Клептомания или воровство у детей и подростков.

Клептомания или воровство у детей и подростков

Широко известно, что клептомания - это болезнь, а больных (детей, подростков, взрослых) нужно лечить, а не воспитывать и наказывать. В связи с этим, родителям тех детей или подростков, которые неоднократно " присваивали чужое", иногда даже хотелось бы, чтобы неприятные поступки чада имели именно медицинскую( вероятно, с их точки зрения, более благоприятную) основу. Но так ли все просто?

Сам термин " клептомания" вполне понятен- первый корень переводится с греческого как брать чужое, воровать, а - мания- нетрудно догадаться по аналогии с наркоманией, пироманией, трихотилломанией- то есть некое непреодолимое влечение, сильное желание. И вот тут - то и кроется важнейший дифференциально диагностический признак, а именно- что происходит с человеком (ребенком, подростком) в момент совершения кражи. 

Если говорить о клептомании как расстройстве, то принципиальными позициями в этом случае являются ощущения и переживания, испытываемые момент совершения кражи. Здесь не идет речь о планировании действий, формировании умысла или поиске выгоды от кражи. Сам предмет кражи может иметь малую ценность для клептомана или не иметь ее вовсе, а вот драйв, "адреналин", удовольствие именно в момент совершения очень часто просто зашкаливают, перед кражей клептоман испытывает нарастающее напряжение, а после - наступает облегчение. 

Кстати, после кражи клептоманы часто осознают " неверность" своего поступка, искренне раскаиваются и испытывают чувство вины, что, впрочем, при определенных обстоятельствах, не мешает им повторять подобные действия.

Да, по некоторым данным, клептоманией страдает лишь 5% ворующих. Ну и естественно, для постановки данного диагноза необходима консультация врача-психитра, возможно с учетом результатов психологического обследования.

Что же касается воровства, то здесь вариативность мотивов и причин значительно расширяется. Дети и подростки могут совершать кражи, потому что:

  • не расценивают это как что-то недопустимое (для достаточного раннего возраста);
  • не могут совладать с сиюминутным сильнейшим желанием обладать чем-то очень привлекательным для них;
  • кто-то ворует, чтобы утвердиться среди сверстников или стать обладателем того, что привлечет к нему внимания, добавит уважения, значимости, а может ... друзей;
  • кто-то ворует " на спор", "на слабо", чтобы доказать свою принадлежность к некой группе, компании;
  • есть воровство, связанное с реакцией протеста в ответ на невыносимые для ребенка требования или стратегии воспитания;
  • а кто-то это делает и из "благих побуждений" - чтобы помочь кому-то голодному, больному или еще с какими-то проблемами, иногда реальными, иногда вымышленными;
  • иногда воровство - способ ребенка обратить внимание на себя или даже стабилизировать семейную систему (естественно неосознанно);
  • кого-то насильно принуждают воровать, когда в группе подросток не на позиции альфы и вынужден из страха отвержения и побоев и опасений за свое здоровье совершать кражи.

Но не стоит думать, что воровство всегда связано с социальной нищетой и неустроенностью, большинство описанных ситуаций встречается во всех социальных прослойках. Воровство также многолико, как и школьная неуспеваемость или детские страхи.
 В каждой конкретной ситуации важно понимать,что это не ребенок плохой и законченный правонарушитель, а есть конкретные причины и обстоятельства, объясняющие, почему он так себя ведет в настоящее время. И помощь психолога или психотерапевта может быть весьма уместной и с хорошими результатами, даже если называть вещи своими именами.

 



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что заставляет подростков совершать кражи?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Про идеи, баланс и "воровство". А на чьей стороне ты?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Стоит ли называть детей именами героев сериала "Игра престолов"?
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь