Личностное и профессиональное развитие в период средней зрелости

Автор статьи: Широкая Анжелика

Средняя зрелость – это период поиска новых ценностных оснований жизни, выступающих своего рода ее духовными опорами. Наблюдаемая в середине жизни переоценка достижений и жизненных планов затрагивает как развитие личности, так и межличностные отношения, так и профессиональную сферу.

В целом средняя зрелость, характеризуется как годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности. К 40 годам человеком приобретается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни.

Личностное и профессиональное развитие в период средней зрелости

Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант характеризуют этот кризис (40-42 года) как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. По мнению Б.С. Братуся, выход из ситуации нормативного кризиса может быть двояким. Необходимо либо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами, либо изменить смысловую ориентацию в том направлении, в котором будет возможно поступательное развитие личности. Невозможность осознания этой альтернативы, по утверждению того же автора, приводит к аномальному развитию личности, реактивному преодолению сложившегося противоречия.

    Главной характеристикой кризиса среднего возраста  является  расхождение между  мечтами  и  жизненными  целями  человека  и действительностью   его существования.  Удачное  достижение  зрелости  в  среднем  возрасте  требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание  физических  сил  и привлекательности  -  одна  из  главных  проблем,  с  которыми  сталкивается человек в годы  кризиса  среднего  возраста,  причём  женщины  сильнее,  чем мужчины, реагируют  на  физическое  старение.  Общими  для  женщин  зрелого возраста являются ролевые конфликты, связанные с тем, что  им  трудно  найти время и для семьи, и  для  работы.  Время  наступления  ключевых  событий  в семейном и профессиональном циклах определяют статус, образ  жизни  и  выбор женщин зрелого возраста — их основные  занятия,  радости  и  горести, круг коллег и друзей.

Общество вынуждает  мужчин  соответствовать  единому  образцу  успеха  и мужественности. Из-за того, что мужчинам  приходится свыкнуться  с  мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того,  что  они  вынуждены были  отказываться  от   многих   собственных   желаний, пытаясь   достичь соответствия ему, возникает ряд проблем.

Каждый человек — через свою реакцию на окружающий мир — играет  активную роль в том, как складывается его существование и каким будет его будущее. По мнению А. Маслоу, в зрелые годы потребность в самоуважении достигает максимального уровня. Самоуважение личности во многом базируется на признании, репутации, социальном статусе взрослого. Всем этим обладает большинство людей в средней зрелости.

Духовное развитие человека может идти в разных направлениях: либо будет снижаться вместе с биологическими функциями, либо поднимется на новую высоту и будет противопоставлено убыванию физических сил. Как отмечет А.В. Толстых, самым опасным в периоде зрелости следует считать состояние застоя, при котором прогрессивного развития личности не происходит.

Период средней зрелости имеет свои главные черты дальнейшего упрочнения системы социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки.  К 50 годам, человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.

Не завершено и профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

Более перспективным направлением  изучения  профессионализма  является его рассмотрение в неразрывной связи с развитием  (в  том  числе  личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г.  Ананьев  указывал  на  необходимость проведения фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это  наиболее важные  периоды  развития  личности,  для  которых  характерна   высокая   и творческая и социальная активность. Под  его  руководством  в  1965  году  в Ленинграде была создана школа экспериментального  исследования  личности,  а проведённые исследования сломали  существовавшие  представления  о  зрелости как  о  периоде  «окаменения».  Именно  данный  аспект  проблемы  -  высокая продуктивность деятельности и достижений - стал  решающей  предпосылкой  для формирования акмеологии как науки.

В настоящее время акмеология  определяется  как  наука,  возникшая  на стыке  естественных,  технических  и  гуманитарных  дисциплин  и   изучающих закономерности и механизмы развития человека  на  ступени  его  зрелости  и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Достижение  профессионализма  в  акмеологическом  понимании связано   с развитием   личностных    качеств    (целеустремлённости,   инициативности, организованности),     черт     характера     (упорства,  настойчивости, последовательности),  интеллектуальных  качеств,   в   совершенствовании   и обогащении  профессиональных  умений, раскрытием   творческого   потенциала личности  и  её  нравственным совершенствованием.  Поэтому  профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

Итак, в период средней зрелости возможны различные варианты профессионального развития личности. Для большинства людей средняя зрелость – это период наивысших достижений в профессиональной деятельности. 

Зрелость – это самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Средняя зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.  Центральным возрастным новообразованием периода средней зрелости является продуктивность – как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения. 



Просмотров: 607
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности самооценки в период средней зрелости
  • Зрелость. Кризис зрелости 40 лет. Коррективы жизненного замысла
  • Отношение личности, как критерий личностного роста и показатель её зрелости.
  • О важности психологического здоровья женщины. Часть 2 - Период половой зрелости
  • Гендерные особенности свойств внимания в период зрелости
  • О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • Путь к зрелости через кризисы взрослой жизни.
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Смысл жизни в 45-50 или переход к зрелости
  • Большие НЕ Возраста Зрелости
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности
  • Стабильность vs Развитие: условия формирования успешной личности.
  • С места в карьер или как происходит развитие личности
  • На пути к зрелости
  • Кризис личности как путь развития
  • Развитие пограничных черт личности
  • Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости
  • Должен ли практикующий психолог быть эталоном психологического здоровья и личностной зрелости?
  • Психотравмирующее влияние семейных конфликтов на развитие личности и семейные отношения в целом.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Как выхлопотать медицинский полис, или на пути к социальной зрелости.
  • Как запреты и ограничения в детстве влияют на развитие личности в целом.
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь