Школа и оценки

Недавно я опрашивала на ФБ и в ВК людей о том, что они думают о школьных оценках и каково им было учиться в системе, где их постоянно оценивают. Среди отвечающих были как взрослые люди, некоторые уже с детьми - школьниками, так и только недавно выпустившиеся студенты. 

Вообще, школьные оценки, если рассматривать их как систему, чаще всего входят в ТОП аргументов против обычной школы. Многие говорят о том, что оценки калечат детей, вечная необходимость соответствовать требованиям, невозможность изучать то, что действительно интересно, бесконечные обязательные домашние задания и контрольные работы, сравнение с результатами других детей, выставление оценок не из индивидуальных особенностей ребенка, а исходя из необходимого уровня знаний. 

Часто еще школу ругают за неактуальную учебную программу - в мире, где почти  у каждого есть доступ к гуглу полезнее умение искать, чем накопление больших объемов информации, которая зачастую не всегда используется в жизни. Также часто ругают учителей, которые недостаточно креативные, недостаточно компетентные, недостаточно гибкие в преподавании учебной программы. 

Но речь, на самом деле не об этом, не о том, почему школа "плохая" и "не такая, какой должна быть". Наверняка, школе требуются изменения, наверняка она уже не отвечает современным требованиям образования современного человека, но это решается на другом уровне, на уровне министерства образования, на уровне инициативных педагогов и просто любящих детей людей, организующих чаще платные частные школы с альтернативной программой обучения. 

Так вот, возвращаясь к результатам опроса, на который ответили более 150 человек, чуть больше четверти ответили, что в школе им было неплохо учиться, а оценки мотивировали к обучению. Еще чуть меньше четверти опрашиваемых ответили, что они были отличниками, и поэтому система оценивания их не смущала. Около восьмой части опрашиваемых отметили, что система оценок необъективная. И еще около четверти опрашиваемых ответили, что ненавидят школу и все, что с ней связано. 

Конечно же, это не полноценное исследование, но результаты опроса немного удивляют. Сейчас очень модно заявлять, что школа необъективна, оценки калечат и пр., но, возвращаясь в свой детский опыт, многие говорят о том, что оценки скорее помогали им, а не мешали.

То, что происходит с ребенком в психологическом смысле, когда он приносит двойку домой, во многом зависит от родителей. И если говорить о прогрессе, то мне кажется, лучше начинать с себя и своей семьи, а не огромной школьной системы. Если родитель относится к оценкам как показателю ситуативного результата, который зависит от многих факторов (уровень знаний, самочувствие, эмоциональное состояние и пр.), а не как к оценке своего ребенка в целом, то приносить двойки домой не страшно. Если родитель не присоединяется к школе, а транслирует ребенку свою уверенность в ребенке, знание его особенностей и интересов, помогает справляться со школьным обучением - для ребенка это замечательный опыт сотрудничества и поддержки. 

Не спорю, современный мир и его требования сильно отличаются от того, что было раньше. Но оценивание людей друг другом никуда не исчезло. Опыт конкурентоспособности, опыт понимания границ своих возможностей, опыт сотрудничества и взаимодействия, опыт достижения целей, опыт взаимодействия с несправедливостью по отношению к себе, даже опыт бесполезной деятельности - это то, что дает школа, и то, что необходимо во взрослой жизни.

Конечно, если учитель не корректно относится к ученикам - нужно решать проблему. Или если ребенка травят. Или если школьная программа слишком тяжело дается ребенку. Но эти проблемы, к счастью, есть далеко не у всех детей, и все они решаются при должном участии взрослых. 

Мы, взрослые, когда хотим помочь, часто направляем свой взгляд дальше, чем на детей - на учительницу, на школу, на систему образования, но иногда поддержки ребенка и помощи достаточно, иногда сказать, что оценка не главное, намного важнее, чем идти и ругаться с учителем. 



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Школа. Если я не буду на стороне своих детей, то кто останется с ними?
  • Детский сад: за (1) и против: детский сад – это школа общения, необходимый опыт социализации.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Если он уйдет? (Практический опыт)
  • Мой опыт в психотерапии взаимодействия: "Помоги себе сам"
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Школа, оценки и памятка в помощь родителям
  • Насколько важен жизненный опыт для психолога? Если тебе 20+, но 30-. :)
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Мой практический опыт работы с психосоматикой у детей и мл.подростков.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Так ли гуманно Добро? (опыт психологической поддержки "злым" существам)
  • Неудачный опыт в расстановках. Что делать, если после сделанной расстановки стало хуже?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Опыт исследования сновидений - ночные перевоплощения, опыт пробуждения чувств
  • Школа или система образования?
  • Страх смерти у детей: опыт и размышления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь