Как выхлопотать медицинский полис, или на пути к социальной зрелости.

  У дочери проблемы на работе. Зарплату платят по-чёрному и не оформляют медицинский страховой полис. Осознала она это как-то постепенно, исподволь. Сначала: «ну мы поглядим, что ты из себя представляешь, сразу не будем тебя оформлять». Потом – «вот уж кончится испытательный срок», а спустя 3 месяца появились промахи и ошибки, накопилось недовольство руководства, и у неё созрел страх увольнения. С таким страхом, как она поняла, работают все сотрудники её отдела.

В чём причина? Что это – плохое отношение к работе, некомпетентность? Вряд ли, она старательная, институт закончила с красным дипломом, ни копейки за учёбу не платила. Не соответствует должности? Но она и работает первый год, так сказать, «молодой специалист», её брали на должность помощника. Может, выбрала неправильную линию поведения? Тоже не верится – везде, где раньше в студенческие годы ей удавалось подработать, её хвалили и приглашали снова. Или начальница не способна создать здоровую рабочую обстановку? Словом, истинное положение дел я не знаю. Ясно только, что работодателя дочь в целом устраивает, но ей там очень тяжело, и мне очень хочется помочь. Видно, как нуждается она сейчас в прояснении ситуации, ищет причину, пытается понять, выстроить нормальный продуктивный рабочий ритм.

 Дочь мрачнеет, засиживается дома вечерами за общим чаепитием дольше обычного – потребность обсудить, посоветоваться, пожаловаться.

В чём именно её проблема там – она сформулировать чётко не может. Пытается разобраться. Не поймёт, почему только в их отделе такая напряжённая обстановка: нельзя слушать радио, даже тихо, нельзя сменить заставку на рабочем столе своего компьютера, нельзя держать сотовый телефон на виду, что-либо передвигать в комнате. Во всех других комнатах всё это можно.

Сложности в работе тоже какие-то странные: оттуда, откуда положено брать информацию – не брать. А откуда? – а вот откуда хотите. Никакого общения по своему вопросу со звонящими коллегами из филиалов. А если позвонили, и больше никого нет – трубку, что ли, не брать? Но если позвонило начальство – не дай бог ты трубку не возьмёшь.

В отделе другие женщины тоже недоумевают: чувствуют себя постоянно провинившимися, при этом стараются работать изо всех сил. С профессионализмом у них всё в порядке, на прежних местах работы все были на хорошем счету.

Разговариваем с дочерью. Советую ей быть уверенной, знать себе цену, расправить плечи – слова, слова… Всё она знает, она умничка. Но – применить в данных условиях не может. Как будто сковало что-то её там, связало по рукам. Конечно, ей не хочется увольняться – работа по специальности, реальное дело, редкость на сегодняшний день в условиях экономического кризиса. Однокурсницы-то её всё больше продавцами-консультантами или секретарями работают. Она добросовестно пытается найти возможность остаться на этой своей работе. Экспериментирует, пробует разные стили поведения, даже те, что ей не свойственны – поддакивает, пригибается «тише воды - ниже травы», задаёт робкие вопросы... Куда-то делась вся её самодостаточность.

Чувствую, что не хватает ей уверенности в себе, смелости вести себя спокойно, естественно и при этом твёрдо.

Беседуем с ней каждый вечер после ужина и каждое утро за завтраком, вся она при этих разговорах раскрыта, обезоружена, доверчива.

- Зайди в бухгалтерию и попроси, чтобы тебе заказали полис, – учу я её, – скажи, что тебе надо к стоматологу. Ничего сложного. Спроси, есть ли полисы у других сотрудников.

- Там тех, кто что-нибудь спрашивает, сразу увольняют. До меня девочка была, она спросила в первый рабочий день, как тут с отпусками и больничными. Не права «качала», а просто хотела узнать внутренние правила. Так ей на второй день велели не выходить.

 А тут коллега Алла Гудзовская дала мне почитать свою неопубликованную пока монографию «Психология социальной зрелости личности». В своё время именно эта её работа нас и познакомила - на семинаре в университете было выступление по данной теме, которое меня заинтересовало, и которое положило начало нашему общению.

Так, на фоне моей домашне–дочерней темы, в меня опять вошла тема «социальной зрелости». Опять в памяти всколыхнулись воспоминания о собственном таком периоде, как это было трудно, мучительно. Вот и дочь моя сейчас на таком этапе, видимо.

Читаю - да, всё это опять актуально для меня, но уже для последующего поколения. Сердце заколотилось: вот они, именно те золотые слова, которые сейчас нужны моей дочери! Самая суть, самое точное выражение мысли, и в наилучшей, наивысшей форме.

Решила не пересказывать содержание, не перефразировать и не «толкать» речь, а использовать прямо всю цитату. Благо, сейчас это легко сделать с современными техническими средствами. Захожу в интернет – дочь в «Аське». Шлю ей туда сообщение:

 «Психологически зрелая личность - это «…личность человека, достигшего определенного, достаточно высокого уровня психического развития, способного вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Кроме того, у человека должны быть сформированы мотивирующие системы,  обладающие такой принудительной силой, которая обеспечивает требуемое поведение без мучительной борьбы человека с самим собой.

В качестве критериев завершения становления социальной зрелости личности выделяются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение; 3) социальная идентичность. Направленность личности (на себя или на других) составляет центральную  характеристику человека. Однако главным критерием социализированности выступает не  степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.» (Божович Л.И., цит. по А.А.Гудзовской)

 Перед уходом на работу дочь попросила: «Перешли мне твоё сообщение лучше в «Контакт», я подробнее почитаю, а то это ты в «Аську» на телефон прислала, неудобно читать».

Я с удовольствием переслала. Она прочла, признала пользу, не отвергла.

Вечером пришла домой с работы более уверенная, какая-то расправленная, распрямлённая.

- Спросила полис?

- Нет ещё. Начальство в командировку уехало, - опять «отмазка».

- Ну, зашла бы в бухгалтерию, там бы спросила. Всё равно ведь они заказывают (в маленьких фирмах отделов кадров нет).

- Я пока определяюсь – какие свои требования выдвигать, если дело дойдёт до прямого разговора.

 А я, меж тем, читаю монографию дальше. И опять – то, что надо!

«… Личность в человеке проявляется не во всякое время его жизни. Человек не проявляет себя в качестве личности, когда он действует по сложившемуся бытовому стереотипу - неизвестно, что за этим стоит. Человек предстает перед другими и перед самим собой как личность, когда он включен в ситуацию, в которой он должен активно и свободно отстоять свою позицию. … Человек тогда личность, когда занимает позитивную активную социальную позицию, то есть выражает ожидания от каждого человека проявлений, достойных личности, и тем самым поднимает каждого в его собственных глазах, утверждая его в возможности проявлять свою свободу, активность, индивидуальность». (Мухина В.С., цит. по А.А.Гудзовской)

Вечером дочь вновь активизировала рассылку своих резюме, анализировала рынок вакансий. Пять месяцев назад она уже окуналась в эту реку, этот поток. Думала – надолго ушла с этих сайтов, но вот пришлось возвращаться…

«Конкретное жизненно-практическое и осознанное состояние личности, когда она способна определить зависящее от нее пространство жизни и деятельности, способна соразмерить свои усилия с масштабами этого пространства (разного для разных людей), способна представлять себе смысл, цену и результаты своих усилий. «Осознание или выработка совокупности критериев оценки своей личности, своих способностей, своих притязаний, предполагаемого труда или деятельности уже создает личности чувство свободы маневра, свободы выбора, свободы риска или свободы отказа. Это и есть основа субъектности самосознания. Осознание себя в качестве субъекта обогащает внутренний мир и укрепляет жизненные силы человека, который становится способен не только устоять в трудностях, но и помочь другим». (Гегель, цит. по А.А.Гудзовской)

 - Хорошие слова?

- Да, именно то, что нужно... Не все термины я, конечно, понимаю, но очень точно.

 Ей тяжело. С её лица не сходит выражение непрерывной работы мысли, сопоставления, необходимости выбора и принятия решения. Как правильно повернуть линию жизни в нужную сторону? И где она сейчас, эта нужная сторона?

 Рассуждаем: вариантов несколько.

- Поговорить с работодателем честно и раскрыть все свои интересы (нужен полис, т.к. пока не планируется, но не исключён декретный отпуск; нужна «белая» зарплата, т.к. возможно понадобится взять кредит). Тут минус – от неё сразу захотят отделаться, т.к. проблемы им не нужны, у них всё по-минимуму. Но деньги они платят, и неплохие.

- Ничего не говорить, тянуть время, по-максимуму заработать денег, но при этом в любой момент может понадобиться «соцпакет» Да и в тяжелой обстановке, в состоянии неопределённости дочери дальше, как видно, находиться невыносимо.

- Обратиться на старую работу, где работала, будучи студенткой, – не по специальности, весь рабочий день придётся стоять на ногах, но зато – всё по-белому, полный соцпакет. И – полная ясность – что делать, что требуется начальству.

- Уходить на новое место работы, где всё неизвестно. Заново её искать, заново привыкать, адаптироваться, проходить испытательный срок, и ещё неизвестно, что будет после него…

 «…самоопределение человека во многом зависит от того, насколько человеку в ситуации удается разделить "планы необходимого, должного и план возможного", то есть ситуация самоопределения задана связью и  отношением двух  рефлексивных вопросов: что я должен делать и что я могу делать в ситуации? В ситуации самоопределения выделяется три этапа:

1. Анализ ситуации. Здесь рассматриваются процессы прогнозирования: что будет с ситуацией,  если она будет развиваться без специального вмешательства, то есть естественным путем. Анализ ситуации заканчивается формулировкой проблемы.

2. Построение проекта (программы) того, что хочешь получить в будущем, с учетом результатов анализа ситуации.

3. Разработка средств в настоящем, которые создадут в будущем условия реализуемости проекта. Здесь возможно программное движение,  когда нет окончательного проекта того,  что  хотим получить в будущем, но есть представления о том,  как  нужно двигаться (честно, учитывая свое состояние и т.д.).» (Щедровицкий П.Г., цит .по А.А.Гудзовской).

 Шлю ей очередное электронное письмо. Дочь читает, думает.

Нет, я не обольщаюсь, что преподнесением нужных цитат я ускорю процесс её социальной зрелости. Этот процесс должен сформироваться, вызреть.

Но не могу же я бездействовать, когда передо мной самые необходимые сейчас слова (монографию-то я продолжаю читать!). Ну, подруга, спасибо тебе, дала почитать монографию именно сейчас, как знала!

 «Становление социально зрелой личности, ее развитие определяется в плане субъективной детерминации тем, как она организует собственную жизнь, осуществляя тот или иной жизненный выбор или же уклоняясь от принятия самостоятельных и ответственных решений; тем, как развита у нее способность к этим выборам с учетом своих возможностей. Жизненный выбор, который должна уметь делать социально зрелая личность – это, в конечном счете, выбор способа самоопределения, самореализации личности, в основе которого лежит один или несколько основных мировоззренческих принципов, определяющих жизненную стратегию субъекта, систему ценностей, выражающих ее жизненную позицию». (Соболева Н.И. цит. по А.А.Гудзовской)

 Снова обсуждаем, сходимся во мнениях, что поговорить напрямую – вернее всего. Самое страшное, что может тут случиться – уволят. Но ведь у неё пока силы духа не хватает даже поговорить напрямую - «Я не сумею».

В выходные - думает, думает, в руках всё горит, все домашние дела переделала, пошла гулять. Одна. Перед уходом в дверях мне крикнула: «Я прочла, что ты мне ещё прислала».

Что с дочерью сейчас происходит - кризис…? Наращиваются собственные возможности, происходит выбор, личностный рост… Личность развивается, когда делает над собой усилие и выходит из зоны комфорта.

Чтобы действовать в жизненной ситуации с предсказуемым результатом, нужно иметь активность и знать себя. Таким образом, для самоопределения самопознание является одним из базовых процессов. "Самопознание - это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую мы в быту называем "душой" или научным синонимом "психика", а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другим, как они относились к нам и почему". (Орлов Ю.М., цит. по А.А.Гудзовской)

 Подтолкнёт ли ситуация неопределённости и неустроенность к самоопределению? Приведёт ли её мучительный выбор к конкретным действиям? Или она адаптируется абсолютно, так, что её совсем не останется, и феномен конформизма будет торжествовать?

 «Осознание личностью своих возможностей и соотнесение их с требованиями жизненной ситуации… Особым аспектом волевого развития личности является становление способности и желания произвольно регламентировать свое поведении». (Филиппов А.А. и Кондратьева Л.Л. , цит. по А.А.Гудзовской)

 В воскресенье вечером определилась:

- Завтра пойду на прямой разговор. И буду увольняться. Не хочется, но придётся начинать всё сначала.

Утром, выходя на работу: «Аж живот болит!»

Днём звонит мне:

- Я сказала, что меня не устраивает «черная» зарплата, и что увольняюсь. Они согласны.

Ещё через час:

- Мне предложили оформиться на ставку, которая в филиале в другом городе. Там официальная зарплата меньше, чем я получаю, но уже хоть что-то.

- А полис спросила?

- Нет ещё, спрошу. Но я всё равно уволюсь, я, наверное, не смогу работать, особенно теперь, когда я «голову подняла».

- Тем более. Раз всё равно не сможешь работать по-прежнему, почему бы тогда не сказать, что тебе нужен полис, и что ты не понимаешь, чем недовольна начальница.

- Да наверное, скажу уже теперь.

Ближе к вечеру звонок:

- Вечером я задержусь.

- Ну что ты – уволилась?

- Мне полис оформляют, - и смеётся.

- А начальнице сказала, почему тебе там тяжело?

- Она сама всё поняла.

Не дожала, не весь план выполнила. Но, может, и правда, почувствовала, что всё не так уж плохо…

 «За тем или иным способом самоопределения стоит тип коммуникации с другим человеком, включенным в данную ситуацию. На уровне ситуативного самоопределения другой человек выступает как "инструмент", при помощи которого удовлетворяется требование ситуации; на уровне социального - как средство достижения цели…» (Зарецкий В.К., цит. по А.А.Гудзовской)

Вечером дома – радость, веселье, хохот. Дочь взахлёб рассказывает, как в течение дня менялась ситуация на работе, менялись условия её оформления. Как постепенно она понимала отношение её начальства к ней, своё реальное положение в организации, оценку своего труда.

И я очень рада, что она определила для себя не максимальный уровень адаптации. Что пружинка внутри неё дала отпор, и она поняла, что не всё в жизни даётся по заслугам, кое-что придётся самой с усилием пробивать, завоёвывать.

 «Активность высшего уровня…- не адаптивная активность, сообразная ситуации, а «неадаптивная», которая раскрывает «как несовпадение целей и результатов человеческих действий», когда человек делает больше, чем от него требуется нормами». (Петровский В.А., цит. по А.А.Гудзовской)

 Вот так невыдача медицинского страхового полиса стала для моей дочери жизненным событием, которое заставило её осознать свою проблему, себя, принять решение об изменении трудной ситуации, определить конечную и промежуточные цели, определить способы достижения цели, наметить план действий и совершить их.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Она думает, что всё для неё
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Что такое контаминация. Как она влияет на жизнь человека.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь