Воровство у детей и подростков: задачи и способы психокоррекции

Автор статьи: Александр Орлов

Чтобы помочь ребенку и его семье справиться с детским воровством, психологу нужно решить три задачи.

Задача 1: Обнаружить настоящую причину воровства

У каждого ребенка, который крадет, есть на это психологическая причина. Но чаще всего эта причина им не осознается. Родители, учителя в большинстве случаев тоже не знают о ней  и объясняют воровство с педагогической точки зрения (плохое воспитание, чужой пример, эгоизм, слабая воля и т.п.). 

Родители полагают, что их сын-подросток ворует деньги и покупает удочки, потому очень любит рыбалку. Когда мальчик стал увлеченно собирать модели лодок, в семье испугались, что теперь он начнет воровать их.
5-летняя девочка из благополучной семьи крадет вещи у матери: часы, книги и т. п. Она сама и члены семьи не могут объяснить, зачем она это делает, и почему берет именно эти предметы.

Ни то, ни другое не имеет отношения к настоящей психологической причине воровства. Поэтому именно ее психолог стремится обнаружить в первую очередь. Это "половина дела" эффективной психокоррекции.

Задача 2: Корректировать психологическую причину воровства

То есть оказать на нее психотерапевтическое воздействие. Само воровство -  это лишь способ, с помощью которого ребенок решает причину проблемы.

Да, это неприятный способ, кража возмущает и пугает окружающих ребенка людей. А повторяющаяся кража тем более. И все же, редкое или частое, крупное или по мелочам, с раскаянием или без - это хотя и важные, но второстепенные детали воровства. А вот от его причины зависит срок, необходимый для коррекции каждого случая: короткий или долгий. Даже если внешне эти случаи похожи друг на друга.

Мальчик, который воровал деньги и покупал удочки, перестал красть после трех встреч с психологом. Во время встреч была обнаружена и скорректирована психологическая причина воровства.
С другим мальчиком, который начал красть в раннем возрасте, работа заняла 6 лет и заключалась в 6 встречах с ним и регулярной обратной связи с его родителями. В итоге воровство прекратилось.

Устранение настоящей причины делает воровство ненужным для ребенка. Вот в чем заключается суть решения этой задачи.

Задача 3: Прогнозировать развитие и исход случая

Психолог определил настоящую причину воровства и предпринял первые усилия по коррекции. Этих данных вместе с ответной реакцией ребенка и его семьи (есть или нет благоприятные изменения, их степень) достаточно для получения прогноза. 

То есть обоснованных ответов на вопросы: удастся ли решить эту проблему психологическим путем? сколько времени это может занять? на ком и на чем следует сосредоточить усилия? какие препятствия могут возникнуть? и т.п. 

Понимая причину и сложность случая, зная возможности - свои, ребенка, его семьи - психолог принимает решение, какие рекомендации он предложит родителям. А также, есть ли потребность продолжать работу. И если есть, то с кем, как долго и в каком формате это лучше делать.

Встреча с девочкой, которая воровала вещи у матери, и беседа с матерью прояснили, что настоящая причина воровства связана не с самой девочкой, а является реакцией на конкретные семейные проблемы. Поэтому психолог сосредоточился на работе с отцом и матерью и больше не встречался с ребенком. Воровство исчезло после улучшения отношений между взрослыми.
Неблагоприятный прогноз помог психологу после встречи с 13-летним мальчиком и консультации с его матерью убедительно объяснить настоящую причину воровства этого подростка дома, в школе и в других местах, а также устойчивость этой причины к психологической коррекции. Благодаря этому мать смогла начать относиться к сыну реалистичнее и действовать неотложно.

Другими словами, прогноз определяет возможные варианты эффективной психологической помощи. Или, в некоторых случаях, их отсутствие.

 

Способы

Для решения этих трех задач нужна хорошо работающая, то есть неоднократно проверенная на практике теория - компактная концепция, которая объясняет психологические причины детского воровства и предлагает подходящие к ними способы коррекции  и получения прогноза.

Такую концепцию предложил известный врач, психолог, психоаналитик Дональд Вудс Винникотт.

По Винникотту ключевой, обязательный этап психокоррекции детского воровства - это встреча с ребенком, которую лучше провести в самом начале. На ней психолог может одновременно решать все три задачи. Основные способы - это беседа и игра в каракули (авторская рисуночная техника Винникотта).

Воровство у детей и подростков задачи и способы психокоррекции

 

В чем заключается концепция детского воровства Д.В. Винникотта? Как беседа и игра в каракули помогают обнаружить психологическую причину воровства и воздействовать на нее? Как получить прогноз и применить его в консультации родителей?

Приглашаю вас за ответами на вебинар "Воровство у детей и подростков: как с этим справиться"!



Просмотров: 638
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические причины детского воровства
  • Проблема детского воровства
  • Когда "простота хуже воровства"?
  • Психология воровства. Почему люди воруют.
  • Псионический щит - как мягко обезопасить бизнес от воровства сотрудников и партнёров?
  • Клептомания или воровство у детей и подростков.
  • Как определить причину непослушания ребенка
  • Клептомания или воровство? Причины, симптомы, лечение.
  • Если пойму причину проблемы, то смогу найти решение! Верно ли?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Зачем психолог, если есть психологическая литература
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Как самостоятельно определить причину панических атак и способы самопомощи для их преодоления
  • Почему ничего не меняется, когда понимаешь причину проблемы?
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Тестирование выявило реальную причину, почему подросток стал плохо учиться
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Психогенетика. Проблемы по роду с рождением детей и смертностью. Ищем причину. Пути устранения
  • У каждого есть своя задача
  • Психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, парапсихолог – кто такие и есть ли между ними разница?
  • 3 причины почему психолог "лучше" друга.
  • Вопрос к психологу. Детское воровство.
  • Эффективность метода: какие проблемы и задачи помогают решить расстановки
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Если нет отношений - значит есть причина!
  • Про идеи, баланс и "воровство". А на чьей стороне ты?
  • Убираем причину и следствие проблемы...
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь