|
Школа и оценкиАвтор статьи: Эльяшевич Софья Дмитриевна
Недавно я опрашивала на ФБ и в ВК людей о том, что они думают о школьных оценках и каково им было учиться в системе, где их постоянно оценивают. Среди отвечающих были как взрослые люди, некоторые уже с детьми - школьниками, так и только недавно выпустившиеся студенты.
Вообще, школьные оценки, если рассматривать их как систему, чаще всего входят в ТОП аргументов против обычной школы. Многие говорят о том, что оценки калечат детей, вечная необходимость соответствовать требованиям, невозможность изучать то, что действительно интересно, бесконечные обязательные домашние задания и контрольные работы, сравнение с результатами других детей, выставление оценок не из индивидуальных особенностей ребенка, а исходя из необходимого уровня знаний. Часто еще школу ругают за неактуальную учебную программу - в мире, где почти у каждого есть доступ к гуглу полезнее умение искать, чем накопление больших объемов информации, которая зачастую не всегда используется в жизни. Также часто ругают учителей, которые недостаточно креативные, недостаточно компетентные, недостаточно гибкие в преподавании учебной программы. Но речь, на самом деле не об этом, не о том, почему школа "плохая" и "не такая, какой должна быть". Наверняка, школе требуются изменения, наверняка она уже не отвечает современным требованиям образования современного человека, но это решается на другом уровне, на уровне министерства образования, на уровне инициативных педагогов и просто любящих детей людей, организующих чаще платные частные школы с альтернативной программой обучения. Так вот, возвращаясь к результатам опроса, на который ответили более 150 человек, чуть больше четверти ответили, что в школе им было неплохо учиться, а оценки мотивировали к обучению. Еще чуть меньше четверти опрашиваемых ответили, что они были отличниками, и поэтому система оценивания их не смущала. Около восьмой части опрашиваемых отметили, что система оценок необъективная. И еще около четверти опрашиваемых ответили, что ненавидят школу и все, что с ней связано. Конечно же, это не полноценное исследование, но результаты опроса немного удивляют. Сейчас очень модно заявлять, что школа необъективна, оценки калечат и пр., но, возвращаясь в свой детский опыт, многие говорят о том, что оценки скорее помогали им, а не мешали. То, что происходит с ребенком в психологическом смысле, когда он приносит двойку домой, во многом зависит от родителей. И если говорить о прогрессе, то мне кажется, лучше начинать с себя и своей семьи, а не огромной школьной системы. Если родитель относится к оценкам как показателю ситуативного результата, который зависит от многих факторов (уровень знаний, самочувствие, эмоциональное состояние и пр.), а не как к оценке своего ребенка в целом, то приносить двойки домой не страшно. Если родитель не присоединяется к школе, а транслирует ребенку свою уверенность в ребенке, знание его особенностей и интересов, помогает справляться со школьным обучением - для ребенка это замечательный опыт сотрудничества и поддержки. Не спорю, современный мир и его требования сильно отличаются от того, что было раньше. Но оценивание людей друг другом никуда не исчезло. Опыт конкурентоспособности, опыт понимания границ своих возможностей, опыт сотрудничества и взаимодействия, опыт достижения целей, опыт взаимодействия с несправедливостью по отношению к себе, даже опыт бесполезной деятельности - это то, что дает школа, и то, что необходимо во взрослой жизни. Конечно, если учитель не корректно относится к ученикам - нужно решать проблему. Или если ребенка травят. Или если школьная программа слишком тяжело дается ребенку. Но эти проблемы, к счастью, есть далеко не у всех детей, и все они решаются при должном участии взрослых. Мы, взрослые, когда хотим помочь, часто направляем свой взгляд дальше, чем на детей - на учительницу, на школу, на систему образования, но иногда поддержки ребенка и помощи достаточно, иногда сказать, что оценка не главное, намного важнее, чем идти и ругаться с учителем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|