|
Что заставляет подростков совершать кражи?Автор статьи: Наталья Валентиновна Смирнова
Показательный урокЖивой, яркий, сообразительный Максим Прохоров (имя и фамилия героя изменены по этическим соображениям) целые дни проводил в школе. Сначала на уроках, потом — в группе продленного дня. Носил старую одежду и обувь, давно просящую замены. Мама и папа все время работали и были заняты делами. На родительские собрания не ходили. Максим был предоставлен сам себе, плохо учился и воровал по мелочам. — Тогда я работала учителем начальных классов. И был у меня 3-й класс коррекции — раньше детей из неблагополучных семей учили отдельно, — уточняет Наталья Смирнова. — В один из дней я пошла к Максиму домой поговорить с родителями об их сыне. Говорила о внимании, которое нужно ребенку, о родительской любви, заботе, понимании, поддержке, индивидуальном подходе. Все, что я услышала в ответ, это то, что как только он придет, сразу получит. Никакие доводы о том, что бить ребенка нельзя, что решать вопрос нужно по-другому, не работали. Ребенок в тот вечер получил две вещи: крики и порку до синих разводов и... новые ботинки и свитер. Прошло 18 лет. Максиму Прохорову 29 лет. Из них 8 он сидит за кражи. Выходит ненадолго, крадет и снова садится. Живет по графику «три дня полета и очередные пара лет в тюрьме». Родителей его уже нет в живых. Но есть его жизнь, его персональный ад, который они ему подарили своим воспитанием и отношением к нему. Родителей своих он все равно любит… И они его тоже любили — как умели. А ведь все могло быть совсем иначе… Реакция на травму— Все мы оставляем нашим детям наследство. И это не дома и машины, а следы нашего воспитания. Когда ребенок не находит понимания, ласки, нежности, поддержки в семье, он ищет это на улице, — говорит Наталья Валентиновна. Чтобы с вашим ребенком не случилось подобного, нужно осознавать, что воровство — это реакция подростка на психологическую травму. Причины такого поведения индивидуальны. Чаще всего воруют неуверенные в себе, легко уязвимые дети, которым необходима поддержка и принятие со стороны друзей и родных. Ребенок с помощью кражи добивается внимания к себе. Пусть это внимание будет и негативное — ребенок его гарантированно получит. — Счастьем для таких детей является хорошее отношение к ним сверстников, большой круг друзей и материальный достаток. Ребенок пытается повысить собственную значимость в глазах окружающих или обратить на себя их внимание единственно возможным для него способом. Это его крик о помощи. Сок в обмен на свободу— За семь месяцев в Ворошиловском районе подростками совершено 21 преступление. В основном это преступления корыстной направленности: кражи, грабежи, угоны. Большая часть краж совершена в магазинах Торгового центра, — рассказали специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ворошиловского района. На заседании комиссии опять разбирают случай. Мальчик 10 лет украл шорты. Их цена 400 рублей. На вопрос «Зачем?» отвечает «Понравились». — Как уже говорилось выше, это способ самоутверждения ребенка. Он таким образом обращает на себя внимание, — объясняет психолог. — Такому ребенку не хватает признания в своей семье, ощущения чувства значимости и он ищет это среди сверстников. «Недавно поймали подростка из благополучной семьи за кражу сока. Оставил в залог айфон последней модели и ушел за родителями. Пришел без них, оплатил сок. Что двигало молодым человеком в таком случае?» — задаются вопросом сотрудники одного из магазинов. — Бывает так, что родители много зарабатывая, откупаются от времени, не проведенного с ребенком, дорогими подарками. Таким и только таким образом выражая свою любовь. Одет, обут, сыт, что еще нужно? Но это не заменяет ребенку родительского внимания и душевной близости. Таким поступком ребенок пытается привлечь к себе их внимание, показать, что в семье все хорошо только с обложки. Фасад благополучия. Красивый фантик. Такой поступок — открытый бунт против сложившейся в семье системы. В данном случае информацию о действиях ребенка правильнее всего было довести до родителей. Возможно, это дало хотя бы шанс что-то исправить. Без скандалов и истерик— Крик не решит возникшей проблемы, а лишь усугубит ее, — говорит Наталья Валентиновна. — Не корите себя за то, что не досмотрели. Примите как есть и подумайте о том, что будет теперь в ваших отношениях по другому. Спросите ребенка, как он сам относиться к своему поступку. Как хотел распорядиться ворованным — так можно понять его мотивацию. Выразите свои чувства к случившемуся, но, не обвиняя, а говоря о том, что вы чувствуете в сложившейся ситуации. Как вы огорчены. Нельзя называть ребенка вором и пророчить ему криминальное будущее. Просто расскажите об УК и статьях за подобные действия. Важно высказать отрицательную оценку поведению ребенка, но не в коем случае не его личности. Ваш ребенок должен понимать, что он хороший, что вы все равно любите его, но Поступок, который он совершил, плохой и вы его поведение осуждаете. Помогите ребенку посмотреть на ситуацию глазами потерпевшего. Обсуждая ситуацию, помните, что ваши сильные негативные эмоции могут заставить вашего ребенка в следующий раз лишь лучше скрывать совершенный им поступок. Самое важное дать понять ребенку, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и понимание. Что вы его любите любым. И как бы он не запутался, вы у него есть и вместе вы справитесь. Где скрыты причины воровства
На вопрос наших читателей отвечает практический психолог, педагог, коуч, тренер НЛП международной категории Наталья СМИРНОВА:Причины воровства ребенка всегда скрыты в отношения между родителями и их отношении к ребенку.Основные ошибки в воспитании, которые провоцируют такое поведение, это● несогласованность в действии взрослых, когда мама запрещает, а папа или бабушка разрешают; ● непоследовательность в действиях. Когда взрослые говорят, что накажут, но не наказывают, или иногда наказывают, а иногда закрывают глаза; ● двойные стандарты. Когда родители говорят одно, а делают противоположное. Говорят, что воровать плохо, а сами несут с работы, что плохо лежит; ● вседозволенность. Ребенок ориентируется лишь на свои желания, и при этом не умеет считаться с мнением других людей. А все члены семьи «пляшут под его дудку». Попадая в детский коллектив, такой ребенок искренне не понимает, почему сверстники не ведут себя так же; ● тотальный контроль. Ребенок либо занимает позицию активного противостояния – воровство на показ, либо начинает совершать противоправные действия за спиной. В любом случае, ребенок будет делать «назло» авторитарным родителям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|