|
О профессиональном взрослении: развитии способностей, выборе, чувстве вины и немного о счастье.Автор статьи: Анастасия Кедровская
«У меня растут года, Владимир Маяковский Все мы находимся в процессе непрерывного взросления, и не только биологического, но и профессионального. Еще внутриутробно у человека происходит формирование всех анализаторов и развитие участков коры головного мозга, что создает условия для дальнейшего развития общих способностей. А затем ребенок активно познает окружающий мир, впитывает все впечатляющее в новых условиях, в которые он попадает с рождением. И конечно до профессионального определения ему еще далеко, но родители уже начинают отмечать те или иные задатки своего малыша. Вспоминается мне случай в аэропорту: молодая пара с крохой на руках стояли передо мной в очереди на посадку и бурно спорили, кем же станет их сынишка - футболистом или пианистом. Видимо у этого ребенка комплексно развивались его способности или родителям очень уж хотелось воплотить в нем собственные мечты. Несколько позже (3-7 лет) ведущей деятельностью становится игра, через которую дети овладевают основными смыслами человеческой деятельности, и происходит их первое знакомство с конкретными профессиями. В период работы в детском саду я почти ежедневно наблюдала, как они буквально отвоевывают друг у друга белый халат доктора, а еще у них не выходит из моды профессия шофера и продавца. Помню из детства затрепанную книжку Сергея Михалкова, доставшуюся мне от кого-то в наследство, и одно из любимых стихотворений «А что у вас?», в котором мальчишки и девчонки ведут жаркий спор о важности профессий мам, а значит и к себе их примеряют. Да и кто из нас не мечтал стать врачом, летчиком или милиционером? Хотя у меня в раннем детстве была довольно странная мечта о профессии кондуктора, вот поистине «мамы всякие важны». По мере своего взросления, в процессе учебной деятельности (7-18 лет) человек проживает долгую стадию подготовки к труду, развивая важные функции самоконтроля и планирования деятельности. Думаю, что почти каждому подростку и его родителям знаком тревожный период профориентации: тестирования школьного психолога, долгие дебаты о востребованности специальностей на рынке труда и желание просчитать всевозможные риски. Профессиональный выбор, как и любой другой, характеризуется ситуацией неизвестности, неопределенности будущего, именно с ней и связано ощущение повышенной тревоги, чувство дезориентации, неуверенности в себе. На этом этапе крайне важно учитывать интересы ребенка, его способности в тех или иных областях, и дать возможность участвовать в выборе профессии. Это позволит человеку, вступающему в период юности (18-20 лет), нести ответственность за собственно принятые решения, а значит обрести собственную психологическую зрелость. Даже если в дальнейшем в процессе профессиональной подготовки или на этапе вхождения в профессию (период ранней взрослости 20-40 лет) ему придется столкнуться с реалиями трудового процесса и пережить свои разочарования от сделанного выбора, только собственные поиски, личные пробы и ошибки могут привести к желаемому профессиональному самоопределению. Период зрелости (25-65 лет) по-прежнему полон профессиональных выборов: выбор места работы; упрочнение рабочих позиций или смена деятельности внутри и вне профессиональной сферы; получение дополнительного образования или же выбор иной специальности; планирование карьеры. И, на мой взгляд, процесс выбора не заканчивается и в поздней зрелости (от 65 лет), т.к. у каждого есть возможность применять свои профессиональные способности в различных сферах своей жизни. Работая с пожилыми людьми, я наблюдала противоположные примеры: от полной утраты социальной адаптации в связи с выходом на пенсию, до сохраняющейся профессиональной востребованности долгожителей. Выбор, в том числе и профессиональный, неизбежно сопровождается чувством тревоги и вины, т.к. выбирая одни возможности, мы отказываемся от реализации других в полной мере. Я могу, конечно, рассмотреть работу кондуктором - мечту моего детства, как вариант дополнительного заработка, но мне уже не хочется отнимать время и энергию от моего профессионального развития в психологии. Именно поэтому приходится мне порой грустным взглядом сопровождать кондуктора, который с важным видом обходит свои автобусные владения, смотря на сидящих пассажиров сверху вниз, выдает им право на передвижение, и уносит с собой тайну заветного счастливого билетика. А закончить мне бы хотелось несколько лирично - ответом моей первой учительницы, который она дала мне на вопрос: «Альбина Федоровна, а что такое счастье?». «Счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой». Лишь сегодня в процессе написания этой заметки я узнала, что слова эти, ставшие моей путеводной звездой, принадлежат турецкому поэту и драматургу Назыму Хикмету. Уверена, что Альбина Федоровна знала это еще тогда, т.к. была и остается увлеченной любительницей театра и даже вела в школе театральную студию. Но для нее, как я всегда склонна была верить, это были не просто слова. Я верю, что человек, выбравший юной девушкой приехать в сибирскую глубинку и посвятить ее ученикам на их начальном пути профессионального становления свою жизнь, знает о счастье не понаслышке. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|