|
Личностное и профессиональное развитие в период средней зрелостиАвтор статьи: Широкая Анжелика
Средняя зрелость – это период поиска новых ценностных оснований жизни, выступающих своего рода ее духовными опорами. Наблюдаемая в середине жизни переоценка достижений и жизненных планов затрагивает как развитие личности, так и межличностные отношения, так и профессиональную сферу. В целом средняя зрелость, характеризуется как годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности. К 40 годам человеком приобретается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни. Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант характеризуют этот кризис (40-42 года) как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. По мнению Б.С. Братуся, выход из ситуации нормативного кризиса может быть двояким. Необходимо либо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменить смысловую ориентацию в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы, по утверждению того же автора, приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Общими для женщин зрелого возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что им трудно найти время и для семьи, и для работы. Время наступления ключевых событий в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ жизни и выбор женщин зрелого возраста — их основные занятия, радости и горести, круг коллег и друзей. Общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности. Из-за того, что мужчинам приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему, возникает ряд проблем. Каждый человек — через свою реакцию на окружающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование и каким будет его будущее. По мнению А. Маслоу, в зрелые годы потребность в самоуважении достигает максимального уровня. Самоуважение личности во многом базируется на признании, репутации, социальном статусе взрослого. Всем этим обладает большинство людей в средней зрелости. Духовное развитие человека может идти в разных направлениях: либо будет снижаться вместе с биологическими функциями, либо поднимется на новую высоту и будет противопоставлено убыванию физических сил. Как отмечет А.В. Толстых, самым опасным в периоде зрелости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит. Период средней зрелости имеет свои главные черты дальнейшего упрочнения системы социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки. К 50 годам, человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено. Не завершено и профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными. Более перспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный аспект проблемы - высокая продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием. Итак, в период средней зрелости возможны различные варианты профессионального развития личности. Для большинства людей средняя зрелость – это период наивысших достижений в профессиональной деятельности. Зрелость – это самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие. Средняя зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути. Центральным возрастным новообразованием периода средней зрелости является продуктивность – как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|