Как думают о себе дети

Автор статьи: Денис Зеликсон

Как думают о себе детиИсследование интеллекта было одной из первых тем, стоящих у истоков формирования психологии, как самостоятельной области научного знания.

Сегодня существует огромное количество разнообразных теоретических моделей, описывающих развитие интеллекта и объединенных в несколько групп:

  • психометрические теории (изучают структуру интеллекта, соотношение общего интеллекта и специфического интеллекта)
  • когнитивные теории (концентрируются на вовлеченных в функционирование интеллекта процессах, например, рабочей памяти)
  • когнитивно-контекстуальные теории (оценивают проявление интеллекта в социальном контексте)
  • биологические теории (показывают взаимосвязи между интеллектом и головным мозгом)

К одной из весьма интересных моделей относится так называемая имплицитная теория интеллекта (Implicit Theories of Intelligence), разработанная в конце 1980-х гг. американским психологом Carol Dweck.

Дело в том, что у ребенка, да и любого взрослого, может быть два типа убеждений относительно своих интеллектуальных способностей:

  • интеллектуальные способности никак не могут быть изменены и их стоит воспринимать как данность (Entity или Fixed Mindset)
  • интеллектуальные способности могут быть улучшены с помощью собственных усилий (Incremental или Growth Mindset)

Оказывается, что наличие того или иного убеждения влияет на результаты использования своего интеллекта на практике.

Первое убеждение существенно снижает эффективность его использования, тогда как второе значительно повышает ее.

Другими словами, два ребенка с одинаковым уровнем интеллекта (IQ), который проверен с помощью стандартизированных психометрических методик, будут показывать различные результаты тестирований когнитивных функций или, например, академических знаний в зависимости от того, какое убеждение сидит у них в голове.

С момента появления имплицитной теории интеллекта было проведено огромное количество разнообразных исследований, направленных на опровержение или подтверждение выдвинутых гипотез.

Так, Blackwell, Trzesniewski и Dweck (2007) показали, что Growth Mindset предсказывает повышение школьной успеваемости у детей в течение двух лет, а Fixed Mindset никак не влияет на школьные оценки.

Наряду с этим программа из 8 сессий, направленная на формирование у детей Growth Mindset, позволила экспериментальной группе повысить мотивацию к учебе и улучшить оценки по математике.

В 2015 году было опубликовано исследование с участием 1 594 учеников 13 школ, показавшее эффективность учебной программы по формированию Growth Mindset.

Наибольшую пользу эта программа принесла тем школьникам, которые находились в зоне риска из-за низкого социального статуса их семей.

В том же 2015 году британский Education Endowment Foundation провел собственное исследование эффективности программы по формированию Growth Mindset в шести школах с учениками 5-х классов.

Несмотря на то, что статистические показатели оставляли желать лучшего, те, кто посещал специальные занятия, опережали своих сверстников минимум на два месяца по стандартной программе по английскому языку и математике.

Отличные результаты научных исследований позволили сформировать большое количество разнообразных программ, реализуемых в практике работы школ по всему миру.

В общем виде курсы по развитию Growth Mindset представляют собой занятия, на которых детям рассказывают о том, как формируется и изменяется мозг человека, учат их обращать внимание на процесс обучения, а не на отдельный результат и т.д.

Однако по словам самой Carol Dweck, ее первоначальная идея о развитии интеллекта ребенка не всегда правильно воплощается в конкретной школьной практике.

Так, в некоторых случаях учителя хвалят детей за прилагаемые ими усилия без какой-либо оглядки на результат этих стараний.

Получается, что неэффективные стратегии освоения знаний учеников получают незаслуженную порцию похвалы.

Необходимо быть честным и правильно связывать усилия с результатом, говорит Carol Dweck.

Говорить детям о том, что они могут все, - также не самая правильная затея.

Необходимо четко увязывать способности и цели, чтобы избежать фрустрации и повысить эффективность обучения школьников.

Наряду с этим стоит помнить о том, что школа в ответе за создание такой среды, которая способствовала бы развитию у ребенка Growth Mindset.

Для этого необходимо:

  • давать детям задания, которые имеют для них смысл
  • предоставлять им честную и поддерживающую обратную связь
  • способствовать формированию стратегий для освоения новых знаний
  • подталкивать их к оценке качества собственной работы

В заключении стоит отметить, что это не единственный пример, когда научные успехи позитивной психологии не до конца понимаются практиками.

 

Changing Mindsets Evaluation report and Executive summary. Education Endowment Foundation, 2015.

Blackwell L.S., Trzesniewski K.H., Dweck C.S. Implicit Theories of Intelligence Predict Achievement Across an Adolescent Transition: A Longitudinal Study and an Intervention. Child Development, 2007, Volume 78, Number 1, Pages 246 – 263.

Paunesku D., Walton G.M., Romero C., Smith E.N., Yeager D.S., Dweck C.S. Mind-Set Interventions Are a Scalable Treatment for Academic Underachievement. Psychological Science, 2015, pp. 1–10.

Recognizing and Overcoming False Growth Mindset, Edutopia, 11.01.2016.

Оригинал здесь: http://pospsy.ru/teoriya-razvitiya-intellecta-growth-mindset/ 



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Влияет ли уровень интеллекта на наши возможности в будущем?
  • Развитие эмоционального интеллекта в детской студии Школа фей и волшебников
  • Теория Интеллекта. Ермаков С.В.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Если вы столкнулись с человеком, у которого деменция (потеря памяти и интеллекта)
  • Может ли психологическая диагностика интеллекта помочь в профориентации?
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Три вида интеллекта
  • Ловушка интеллекта
  • Определение уровня интеллекта
  • 10 этажей эмоционального интеллекта
  • Тест интеллекта Векслера
  • Три вида интеллекта. Нейропсихология
  • Сомнения признак интеллекта.
  • О значении эмоционального интеллекта
  • 3 правила развития творческого интеллекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь