О профессиональном взрослении: развитии способностей, выборе, чувстве вины и немного о счастье.

«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?»

Владимир Маяковский

Все мы находимся в процессе непрерывного взросления, и не только биологического, но и профессионального. Еще внутриутробно у человека происходит формирование всех анализаторов и развитие участков коры головного мозга, что создает условия для дальнейшего развития общих способностей.  А затем ребенок активно познает окружающий мир, впитывает все впечатляющее в новых условиях, в которые он попадает с рождением. И конечно до профессионального определения ему еще далеко, но родители уже начинают отмечать те или иные задатки своего малыша. Вспоминается мне случай в аэропорту: молодая пара с крохой на руках стояли передо мной в очереди на посадку и бурно спорили, кем же станет их сынишка - футболистом или пианистом. Видимо у этого ребенка комплексно развивались его способности или родителям очень уж хотелось воплотить в нем собственные мечты.

Несколько позже (3-7 лет) ведущей деятельностью становится игра, через которую дети овладевают основными смыслами человеческой деятельности, и происходит их первое знакомство с конкретными профессиями. В период работы в детском саду я почти ежедневно наблюдала, как  они буквально отвоевывают друг у друга белый халат доктора, а еще у них не выходит из моды профессия шофера и продавца. Помню из детства затрепанную книжку Сергея Михалкова, доставшуюся мне от кого-то в наследство, и одно из любимых стихотворений «А что у вас?», в котором мальчишки и девчонки ведут жаркий спор о важности профессий мам, а значит и к себе их примеряют. Да и кто из нас не мечтал стать врачом, летчиком или милиционером? Хотя у меня в раннем детстве была довольно странная мечта о профессии кондуктора, вот поистине «мамы всякие важны».

По мере своего взросления, в процессе учебной  деятельности (7-18 лет) человек проживает долгую стадию подготовки к труду, развивая важные функции самоконтроля и планирования деятельности.  Думаю, что почти каждому подростку и его родителям знаком тревожный период профориентации: тестирования школьного психолога, долгие дебаты о востребованности специальностей на рынке труда и желание просчитать всевозможные риски. Профессиональный выбор, как и любой другой, характеризуется ситуацией неизвестности, неопределенности будущего, именно с ней и связано ощущение повышенной тревоги, чувство дезориентации, неуверенности в себе. На этом этапе крайне важно учитывать интересы ребенка, его способности в тех или иных областях, и дать возможность участвовать в выборе профессии. Это позволит человеку, вступающему в период юности (18-20 лет), нести ответственность за собственно принятые решения, а значит обрести собственную психологическую зрелость. Даже если в дальнейшем в процессе профессиональной подготовки или на этапе вхождения в профессию (период ранней взрослости 20-40 лет) ему придется столкнуться с реалиями трудового процесса и пережить свои разочарования от сделанного выбора, только собственные поиски, личные пробы и ошибки могут привести к желаемому профессиональному самоопределению.

Период зрелости (25-65 лет) по-прежнему полон профессиональных выборов: выбор места работы; упрочнение рабочих позиций или смена деятельности внутри и вне профессиональной сферы; получение дополнительного образования или же выбор иной специальности; планирование карьеры. И, на мой взгляд, процесс выбора не заканчивается и в поздней зрелости (от 65 лет), т.к. у каждого есть возможность применять свои профессиональные способности в различных сферах своей жизни. Работая с пожилыми людьми, я наблюдала противоположные примеры: от полной утраты социальной адаптации в связи с выходом на пенсию, до сохраняющейся профессиональной востребованности долгожителей.

Выбор, в том числе и профессиональный, неизбежно сопровождается чувством тревоги и вины, т.к. выбирая одни возможности, мы отказываемся от реализации других в полной мере. Я могу, конечно, рассмотреть работу кондуктором  - мечту моего детства, как вариант дополнительного заработка, но мне уже не хочется отнимать время и энергию от моего профессионального развития в психологии. Именно поэтому приходится мне порой грустным взглядом сопровождать кондуктора, который с важным видом обходит свои автобусные владения, смотря на сидящих пассажиров сверху вниз, выдает им право на передвижение, и уносит с собой тайну заветного счастливого билетика.

А закончить мне бы  хотелось несколько лирично - ответом моей первой учительницы, который она дала мне на вопрос: «Альбина Федоровна, а что такое счастье?». «Счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой». Лишь сегодня в процессе написания этой заметки я узнала, что слова эти, ставшие моей путеводной звездой, принадлежат турецкому поэту и драматургу Назыму Хикмету. Уверена, что Альбина Федоровна знала это еще тогда, т.к. была и остается увлеченной любительницей театра и даже вела в школе театральную студию. Но для нее, как я всегда склонна была верить, это были не просто слова. Я верю, что человек, выбравший юной девушкой приехать в сибирскую глубинку и посвятить ее ученикам на их начальном пути профессионального становления свою жизнь, знает о счастье не понаслышке.



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Кем работать мне тогда, чем мне заниматься? Как родители могут помочь в выборе профессии
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Смена профессиональной деятельности
  • Выбор работы (деятельности) с учетом метапрограмм
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Мой выбор профессии и зарождение моего метода работы
  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 2 - Период половой зрелости
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Личностное и профессиональное развитие в период средней зрелости
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Синдром профессионального выгорания и способы профилактики «профессиональной болезни»
  • Игра была про счастье: это, когда тебя понимают
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь