со всем подряд, следует за клиентом и его суждениями, не пытаясь противопоставить клиенту свою точку зрения.

6. Психолог  не даёт домашних заданий, а трудности терапии между сессиями решаются за счет  увеличения частоты встреч.

7. Терапевт не отслеживает изменений в симптомах и не мониторит динамику изменений состояния проблемы клиента.

8. Время на обсуждение рабочих вопросов сессии не распределяется психологом, либо распределяется слишком жёстко. Например,  психолог может бросить  обсуждение какого-то вопроса на полуслове, потому что пора переходить к следующему. Психолог легко отвлекается на несущественные детали, из-за чего сессии выглядят не цельными и “плавающими”. Или жесткий временной сеттинг сессии не учитывает текущего  состояния клиента и нарушения сеттинга не включаются в повестку сессии для проработки.

Приведенные пункты не являются исчерпывающими.  Но, я считаю, что опираясь на них, клиент может повысить вероятность выбора эффективного и профессионального психолога для решения своих психологических проблем.



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Слияние у терапевта и клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь