Клептомания или воровство у детей и подростков.

Клептомания или воровство у детей и подростков

Широко известно, что клептомания - это болезнь, а больных (детей, подростков, взрослых) нужно лечить, а не воспитывать и наказывать. В связи с этим, родителям тех детей или подростков, которые неоднократно " присваивали чужое", иногда даже хотелось бы, чтобы неприятные поступки чада имели именно медицинскую( вероятно, с их точки зрения, более благоприятную) основу. Но так ли все просто?

Сам термин " клептомания" вполне понятен- первый корень переводится с греческого как брать чужое, воровать, а - мания- нетрудно догадаться по аналогии с наркоманией, пироманией, трихотилломанией- то есть некое непреодолимое влечение, сильное желание. И вот тут - то и кроется важнейший дифференциально диагностический признак, а именно- что происходит с человеком (ребенком, подростком) в момент совершения кражи. 

Если говорить о клептомании как расстройстве, то принципиальными позициями в этом случае являются ощущения и переживания, испытываемые момент совершения кражи. Здесь не идет речь о планировании действий, формировании умысла или поиске выгоды от кражи. Сам предмет кражи может иметь малую ценность для клептомана или не иметь ее вовсе, а вот драйв, "адреналин", удовольствие именно в момент совершения очень часто просто зашкаливают, перед кражей клептоман испытывает нарастающее напряжение, а после - наступает облегчение. 

Кстати, после кражи клептоманы часто осознают " неверность" своего поступка, искренне раскаиваются и испытывают чувство вины, что, впрочем, при определенных обстоятельствах, не мешает им повторять подобные действия.

Да, по некоторым данным, клептоманией страдает лишь 5% ворующих. Ну и естественно, для постановки данного диагноза необходима консультация врача-психитра, возможно с учетом результатов психологического обследования.

Что же касается воровства, то здесь вариативность мотивов и причин значительно расширяется. Дети и подростки могут совершать кражи, потому что:

  • не расценивают это как что-то недопустимое (для достаточного раннего возраста);
  • не могут совладать с сиюминутным сильнейшим желанием обладать чем-то очень привлекательным для них;
  • кто-то ворует, чтобы утвердиться среди сверстников или стать обладателем того, что привлечет к нему внимания, добавит уважения, значимости, а может ... друзей;
  • кто-то ворует " на спор", "на слабо", чтобы доказать свою принадлежность к некой группе, компании;
  • есть воровство, связанное с реакцией протеста в ответ на невыносимые для ребенка требования или стратегии воспитания;
  • а кто-то это делает и из "благих побуждений" - чтобы помочь кому-то голодному, больному или еще с какими-то проблемами, иногда реальными, иногда вымышленными;
  • иногда воровство - способ ребенка обратить внимание на себя или даже стабилизировать семейную систему (естественно неосознанно);
  • кого-то насильно принуждают воровать, когда в группе подросток не на позиции альфы и вынужден из страха отвержения и побоев и опасений за свое здоровье совершать кражи.

Но не стоит думать, что воровство всегда связано с социальной нищетой и неустроенностью, большинство описанных ситуаций встречается во всех социальных прослойках. Воровство также многолико, как и школьная неуспеваемость или детские страхи.
 В каждой конкретной ситуации важно понимать,что это не ребенок плохой и законченный правонарушитель, а есть конкретные причины и обстоятельства, объясняющие, почему он так себя ведет в настоящее время. И помощь психолога или психотерапевта может быть весьма уместной и с хорошими результатами, даже если называть вещи своими именами.

 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что заставляет подростков совершать кражи?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Здравствуй, я твоя Тень". Или кто эта женщина, что стоит на проходе?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Для лишнего вступления или "Что ожидать от первой консультации?"
  • "Средство" для счастья или что помогло моим клиентам
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что может женщина или "практическая магия"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь