Внутрисемейные отношения при наличии в них зависимого. Отдельным и весьма широким фронтом работы специалистов по реабилитации в развитии социального потенциала зависимого становится система его семейных отношений, поскольку в результате длительного употребления психоактивных веществ она подвергается катастрофическим разрушениям. Зависимостью от психоактивных веществ человек не страдает в одиночку, вольно или невольно процессами, связанными с формированием и развитием этого губительного заболевания, оказывается охвачено всё его ближайшее окружение, родные и близкие, друзья и коллеги. Особенно острой и болезненной вовлечённость в зависимость становится для членов семьи пациента, которые ежедневно испытывают на себе влияние болезни и её последствий. Семья представляет собой единую динамичную систему, которая включает в себя всех составляющих её участников во всём многообразии форм их взаимосвязей и алгоритмов взаимодействия. Нарушения структуры и функционирования семейной системы охватывают все сферы жизни людей, связанных родственными узами с зависимым от ПАВ. Пытаясь приспособиться к сложившемуся из-за употребления ПАВ членом семьи положению вещей, родственники зависимого постепенно вырабатывают защитные психологические механизмы, приводящие к нездоровому отреагированию чувств и демотивирующему зависимого поведению. Эмоциональный фон в семейных взаимоотношениях носит в большей части негативную окраску, все чувства фокусируются на привязанности члена семьи к ПАВ и болезненных переживаниях, вызываемых его употреблением, способы выражения своих чувств и мыслей приобретают деструктивный, а зачастую и агрессивный характер. Внутрисемейное коммуницирование приобретает черты взаимного манипулирования и со временем неуклонно стремится в колею исполнения типичных, шаблонных ролей драматического треугольника власти (жертва-преследователь-спасатель), в устойчивую ловушку порочного круга невротических игр. В результате трансформации всей структуры семейной системы эффективность взаимодействия участников этого мини-социума существенно снижается, нередки ситуации, когда общение между членами семьи сводится лишь к обмену формальными репликами и решению простейших бытовых вопросов. В созависимой семье, как правило, утрачивается взаимопонимание, возрастает число конфликтогенных факторов и стрессовых ситуаций. Дисфункциональность семейной системы проявляется также и на поведенческом уровне, что выражается в постоянном игнорировании существующих в семье правил и принятых договорённостей, отсутствии или периодическом нарушении устоявшихся норм поведения, неустойчивости внутрисемейных границ. Мой опыт работы с зависимыми от ПАВ и созависимыми членами их семей позволяет с уверенностью утверждать, что семья играет одну из центральных, ключевых ролей как в процессе реабилитации, так и в постреабилитационном периоде. Включение семьи зависимого пациента в процесс терапии является залогом её результативности на всех этапах реабилитации, а на начальной стадии – важнейшим мотивирующим фактором. Внутренний воспитательный ресурс семейной системы огромен, и усилия специалистов реабилитационного центра должны быть сосредоточены на его активизации и развитии, на формировании благоприятной среды для раскрытия личностного и социального потенциала, на оздоровление всей структуры связей и отношений. Психотерапевтическая коррекция семейной системы для восстановления её нормального функционирования ведётся на индивидуальных и семейных консультациях, в ряде случаев может быть рекомендована работа также в составе мультисемейных терапевтических групп. Особое внимание внутрисемейной психокоррекции следует уделять в сопровождении пациента после прохождения курса в реабилитационном центре и возвращении его в семью, в процессе адаптации к обычным условиям повседневной жизни. Если зависимый пациент после лечения возвращается в прежнюю дисфункциональную семейную среду, с нездоровой и неизменившейся атмосферой, то риск срыва и возврата к употреблению возрастает на порядок. Важным инструментом реализации воспитательного потенциала семьи выступает совместная выработка её членами семейного договора, определяющего основные правила взаимодействия внутри системы, права и обязанности каждого участника. Обсуждение подобных договорённостей начинается, прежде всего, с прояснения ценностей и потребностей каждого члена семьи, определения неудобств, вызывающих антагонизм и раздражение, поиска причин возникновения дискомфорта, а также декларации конкретных целей, которых хотелось бы достичь во взаимоотношениях. При этом важно различать реальный ущерб, который причиняется членам семьи поведением зависимого, от собственных переживаний и беспокойства по этому поводу. Семейный договор позволяет формализовать чёткие запреты и конкретные санкции за их нарушения, в нём могут быть также определены дополнительные бонусы за точное выполнение условий и любые иные индивидуальные нюансы. Самое главное – чтобы все договорённости обсуждались и согласовывались совместно всеми членами семьи, а не навязывались зависимому, чтобы каждый участник семейной системы в равной мере принимал на себя ответственность за соблюдение выработанных правил. В ходе семейной консультации значительную часть времени и внимания психолог совместно с членами созависимой семьи уделяет анализу выполнения соглашений, достигнутых между ними, в повседневном взаимодействии, выявлению возможных причин их нарушения, оценке ресурсов, необходимых для соблюдения правил, при необходимости даёт рекомендации по своевременной их корректировке. Изучение всех техник и методик, о которых я рассказали в данной статье,и их освоение на практике помогают повысить степень приспособляемости зависимого к существующей социальной среде, позволяют ему научиться работать в сотрудничестве с окружающими, плодотворно общаться с ними, выстраивать здоровые и экологичные отношения, избегать конфликтных ситуаций, достигать договорённостей, находить взаимоприемлемые варианты разрешения сложных жизненных ситуаций.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.