Может ли психологическая диагностика интеллекта помочь в профориентации?

Автор статьи: 404

Практикующий психолог довольно часто сталкивается с просьбой помочь в выборе профессии, и это совершенно неудивительно. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые мы принимаем в своей жизни, очень важно делать это на основании как можно более полной информации.

В современной психологии существует множество подходов к проблеме профориентации, разработаны разнообразные технологии, которые позволяют молодому (или не очень) человеку найти себя в мире профессий. Но можно заметить, что большинство существующих профориентационных опросников нацелены на прояснение интересов человека, его желаний и т.д.. Конечно, это очень важный фактор выбора профессии, но все же не единственный. Важно понимать, что в выборе профессии помимо «хочу» есть еще и «могу»: способности, профессионально значимые личностные качества, состояние здоровья, наконец. Именно поэтому, на наш взгляд, при профориентационном тестировании очень важно получить информацию и о такой важной составляющей способностей человека, как интеллект, его отдельных компонентах, «сильных» и «слабых» сторонах и т.д..

В качестве конкретного примера я бы хотела рассказать об опыте работы с Кариной, ученицей 8-го класса (естественно, настоящее имя девушки изменено). Мама Карины обратилась за помощью потому, что девушке вскоре предстояло определяться с профилем дальнейшего обучения, а сделать это было тяжело: Карина довольно хорошо учится по всем предметам, интересуется в жизни многими вещами, именно поэтому мы решили начать двигаться в сторону профессионального самоопределения от изучения интеллектуальных способностей.

В работе я использовала две достаточно хорошо известные методики: тест структуры интеллекта Амтхауэра и прогрессивные матрицы Равена. Расскажу о некоторых получившихся результатах.

Оказалось, что Карину характеризует средний уровень общей осведомленности, что говорит о том, что, при наличии определенного интереса к окружающему миру, все же сохраняется детская ограниченность общего кругозора. В некоторых условиях данная особенность может препятствовать успешности обучения по гимназическим программам.

Речевое понятийное интуитивное мышление развито на высоком уровне. Карина способна легко выделять суть в пространно изложенной, описательной информации, формулировать свое мнение по различным вопросам культурно-исторического характера. Данная интеллектуальная особенность обеспечивает хорошее понимание предметов школьного цикла, высокую успеваемость.

Речевое понятийное мышление развито на хорошем уровне. Это означает, что любые тексты Карина воспринимает осмысленно; читая или слушая, она способна следить за логикой изложения последовательно происходящих изменений, способна выделить внутреннюю структуру текста, расставить смысловые акценты.

Также хорошо развита операция понятийной категоризации, то есть способность к образованию понятий, определению конкретных явлений в рамках более общих категорий, систематизации знаний, обобщению, структурированию материала посредством создания объективных классификаций.

Результаты тестирования позволяют определить у Карины средний уровень развития математических навыков, начальную стадию формирования математической интуиции.

Абстрактное мышление развито на высоком уровне, что свидетельствует о незаурядном интеллектуальном потенциале. Это показатель развитого формально-логического мышления, наличия умения оперировать отношениями, зависимостями безотносительно к качественному содержанию информации.

Операция образного синтеза развита на хорошем уровне. Данная особенность говорит о способности к формированию целостных представлений на основе последовательно накапливаемой, но несистематизированной, разрозненной, отрывочной, неполной информации.

В то же время, пространственное мышление развито на низком уровне. Это свидетельствует о том, что образное восприятие доминирует над логически-структурным. Данная особенность может быть препятствием при усвоении таких дисциплин, как физика, геометрия, тригонометрия, черчение.

Оперативная логическая память развита хорошо. Данный вид памяти отличается тем, что запоминание предваряется осмыслением, структурированием информации, выделением ее внутренней закономерной логики.

Особенности визуального мышления, оперирующего формально-графическими изображениями, были изучены при помощи теста Равена.

Визуальное структурное мышление развито хорошо. Карина довольно легко выделяет связи, закономерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи, способна самостоятельно применять рисунки и схемы для лучшего понимания и запоминания материала.

Для Карины характерен высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления. Это связано со способностью идентифицировать объект, явление во всех фазах развития, быстро понимать принцип, согласно которому происходят преобразования, может прогнозировать характер изменения объекта еще до того, как они произойдут.

Визуальное комбинаторное мышление развито хорошо, а вот абстрактное визуальное мышление (то есть способность выражать графически наиболее абстрактные алгебраические зависимости, а также видеть, выделять математические закономерности в вербально и визуально представленной информации) только еще начинает формироваться.

По результатам проведенного обследования удалось сделать следующие выводы о наличии интеллектуальных задатков к развитию профессиональных способностей.

Гуманитарная специализация (филология, литературоведение, искусствоведение, журналистика) – возможно развитие соответствующих профессиональных способностей.

Общественные науки (история, философия, социология, юриспруденция, психология и т.д.) – возможно развитие соответствующих профессиональных способностей при условии расширения общего кругозора.

Иностранные языки – нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.

Педагогика - возможно развитие соответствующих профессиональных способностей (но необходимо учитывать также личностные особенности).

Естественные науки (биология, химия, география, археология, геология, медицина, фармакология) - возможно развитие соответствующих профессиональных способностей, но в медицинских специальностях не рекомендованы стоматология и хирургия.

Прикладная математика, программирование - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.

Экономика – нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.

Инженерная деятельность - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.

Архитектура, промышленный дизайн - нельзя говорить о наличии ярко выраженных интеллектуальных склонностей.

И Карина, и ее мама отметили, что полученная информация оказалась для них очень ценной, хотя, конечно же, прохождение подобного тестирования требует немалого времени и определенных усилий. Может ли психологическая диагностика интеллекта помочь в профориентации



Просмотров: 533
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Магическое мышление очень взрослой женщины - хорошо или плохо? Опрос
  • Развитие коммуникативных способностей посредством риторики
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Татуировка как передача на невербальном уровне информации о её владельце
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Интуиция и правильное мышление. Единственно правильный метод развития интуиции через правильное мышление
  • Супервизия для психолога - развитие профессионализма и способностей с целью улучшения практики
  • Самоконтроль как сила концентрации или управления собой. Развитие творческих способностей.
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности
  • Сборщик сложных интеллектуальных объектов. Навыки.
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • В чем причина интеллектуальных и эмоциональных проблем наших детей?
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Позитивная психотерапия. Взгляд на человека и концепция базовых способностей.
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Мышление бедняка и мышление состоятельного человека. Разница
  • Как быстро, легко и без усилий почувствовать себя хорошо
  • Внутрисемейные отношения при наличии в системе зависимого.
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?
  • Как хорошо быть молодыми….. или не очень
  • О профессиональном взрослении: развитии способностей, выборе, чувстве вины и немного о счастье.
  • Составление дерматографической карты личности (при наличии татуировок)
  • Количественное исследование особенностей созависимости при наличии семейной травмы
  • ТОП 5 фраз, которые нельзя говорить человеку, который переживает утрату.
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь