|
В центре внимания 3. ОтношенияАвтор статьи: Домбровская Людмила Григорьевна
На это раз разговор пойдет об отношениях. Отношениях в целом с людьми. На мой взгляд не имеет значения близкие люди или просто знакомые или даже прохожие, отношения с другими строятся по схожему сценарию, сформировавшемуся с начала жизни на момент вступления в отношения. Запрос про отношения весьма популярен. Наиболее часто клиенты обращаются с проблемами в существующих отношениях с близкими, и, честно говоря, эта проблема гораздо проще, чем другая – когда отношения не складываются вообще. Как обычно говорят клиенты нет личной жизни, нет друзей.
Поразмыслю над тем откуда такие проблемы берутся. Кто-то может со мной не согласиться, но у меня есть мнение на этот счет, которым я с радостью с Вами поделюсь. Своим клиентам я задаю такой вопрос: как Вы думаете, где Вы учились тому, как надо общаться с людьми? Некоторые отвечают сразу, другие нет. А как думаете Вы, где Вы учились этому ценнейшему основополагающему, оказывающему неоценимое влияние на всю жизнь человека навыку?
Лично я думаю, что началось все в самом раннем детстве, сразу после рождения или даже раньше, в материнской утробе. Как мама впервые взяла Вас на руки? С какими чувствами к Вам? Вы не помните, но может Вам рассказывали. Были ли Вам рады, смотрели ли в еще ничего не видящие глаза с любовью, радовались ли? Как Вы учились понимать чувства других людей? Какой пример на протяжении всего детства видели в отношениях своих родителей? Наверняка Вы уже поняли, что эмпатия, способность понимать других, сопереживать им вырабатывается во взаимодействии с другим человеком, в первую очередь мамой. Когда мама общается с ребенком, внимательна к нему, смотрит на него с любовью, играет и общается, ребенок понимает ее чувства, у него вырабатывается способность понимать чувства мамы, а через нее и других людей. Очевидно, что это является основой способности образовывать близкие, доверительные, длительные связи. Ребенок,не получивший навыка понимать других, а потом он же взрослый, в отношениях сразу попадает впросак, оказавшись среди других. Это и понятно, он действует на неизведанной территории, как на минном поле, и каждая ошибка на этом пути приносит боль, разочарование, отчаяние, рост недоверия.
Большинство людей над этой простой мыслью никогда не задумывались. Они впадают в еще более глубокое отчаяние от того, что у них не получается делать то, что они делать не умеют. Вот те раз. Никто не впадает в отчаяние от того, что, сев впервые за руль, сразу не поехал как Шумахер? Я таких не встречала. Никто не впадает в отчаяние, от того, что не умеет танцевать вальс, никто по совершенно естественным причинам даже не надеется на то, что вдруг затанцует, если до этого его никто не научил как это делать, даже если он в принципе умеет двигать ногами.
Думаю, я приближаюсь к большей ясности в вопросе отношений. Никто не может быть успешным в отношениях, если он этому не научился. Не важно где и когда. Конечно в гораздо большем выигрыше оказываются те, кто что назывется с молоком матери. Но гораздо чаще слышу, что у родителей были плохие отношения, а я такие не хочу. Сказать не хочу обычно не достаточно. Или может бывает такое не хочу, которое решает все вопросы, но мне такие случаи не известны.
Надо знать чего хочу, что это Вам подойдет и научиться этому. Как и в любой другой учебе не обойдется без проб и ошибок, без наступания на ноги и помятого бампера, без многократного повторения с целью поиска работающего способа. Так формируются успешные навыки. От умения ходить до строительства космического корабля. Радует в этом одно, что с момента научения прямохождению схема успешного обучения уже записана в мозгу и остается только не забывать ею пользоваться себе во благо.
У меня нет секрета хороших отношений, я его не знаю. Как сказал классик все счастливые похожи, все несчастливые разные. Чтобы попасть в счастливые надо отправиться в гору (метафора развития и роста), найти свою дорогу на вершину горы, а с вершины всем достигшим и счастливым открывается один и тот же вид. Несколько слов в завершение о тех, кто не может найти того, с кем отправиться в путь. Почему и как? Ответ один: взрослеть. Половозрелая сексуальная человеческая особь совершенно естественным, непреодолимым, ведомым инстинктами способом найдет себе партнера. Ребенок партнера найти себе не может, он не знает зачем ему это надо, когда дома тепло, сытно и любят, чего ребенку вполне достаточно. Что мешает взрослению – ответ на этот вопрос всегда разный и с этим надо разбираться, скорее всего долго. На этом пока тему отношения завершаю, если будут вопросы, которые я не затронула, отвечу либо в комментариях, либо отдельной статьей, пишите. Напомню моим читателям, что данная серия моих статей не претендует на профессиональное исследование, а является обобщением моих наблюдений в процессе работы с клиентами для целей ознакомления интересующихся решением своих проблем с помощью психологических инструментов. Продолжение следует. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|