|
Воровство у детей и подростков: задачи и способы психокоррекцииАвтор статьи: Александр Орлов
Чтобы помочь ребенку и его семье справиться с детским воровством, психологу нужно решить три задачи. Задача 1: Обнаружить настоящую причину воровстваУ каждого ребенка, который крадет, есть на это психологическая причина. Но чаще всего эта причина им не осознается. Родители, учителя в большинстве случаев тоже не знают о ней и объясняют воровство с педагогической точки зрения (плохое воспитание, чужой пример, эгоизм, слабая воля и т.п.). Родители полагают, что их сын-подросток ворует деньги и покупает удочки, потому очень любит рыбалку. Когда мальчик стал увлеченно собирать модели лодок, в семье испугались, что теперь он начнет воровать их. 5-летняя девочка из благополучной семьи крадет вещи у матери: часы, книги и т. п. Она сама и члены семьи не могут объяснить, зачем она это делает, и почему берет именно эти предметы. Ни то, ни другое не имеет отношения к настоящей психологической причине воровства. Поэтому именно ее психолог стремится обнаружить в первую очередь. Это "половина дела" эффективной психокоррекции. Задача 2: Корректировать психологическую причину воровстваТо есть оказать на нее психотерапевтическое воздействие. Само воровство - это лишь способ, с помощью которого ребенок решает причину проблемы. Да, это неприятный способ, кража возмущает и пугает окружающих ребенка людей. А повторяющаяся кража тем более. И все же, редкое или частое, крупное или по мелочам, с раскаянием или без - это хотя и важные, но второстепенные детали воровства. А вот от его причины зависит срок, необходимый для коррекции каждого случая: короткий или долгий. Даже если внешне эти случаи похожи друг на друга. Мальчик, который воровал деньги и покупал удочки, перестал красть после трех встреч с психологом. Во время встреч была обнаружена и скорректирована психологическая причина воровства. С другим мальчиком, который начал красть в раннем возрасте, работа заняла 6 лет и заключалась в 6 встречах с ним и регулярной обратной связи с его родителями. В итоге воровство прекратилось. Устранение настоящей причины делает воровство ненужным для ребенка. Вот в чем заключается суть решения этой задачи. Задача 3: Прогнозировать развитие и исход случаяПсихолог определил настоящую причину воровства и предпринял первые усилия по коррекции. Этих данных вместе с ответной реакцией ребенка и его семьи (есть или нет благоприятные изменения, их степень) достаточно для получения прогноза. То есть обоснованных ответов на вопросы: удастся ли решить эту проблему психологическим путем? сколько времени это может занять? на ком и на чем следует сосредоточить усилия? какие препятствия могут возникнуть? и т.п. Понимая причину и сложность случая, зная возможности - свои, ребенка, его семьи - психолог принимает решение, какие рекомендации он предложит родителям. А также, есть ли потребность продолжать работу. И если есть, то с кем, как долго и в каком формате это лучше делать. Встреча с девочкой, которая воровала вещи у матери, и беседа с матерью прояснили, что настоящая причина воровства связана не с самой девочкой, а является реакцией на конкретные семейные проблемы. Поэтому психолог сосредоточился на работе с отцом и матерью и больше не встречался с ребенком. Воровство исчезло после улучшения отношений между взрослыми. Неблагоприятный прогноз помог психологу после встречи с 13-летним мальчиком и консультации с его матерью убедительно объяснить настоящую причину воровства этого подростка дома, в школе и в других местах, а также устойчивость этой причины к психологической коррекции. Благодаря этому мать смогла начать относиться к сыну реалистичнее и действовать неотложно. Другими словами, прогноз определяет возможные варианты эффективной психологической помощи. Или, в некоторых случаях, их отсутствие.
СпособыДля решения этих трех задач нужна хорошо работающая, то есть неоднократно проверенная на практике теория - компактная концепция, которая объясняет психологические причины детского воровства и предлагает подходящие к ними способы коррекции и получения прогноза. Такую концепцию предложил известный врач, психолог, психоаналитик Дональд Вудс Винникотт. По Винникотту ключевой, обязательный этап психокоррекции детского воровства - это встреча с ребенком, которую лучше провести в самом начале. На ней психолог может одновременно решать все три задачи. Основные способы - это беседа и игра в каракули (авторская рисуночная техника Винникотта).
В чем заключается концепция детского воровства Д.В. Винникотта? Как беседа и игра в каракули помогают обнаружить психологическую причину воровства и воздействовать на нее? Как получить прогноз и применить его в консультации родителей? Приглашаю вас за ответами на вебинар "Воровство у детей и подростков: как с этим справиться"! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|