|
ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 6. Фокус внимания и контакт с аудиторией.Автор статьи: Лебедева Ирина
Тема этой статьи – фокус внимания или концентрация внимания. Это очень важное качество осознанной жизни, которое важно не только в публичных выступлениях, а также и в повседневной жизни. Если ты моешь чашку — мой чашку. (Китайская народная пословица) Можно читать книгу, просматривая слова и даже читая целые предложения, одновременно думая о каких-то повседневных делах или вспоминая что-то из событий личной жизни… Где в это время наш фокус внимания? Таких ситуаций достаточно много встречается в жизни каждого из нас: — присутствуем на совещании, встрече или учебе, вокруг идет какой-то процесс, мы вроде бы принимаем информацию, а сами «витаем в облаках» — или сами проводим встречу или объясняем что-то своим сотрудникам или близким, и одновременно думаем, например, о том, что приготовить на ужин, где взять дополнительные деньги на ремонт и др. — делаем привычные действия, как говорят, «на автомате» — и т.д. и т.п. Сможем ли мы вспомнить главные моменты, слова, тезисы, аргументы, которые в этот момент обсуждали, наблюдали, почувствовали? Однозначно – нет! Потому что фокус нашего внимания был направлен на другие процессы или события. Если ты моешь чашку — мой чашку. (Китайская народная пословица) Успешные люди научились управлять своим фокусом внимания, ориентировочно 80% внимания они держат на конкретной ситуации в конкретный период времени, называемый настоящей реальностью, т.е. «здесь и сейчас». 20% внимания уходит на наблюдение всего происходящего вокруг, не относящегося к данному конкретному событию. Например, вы читаете лекцию и держите внимание аудитории на 80%. В аудитории открыты окна и доносится уличный шум, в коридорах тоже идет своя повседневная жизнь, организатор вашего выступления делает фоторепортаж в аудитории для своего архива и т.д. – ваше сознание наблюдает за этой происходящей реальностью, не относящейся к вашему выступлению, на 20%. Чем выше ваша концентрация внимания «здесь и сейчас», тем успешнее ваше выступление. На своих тренингах я даю участникам следующее упражнение на диагностику концентрации – методика Мюнстерберга. бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтованияж. В этом тесте зашифровано 23 слова. В течение 2-х минут надо их найти. В инструкции написано, что если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты). Если вы нашли большее количество слов, вы или вспомнили древний язык или вам необходимо провериться у психиатра. Сразу хочу сказать, что я сама и некоторые мои участники, почти в каждой группе, находят больше 23 слов)))))). В моем представлении это показатель креативности мышления, а не отклонения от нормы. Например, в тексте есть слово – щи – русское блюдо. Возможно создатели теста про такое блюдо не знали. Или слово «репортаж», внутри этого слова есть еще одно – «порт». Вот таким образом, мы находим бОльшее количество слов, чем указано в инструкции. Поэтому не пугайтесь, если нашли слов больше, чем 23, и однозначно к психиатру идти не надо. Все нормально, у вас просто креативное мышление! И это классно! Как в публичном выступлении удерживается внимание аудитории? Прежде всего это логическое построение речи: — последовательность изложение от простого к сложному, когда выводы являются следствием и продолжением предыдущего сообщения — сильная аргументация, конкретные факты и источники — непротиворечивость материала — каждый блок вашего выступления держит одну главную мысль или тему, т.е. нет скачков с «темы на тему» Следующий важный параметр – речь оратора соответствует уровню аудитории, т.е. доступна для их понимания. Если мы выступаем перед специалистами, то включение профессиональных терминов и сленга уместно. Если аудитория не знакома глубоко с тематикой выступления, то важно говорить просто и доходчиво, без излишней терминологии. Профессиональные ораторы также используют специальные приемы изложения речи: — контакт с аудиторией — смысловые акценты — смысловые паузы- чистота речи — удобный темп речи (120-150 слов в минуту) — дикция — эмоциональная подача голоса/сила голоса И конечно всегда используем зрительный контакт. В предыдущей статье — ч.5 Жесты оратора — мы уже обсудили паузу в начале выступления и как правильно молчать, чтобы установить нужный контакт с аудиторией. Сейчас свое внимание направим на специальные приемы установления контакта со слушателями, которые используют ораторы. — Зрительный контакт. Очень эффективный прием, уместен всегда и в большой аудитории, и в малой, и в личном общении, и в деловом, т.е. уместен всегда. Именно на этом приеме базируется«Правило 90 градусов», о котором говорили в одной из предыдущих статьях. Напомню его основные моменты: стоя в центре сцены, надо вытянуть руки таким образом, чтобы охватывая аудиторию, они составляли угол 90 градусов. Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера. Если отойти слишком далеко от края сцены, когда угол охвата будет составлять 45 градусов, то расстояние для выступления будет слишком неудобное. Для чего надо подсчитывать угол охвата аудитории? Для того, чтобы точно удерживать зрительный контакт с каждым участником, сидящем в зале. Если часть аудитории выпадает из зрительного контакта, то у них создается чувство не вовлеченности в процесс, а значит автоматически на неосознанном уровне чаще всего появляется ощущение недовольства с разной степенью проявления, начиная от легкого раздражения, скуки до саботажа. — Видео материалы или презентации. Наш мозг воспринимает информацию, даже очень интересную, но в одном формате, ориентировочно 10 минут. Поэтому нужны «яркие пятна» в выступлениях, это как раз и будет видеоролик или слайд из презентации. Конечно до секунды выдерживать 10 минут не надо, имейте ввиду эту физиологическую особенность нашего мозга и концентрируйте внимание аудитории на вашем выступлении с помощью разных форматов. — Сложная информация должна быть предоставлена слушателям примерно до 16:00. Проводились исследования, которые подтвердили, что в первой половине дня наш мозг способен воспринимать и перерабатывать информацию, связанную с точными расчетами, анализом, математическими решения и т.п., а во второй половине дня успешнее всего работает с информацией эмоционального характера. Необходимо учитывать такую особенность и строить свою речь в том числе с учетом физиологии. И как, я написала выше, есть приемы работы с голосом – паузы, дикция, темп речи и т.д. Подробно обсудим эти приемы в следующей статье. Итогом данной статьи мне хотелось бы предложить вашему вниманию упражнения по тренировке фокуса внимания. Мне понравились упражнение «Чувствую-слышу-смотрю» тренера Ицхака Пинтосевича, привожу его в авторском изложении: «- Сядь на стул, закрой глаза, расслабь тело и сосредоточь фокус внимания на пальцах ног. Затем переведи взгляд на ступни, затем медленно – к коленям. Осознавай свои мышцы, для контроля посылай в те участки тела, где проходит фокус внимания, импульс расслабления. Пройдись фокусом внимания в течение 3–5 минут по всему телу. Закончи это путешествие мышцами лица. Посылай импульс расслабления во все мышцы, где проходит «экран». Для контроля называй про себя ту часть тела, куда собираешься переводить фокус внимания. Например: «Пальцы ног… ступни… ахилловы сухожилия… икроножные мышцы… колени… передняя поверхность бедер…» и т. д. — Через 3–5 минут, когда пройдешься по всему телу, осознай его целиком. Тело, сидящее на стуле. Затем раздели фокус внимания на два потока. Продолжай «исследовать» все тело, сидящее на стуле, а вторым «пучком» внимания начни слушать окружающий мир. Как локатором, с закрытыми глазами води 50% своего «экрана» по окружающему миру, слушая и осознавая все звуки. Для проверки можешь называть их про себя: «Шумит компьютер… поет птица… трещит стол… скрипнула дверь у соседей…» При этом другие 50% внимания находятся в теле. Ты продолжаешь «видеть» его. Итак, 2 минуты осознаешь и тело, и звуки. — Затем открой медленно глаза и раздели фокус внимания на три потока. Один остается на теле, второй – на звуках, а третий начинает фиксировать то, что ты видишь. Переводи взгляд с предмета на предмет, называя их и не задерживаясь ни на чем более 2–3 секунд (при этом продолжаешь осознавать звуки и тело). Продержись 2 минуты, и ты почувствуешь, как устает «мышца», контролирующая осознанное внимание. Тяжело фокусироваться, если нет для этого ни сил, ни привычки. Упражнение «Чувствую – слышу – смотрю» тренирует фокус внимания, овладев которым, сможешь фокусироваться на том, чего хочешь достичь.» Следующая интереснейшая тема, это технические приемы речи, которые удерживают внимание аудитории на 100%. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|