|
Интегративный подход в психокоррекции энуреза у детейАвтор статьи: Храмцов Виталий Вениаминович
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭНУРЕЗА У ДЕТЕЙ
В.В Храмцов г. Владивосток Совершенствование развития и здоровье ребенка зависит от многих факторов : социальной среды ,семьи, отношения воспитателей, учителей к ребенку, перенесенных болезней. Учитывая значительный рост невротических расстройств у детей, разработка новых подходов в психокоррекции детского энуреза и подготовка методических рекомендаций по вопросам психопрофилактики этой категории детей представляется весьма актуальной. Наша многолетняя практика позволила разработать и внедрить собственные методические приемы по психокоррекции энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Энурезом назывыется состояние, когда у ребенка в возрасте старше 3 лет, по ночам непроизвольно отходит моча. Энурез –одно из самых распространенных заболеваний детского возраста, причем мальчики страдают этим нарушением чаще, чем девочки. С позиций психосоматики недержание мочи трактуется как способность ‘’выводить проблемы”через почки и как свидетельство “недержащихся состояний” как способность “плакать”, присущая нижней части тела(Пезешкиан Н. М,1996). Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирование индивида. Термин “ психологическая коррекция получил распространение в начале 70-x прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Но по скольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина “психологическая коррекция’’ ,было направлено на преодоление этой ситуации : врач занимается психотерапией, а психолог –психологической коррекцией . Психологическая коррекция преимущественно признана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется искусственным. Во- первых, если подобные представления оказываются более или менее убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов ( F40-F48) полностью развести понятия “психологическая коррекция и психотерапия’’, лечение “ и “профилактика” не удается. Невроз –это заболевание в динамике , и не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни. Таким образом,задачи психологической коррекции могут существенно варьировать – от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (Карвасарский Б.Д ,2002). В нашем исследовании мы проводили психокоррекцию с детьми, страдающими невротическим энурезом без органической патологии, применяя при этом приемы, наработанные в течении длительной практики. Опытная работа проводилась с двумя группами детей ( контрольной и экспериментальной) на базе отделения восстановительного лечения в кабинете психотерапии в течении 1999-2000 гг. В контрольной группе детей использовались классические методики психотерапии ( музыкотерапия, внушение в бодром состоянии ,релаксация) В экспериментальной группе проводилась психокоррекция с помощью авторской программы и методических приемов. Выборка составила 40 детей: в контрольной и опытной группах по 20 детей. С помощью психодиагностических методик было выявлено ,что дети, cтрадающие невротическим энурезом, имеют повышенный личностной и ситуативной тревожности, особенно дети школьного возраста. Проведение авторской программы психокоррекции энуреза у детей снижает уровень тревожности помогает преодолеть эмоциональный стресс и приводит к выздоровлению. 1) У детей , cтрадающих невротическим энурезом, особенно у детей младшего школьного возраста,наблюдается повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности. 2) Апробация авторской программы психокоррекции энуреза продемонстрировала более высокую результативность по сравнению с контрольной группой. 3) Дети, составляющие экспериментальную группу ,выходят в стойкую ,длительную ремиссию уже после одного-двух сеансов психокоррекции. 4) Обычные методики психотерапии энуреза дают менее эффективные результаты. Терапия требует большего времени и усилий ( от 10 и более сеансов) 5) Ремиссия у 40% детей из контрольной группы оказалась нестойкой ,наблюдались срывы . 6) Исследование уровня детской тревожности на фоне психокоррекции дало следующие результаты : в экспериментальной группе у детей наблюдалось более выраженное снижение уровня детской тревожности, чем у детей из контрольной группы. Следовательно, правомерно сделать вывод о том, что авторская программа психокоррекции в большей степени снижает уровень детской тревожности и способствует выздоровлению от невротического энуреза , чем применение классических методик.
Подводя итог вышесказанному ,можно констатировать,что невротическим энурезом страдает достаточное количество детей. Особенно это характерно для неполных семей ,семей с бытовым пьянством и алкоголизмом, где над детьми совершается насилие со стороны родителей или воспитателей происходит унижение достоинства, оскорбление детей, где случается частые скандалы ,ругань, брань, выявляется не правильное воспитание по типу “золушка”или “кумира семьи” Специалисты –клинические психологи ,психотерапевты в своей практике должны шире помогать детям с невротическим энурезом, проводя психопрофилактику , семейную психотерапию ,просветительскую работу в сфере психического здоровья детей. У детей ,страдающих органическими формами энуреза,психокоррекция и психотерапия могут стать основными методиками и программами в лечении и профилактике энуреза.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|