Комната Антистресс | Как просто организовать психотерапевтическое пространство в учреждении

Комната Антистресс  Как просто организовать психотерапевтическое пространство в учреждении

Я всегда была человеком с высоким уровнем эмпатии, проявляла интерес к человеческим историям, судьбам, всегда была готова откликнуться в помощь. С началом работы в системе образования с 2008 г. я получила удивительную возможность стать свидетелем тому, как эти самые человеческие жизни начинаются, строятся, достигают высот или ржавеют и бьются как стекла.

Не могу на сегодняшний день без слёз и горечи смотреть на учащихся современных школ, на образ их жизни. По долгу службы я имею уникальную возможность прикоснуться к истории каждого и узнать, что в эти самые рутинные будни происходит с ними внутри, в какие бури переживаний или выжженные пустоши превращается их внутренний мир.

Наши естественные потребности человека, то есть наши естественные нужды, заключены в простых, казалось бы, вещах. Вы, наверно, дорогой мой читатель удивитесь или иронично хмыкните, что всё про это знают, но я всё же перечислю их, и прошу вас отнестись к ним серьёзно. Это в первую очередь наши потребности в возможности свободно дышать, есть  хорошую пищу, иметь возможность получить помощь, быть свободным в своих суждениях и поведении, испытывать себя и экспериментировать, жить в сплочённой и дружелюбной семье, любить и быть любимым, иметь близких друзей и союзников, а так же быть успешным и признанным в своём ближайшем окружении. В этом расписана вся суть нашего существования в человеческом мире. Эту систему жизненных потребностей человека подробно изложил Абрахам Маслоу в своей книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality, 1954).

Провокаторы” детской и подростковой депрессии, агрессии, склонности к суициду, совершению противоправных действий (воровства, убийства, изнасилования), а также формирование разного рода зависимостей  и нетрадиционной сексуальной ориентации сокрыты непосредственно в их образе жизни и в том, как эти жизненно важные потребности фрустрируются, запрещаются. Каким образом, спросите вы? Они ведь не голодают, они одеты, целая орда социальных служб кружиться вокруг, преисполненная фанатизма и одержимости что-то для них организовать, провести и скормить им. Конвейерный массовый подход мне сейчас больше напоминает мероприятия аниматоров отелей: весело, задороно, актуально, и можно отчитаться, что внимание уделено. Но на самом деле им нужно несколько иное. В первую очередь, право и возможность просто быть собой, быть человеком.

А что делаем мы? Мы навешиваем им каждую секунды целую коллекцию масок из ролей и обязанностей с обязательным участием в официально-организованном маскараде. И ведь очень обижаемся, сердимся и негодуем, когда они этого «не ценят». У меня за годы моей работы часто складывается впечатление, что мы откупаемся от них тем или иным мероприятием.

Посмотрите, на сегодняшний день большую часть времени наши дети находятся в душных помещениях (в классах в школе). Вынуждены питаться часто фаст-фудами, шоколадками, сухариками и газировкой или другой некачественной пищей целый день. Остаются часто один на один со своими трудностями, опасаясь со стороны взрослых вместо помощи шквал осуждения и упрёков, наказательных санкций. В свободе самовыражения и самоорганизации пространства и времени они ограничены: в школе общая форма, на уроке лишний раз не пошутить, не спросить, время на любимые дела полностью перекрываются учёбой или домашними обязанностями. Они ограничены в возможности экспериментировать в поведении, в отношениях, в новой деятельности из-за опасений взрослых, что те попадут в беду, или просто взрослые не могут себе позволить дать ребятам действовать своими способами, методами, алгоритмами, лишая их творческой самостоятельности. Отсюда ребята лишены общения и нагромождены массой родительских предрассудков в отношениях с противоположным полом. Дети часто становятся свидетелями частых скандалов родителей дома. В наказание находятся под домашним арестом или лишены круга общения из-за родительских подозрений. В погоне за рейтингами и качеством усвоения образовательных программ в сжатые сроки всё время слышат от учителей и родителей преимущественно критику, в то время как достоинства и маленькие победы считаются чем-то само собой разумеющимся и не достойным внимания.

Всё это учит их не чувствовать себя, не понимать своих потребностей, страхов и желаний, не строить планы на будущее, не встречаться со своими собственными талантами, и самое главное – им нет физических места и времени, где они могли бы просто сеть, выдохнуть и встретиться с самим с собой с вопросами: «Кто я, где я, зачем я делаю всё это, для чего взрослые наседают и запугивают меня, что же я полезного для себя получил и сделал сегодня, а чем же я себе врежу, и как мне важно о себе позаботиться, почему же я злюсь и ленюсь?» Скажете, это работа психолога массового организовать тот или иной тренинг, акцию, семинар? Здравствуй, очередной маскарад в плане работы… Формально они всё нам отпляшут, споют, расклеят…, но тронет ли это всё личную боль каждого и даст ему бальзам? Увы… Массовые исповеди под общий аккомпанемент ещё никому не приносило благостного сна. Все всегда идут только в индивидуальном порядке, и идут они к конкретным людям, кто увидит их не учащимся такого-то класса, а встретит его человеком. Я очень грущу по этому поводу, но для меня это реальность.

Таким образом, мы и получаем на сегодняшний день массовый букет из проблем с высокими уровнями эмоционального выгорания, риска нервных срывов, рисков («демонстративного») суицида, конфликтности учащихся, феноменов «чужой среди своих» и «Белая ворона» в классе.

Это явление массовое, и я из научного и личного интереса стала выяснять, что ни так. Конечно, за первое место соперничают дела в школе и обстановка дома, и на третьем месте – проблемы с друзьями. И частым ответом на вопрос, «Что тебе не позволяет справляться с этими “бедствиями” в своей жизни?» до 75% отвечают усталость, раздражительность и непонимание своих переживаний и желаний. А в личных беседах на тему «Как ты себя поддерживаешь и отдыхаешь?», а также из подслушанного в кулуарах было заявалено:

Отсутствие мест для отдыха, «ожидания», свободного дружественного общения и поиска новых друзей по интересам.

Так у меня родилась идея клуба как Территории отдыха и досуга, которая заключается в организации свободного творческого пространства для отдыха, самовыражения, обогащения знаниями из психологии, культурного общения с ребятами разных возрастов без «навязанного» участия взрослого, но с ориентиром на формирование основных личностных и коммуникативных УУД.

Моя квалификация позволяет мне самостоятельно вести данный клуб: педагог-психолог и менеджер организации, гештальт-терапевт (I ступень), арт-гештальт-терапевт (I ступень), обучена методу «Ключ» Хасая Алиева (Московский Центр защиты от стресса), продолжаю повышать свою квалификацию в направлении психологического консультирования и психотерапии. Поэтому в состоянии оказать ребятам соответствующую квалифицированную помощь и поддержку. И с опытом прихожу к выводу, что в школах должно быть два специалиста: психолог-диагност и психолог-терапевт (но это так, лирическое отступление).

Таким образом, миссия клуба заключается в обеспечении учащимся:

психологической безопасности в организованном деятельностном пространстве;

передышки от интенсивного рабочего режима и переживаний в учебный день;

автономности: самоопределения в желании и выборе, а также самореализации в удобном для себя формате;

нового опыта творческого познания себя и саморегуляции;

расширения кругозора и опыта общения с ребятами разных возрастов и интересов;

- «побыть с самим собой» и осмыслить свои мотивы, желания, потребности и поведение;

получения моральной поддержки и возможность спросить совета у сверстников и «Знающего» (психолога).

Был выбран соответствующий формат существования клуба, основанный на возможности для учащихся спонтанно организовать полезное для себя время препровождение из предложенных форм:

─ Психологические дискуссии об актуальном, обмен полезным опытом ─

─ Настольные игры 

─ Головоломки 

─ Творческие терапевтические сессии, акции 

─ Сеансы релаксации 

   

─ Организационное (свободное) участие в работе клуба ─

 Данные форматы работы позволяют формировать личностные УУД: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

А также работают на формирование коммуникативных УУД: умения общаться, взаимодействовать с людьми. Они обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  • общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Клуб доступен следующему контингенту учащихся в ОУ по ведущим интересам:

учащиеся 1-4 классов: подклуб «Арт-феерия»: арт-терапевтические занятия (по выпускам журнала «Арт-терапия») для целевой группы учащихся, имеющих трудности с эмоциональной сферой и коммуникативными навыками.

учащиеся 5-8 классов: настольные игры и коллективные дела для развития навыков общения и взаимодействия.

учащиеся 9-11 классов: снятие эмоционального напряжения, общение со сверстниками «по душам», психологическая поддержка в выборе профессии и построении планов на будущее, помощь в личных вопросах.

Свою роль как организатора и ведущего клуба я определила как «организация» и «сопровождение»:

- Содержание инструментария и пространства в рабочем состоянии;

- Ведение информационной и отчётной работы о клубе;

- Знакомство посетителей с возможностями клуба;

- Поддерживающее участие в процессе деятельности;

- Консультативная помощь.

В материально-техническое обеспечение клуба входит:

информационный стенд (объявление на 1 этаже в фойе, на 2 этаже описание у кабинета клуба);

мягкий отделённый уголок для бесед и индивидуального отдыха;

столы для групповой работы, для индивидуальной работы;

настольные игры для разновозрастных групп, головоломки, творческие материалы;

антистрессовый инструментарий, игрушки;

«книжная полка» с познавательной информацией, советами, развлекательная информация;

памятки, буклеты для учащихся, учителей, ролителей (о клубе, тематические рекомендации)

интернет-библиотека (школьный сайт, группы в социальных сетях).

Ежедневная посещаемость клуба может составлять от 3 до 15 человек, в индивидуальном порядке и малыми группами. 

Данный формат психолого-педагогической работы (профилактика, просвещение, коррекция, поддержка) идёт в автономной режиме. 

Делюсь данным опытом организации и ведения клуба с коллегами психологических служб школ и иных учреждений, и спешу заверить, что он будет популярен среди учащихся, педагогов, достаточно только предоставить им это пространство и его богатство. 

─ РЕЗЮМЕ ─

Учителя классные руководители начальной школы могут успешно организовать такую работу на период продлёнки, когда дети организованы с большой долей автономии, ещё и удовольствие получают от процесса. Классные руководители основного и старшего звена могут воплотить это в формате клуба по расписанию «пятничного» или «субботнего», или в формате классного часа как 20-минутка на сплочение коллектива. Подобное пространство свободного посещения в "трудную минут" можно организовать и в любом другом учреждении с повышенной психо-эмоциональной нагрузкой.

Мой центр психологической поддержки и досуга "7 КЛЮЧЕЙ"

Наше сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ" 



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Родить для себя, так ли на самом деле всё просто
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • "Я для себя" - что это?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Что мне делать со своими сновидениями? Маленькое упражнение для самостоятельной работы
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Долой мифическое "потом" или как организовать время и себя
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Быть хорошим для других... или для себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь