Интегративный подход в психокоррекции энуреза у детей

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭНУРЕЗА У ДЕТЕЙ

В.В Храмцов г. Владивосток

Совершенствование развития и здоровье ребенка зависит от многих факторов :  социальной среды ,семьи, отношения воспитателей, учителей к ребенку, перенесенных болезней. Учитывая значительный рост невротических расстройств у детей, разработка новых подходов в психокоррекции детского энуреза и подготовка методических рекомендаций по вопросам психопрофилактики этой категории детей представляется весьма актуальной. Наша многолетняя практика позволила разработать и внедрить собственные методические приемы по психокоррекции энуреза  у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Энурезом назывыется состояние, когда у ребенка в возрасте старше 3 лет, по ночам непроизвольно отходит моча. Энурез –одно из самых распространенных заболеваний детского возраста, причем мальчики страдают этим нарушением чаще, чем девочки. С позиций психосоматики недержание мочи трактуется как способность ‘’выводить проблемы”через почки и как свидетельство “недержащихся состояний” как способность “плакать”, присущая нижней части тела(Пезешкиан Н. М,1996). Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирование индивида. Термин “ психологическая коррекция получил распространение в начале 70-x прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Но по скольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение  термина “психологическая коррекция’’ ,было направлено на преодоление этой ситуации : врач занимается психотерапией, а психолог –психологической коррекцией . Психологическая коррекция преимущественно признана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется искусственным. Во- первых, если подобные представления оказываются более  или менее убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов (  F40-F48) полностью развести понятия “психологическая коррекция и психотерапия’’, лечение “  и “профилактика” не удается. Невроз –это заболевание в динамике , и не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни. Таким образом,задачи психологической коррекции могут существенно варьировать – от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (Карвасарский Б.Д ,2002). В нашем исследовании мы проводили психокоррекцию с детьми, страдающими невротическим энурезом без органической патологии, применяя при этом приемы, наработанные в течении длительной практики. Опытная работа проводилась с двумя группами детей ( контрольной и экспериментальной) на базе отделения восстановительного лечения в кабинете психотерапии в течении 1999-2000 гг. В контрольной группе детей использовались классические методики психотерапии ( музыкотерапия, внушение в бодром состоянии ,релаксация) В экспериментальной группе проводилась психокоррекция с помощью авторской программы и методических приемов. Выборка составила 40 детей: в контрольной и опытной группах по 20 детей. С помощью психодиагностических методик было выявлено ,что дети, cтрадающие невротическим энурезом, имеют повышенный личностной и ситуативной тревожности, особенно дети школьного возраста. Проведение авторской программы психокоррекции энуреза у детей снижает уровень тревожности помогает  преодолеть эмоциональный стресс и приводит к выздоровлению.

1)    У детей , cтрадающих невротическим энурезом, особенно у детей младшего школьного возраста,наблюдается повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности.

2)    Апробация авторской программы психокоррекции  энуреза  продемонстрировала более высокую результативность по сравнению с контрольной группой.

3)    Дети, составляющие экспериментальную группу ,выходят в стойкую ,длительную ремиссию уже после одного-двух сеансов психокоррекции.

4)     Обычные методики психотерапии энуреза дают менее эффективные результаты. Терапия требует большего времени и усилий ( от 10 и более сеансов)

5)    Ремиссия у 40% детей из контрольной группы оказалась нестойкой ,наблюдались срывы .

6)    Исследование уровня детской тревожности на фоне психокоррекции дало следующие результаты : в экспериментальной группе у детей наблюдалось более выраженное снижение уровня детской тревожности, чем у детей из контрольной группы.

Следовательно, правомерно сделать вывод о том, что авторская программа психокоррекции в большей степени снижает уровень детской тревожности и способствует выздоровлению от невротического энуреза , чем применение классических методик.

 

Подводя итог вышесказанному ,можно констатировать,что невротическим энурезом страдает достаточное количество детей.  Особенно это характерно для неполных семей ,семей с бытовым пьянством и алкоголизмом, где над детьми совершается насилие со стороны родителей или воспитателей происходит  унижение достоинства, оскорбление детей,  где случается частые скандалы ,ругань, брань, выявляется не правильное воспитание по типу “золушка”или “кумира семьи” Специалисты –клинические психологи ,психотерапевты в своей практике должны шире помогать детям с невротическим энурезом, проводя психопрофилактику , семейную психотерапию ,просветительскую работу в сфере психического здоровья детей. У детей ,страдающих органическими формами энуреза,психокоррекция и психотерапия могут стать основными методиками и программами в лечении и профилактике энуреза.

 



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Воровство у детей и подростков: задачи и способы психокоррекции
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • Особенности психокоррекции детей: общие положения
  • Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Музыкальная психологическая коррекция детей с аутизмом
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Определяем темперамент у детей младшего школьного возраста
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Учебная неуспеваемость детей младшего школьного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Как следует поощрять и как не следует наказывать детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь