Клептомания или воровство? Причины, симптомы, лечение.

 

Клептомания или воровство? Причины, симптомы, лечение.

       Слово “клептомания” образовано от таких слов, как краду (klepto) и безумие (mania). Этот диагноз имеется в DSM-4 и МКБ-10 (шифр F63.2) Исходя из этого, здесь можно говорить о том, что данное явление обуславливается периодичес-ки возникающем непомерном желании что-нибудь украсть. При этом данное импульсное влечение является психическим расстройством, которое наиболее ярко выражается у людей с признаками психопатии. Клептомания – психичес-кое расстройство, выражающееся в импульсивном немотивированном навязчи-вом воровстве предметов, которые вовсе не нужны человеку и не имеют для него никакого значения. Клептомания доставляет слишком много проблем стра-дающему от этой патологии и нуждается в серьезном медикаментозном лече-нии. Характер течения мании может все время меняться, как усиливаться, так и ослабевать. Одни клептоманы воруют только определенные вещи (заколки, помады, сверкающие предметы), кто-то специализируется на сладких продук-тах питания и т. д.

       Воровство. ... Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти, нарушение закона..

       Надо четко разделять клептоманию и воровство. Так, воровство – это обду-манное действие, которое имеет направленность на извлечение материальной выгоды. В свою очередь, клептомани-ческое воровство не подразумевает даль-нейшую реализацию украденных вещей.

       Пример: полицией был задержан человек, укравший пирожное в ларьке. В процессе  досмотра его вещей была обнаружена огромная сумма денег. На во-прос полицейского,  почему он  украл пи-рожное, которое стоит  копейки, задер-жанный ответить не смог, по его виду было видно, что он очень сожалеет о про-изошедшем.

        Обычно первоначальные признаки клептомании появляются в подростко-вом возрасте. Кроме этого, существует мнение, что клептомания закладывает-ся на генетическом уровне. По данным некоторых исследователей, вероятность возникновения этой болезни значительно выше, если близкие родственники больного обладают определенными зависимостями, например, наркотики или алкоголь, или страдают психическими расстройствами.

       Зачастую клептомания диагностируется совместно с другими расстройст-вами, которые носят им-пульсный характер поведения. Импульсное поведение определяется нарушениями на уровне психи-ки, которые характеризуются не-возможностью препятствовать совершению конкретных действий. Взаимосвязь расстройств импульсного поведения и непосредственно клептомании дает во-зможность более четко формулировать причины развития болезни и методы ее лечения. Все-таки болезнь клеп-томания не поддается стопроцентному излече-нию, но при этом существуют определенные методы, способные существенно уменьшить неконтролируемые действия людей этой категории. В чем же заклю-чаются причины непреодолимой тяги к воровству?

ПРИЧИНЫ.

       В мире не существует четкого определения причин, которые могли бы по-влиять на возникно-вение клептомании. Поэтому, в настоящее время сущест-вуют лишь предположения, что в мозге человека могут происходить определен-ные изменения, которые служат причиной возникновения клептомании. При этом усматривается связь болезни с нарушением химического равновесия си-ротина. Данное вещество – это эмоции и настроение человека.

       Кроме этого, клептоманию также причисляют к аддиктивным расстройст-вам, то есть зависимым. Это связано с тем, что действия связанные с кражей могут влиять на высвобождение дофамина, что, в свою очередь, вызывает такое чувство, как удовольствие. Поэтому больные наподобие наркоманов могут постоянно испытывать желание к получению данного вида удовольствия. Также причиной возникновения клептомании могут быть разнообразные травмы головы, обсессивно-компульсивное расстройство личности, биполярное рас-стройство, булимия, злоупотребление психоактивными ве-ществами…Но в каждом конкретном случае необходимы дополнительные исследования.

СИМПТОМЫ.

       Симптомы клептомании должны отвечать трем пунктам, которые можно охарактеризовать так: неуемное желание совершать кражи, получение удо-вольствия от данного процесса, и возникновение чувства вины после совер-шенного проступка.

       Стремление клептоманов совершать кражи основывается не на извлечение выгоды, а на том, что они просто не могут оказывать сопротивление своему же-ланию. При этом данное стремление вызы-вает у них достаточно серьезный психологический дискомфорт. И чтобы избавиться от этого дис-комфорта они отправляются воровать. Процесс кражи обуславливается получением удо-вольствия. Хотя затем, когда кража случается, наступают переживания, кото-рые проистекают из чувства стыда и угрызений совести.

       Случаи клептомании обладают спонтанностью. Наиболее часто кражи со-вершаются в таких местах, как крупные торговые центры. Кроме этого, клепто-маны могут красть вещи даже у своих друзей и знакомых. Ворованные вещи не представляют никакой ценности и поэтому они или выбрасываются, или кому-то дарятся. Бывают случаи, когда вещи возвращают обратно.

       ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ   ПОРТРЕТ   КЛЕПТОМАНА.

       Если сравнивать обычных воров с клептоманами, то хочется отметить, что первые превосходно себя чувствуют и гордятся, что являются ворами. Их на-полняет тревога только во время кражи или страх разоблачения.

       Клептоманы, после того как словили кайф, корят себя и мучаются, посколь-ку считают себя зако-нопослушными гражданами и далекими от уголовного ми-ра. Но отказать в воровстве они себе не мо-гут. Для клептоманов свойственна низкая самооценка, подсознательное желание возмездия и чувство одино-чества. Клептоман не может самостоятельно контролировать себя, поскольку акт воровства воспринимает, как утешитель. В обычной жизни, когда мания отступает, клептоманы являются за-конопослушными гражданами. Психиатры отстаивают права своих больных и настаивают на мяг-кости правосудия, а про-блемы вменяемости пациента решаются индивидуально.

       Клептомания выступает саморазрушающейся формой поведения, а чело-век все время испыты-вает стресс, депрессивные состояния и переживает за свои проступки, виня себя за это. Навязчивые страхи, раздвоение личности, расстройство сна, тяжелый внутренний конфликт беспокоит больного клепто-манией. Иногда клептоманию пронизывает сексуальная зависимость, которая несёт характер фетиша. Например, кража женской обуви, женского белья.

       Самые заядлые клептоманы не совершают кражи каждый день, поскольку идет большая нагрузка на психику.

 

       ЛЕЧЕНИЕ.

       Клептомания не может пройти сама, поэтому больному надо помогать. Ле-чение данной болезни соединяет в себе как лекарственную терапию, так и пси-хотерапию. Западная модель лечения подра-зумевают организацию групп больных клептоманией. В данных группах руководство осуществля-ется вра-чом, а люди пытаются помочь друг другу.

       При клептомании используют следующие препараты:

 антидепрессанты, обладающие обратным захватом серотонина;

противосудорожные средства - данные средства применяли для судорожных припадков, но они показали устойчивый эффект и при лечении клептомании;

медикаменты, которые относят к препаратам лития  - стабилизация настроения, а также психического состояния – это возможности данных медикаментов;

препараты, обладающие таким эффектом, как снятие зависимости. Известны некоторые из них,  ко-торые  существенно снижает чувство удовольствия, получаемое клептоманом от процесса кражи.

       ВОРОВСТВО  У ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ.

       Когда в семье начинают пропадать деньги и подозрения ложатся на собст-венного ребенка, то состояние родителей, в данном случае, близко к крити-ческому. Хотя надо отметить, что детское воровство не относится к редкому явлению. И при этом причина его возникновения может также зависеть от других членов семьи.

       Изначально ребенок не придает материальным благам достаточно боль-шое значение. Больше всего его интересует любовь и общение с папой и ма-мой. Но зачастую семейная ситуация – это работающий папа, мама выступает в роли домохозяйки как минимум до 2-х – 3-х  лет. Внимание отца основывается на том, что он периодически дарит игрушки, деньги и т.д. Отец считает, что он обеспечивает семью и, в частности, своего ребенка, что уже вполне доста-точно.

       Исходя из этого, ребенок начинает отождествлять внимание и любовь по-средством денег и ве-щей. Он берет деньги. И механизм запускается благодаря невольному толчку со стороны отца. Ко-нечно, данная причина не претендует на главенствование, так как она лишь одно маленькое звено длинной цепи. Каковы же еще причины детского воровства?

       ПРИЧИНЫ.

       Исходя из мнения детских психологов, детское воровство обуславливается такой первоочеред-ной причиной, как импульсивность. Дети попадают в кате-горию воров, так как кража – это легкое дело, и поэтому трудно удержаться, чтобы не попробовать снова. К следующей причине можно отнести проблемы, которые касаются отношений с родителями. Если, по мнению ребенка, роди-тель-ское внимание минимально, то он пытается присвоить личные вещи отца или матери, чтобы быть ближе к ним. Кроме этого, кражи могут выступать ме-рилом изобретательности и ловкости, что позволяет завоевать авторитет среди сверстников и их поощрение, которого не хватает в семье.

     Также следует обращать внимание на то, что ребенок может не усматривать в своих действиях элементов воровства. Не всегда воровство является призна-ком плохого намерения ребенка, беря деньги в кошельке у родителей, он ду-мает, что просто взял, а не украл. Ребенок видит, что родители тратят деньги на себя. Мама покупает косметику, папа тратит деньги свое увлечение рыбал-кой. Почему ему отказывают родители в том, что ему так необходимо. Очень важно привлекать подрос-тка к обсуждению предстоящих покупок: для мамы, папы и  для него. Есть какие то обязательные ежемесячные платежи, кому-то из членов семьи нужно обновить гардероб, что-то тратиться на питание всей семьи… Нужно разговаривать с ребенком, посвящать его в экономику семьи.  Обсуждать приоритетность и актуальность предстоящих покупок.

       Часто из-за недостатка внимания ребенок всячески пытается обратить на себя внимание роди-телей. Особенно в эмоциональном контакте нуждаются эмоциональные дети. Украв что-то из дома ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать себе, что его любят безусловно, а не за хоро-шие и плохие поступки. Даже отрицательные эмоции  могут частично скомпенсировать недос-таток внимания к себе. Взяв деньги, он получает скандалы, что убеждает его в правильном направлении своих действий. Лучше уж так на него обратят внима-ние, чем никак. Если родители не поняли при-чины воровства, то ситуация в какой-то момент может выйти из под контроля. Часто родители нач-нают де-литься случившимся с родственниками, знакомыми, обвиняя ребенка в том, что он еще и ворует – «Совсем из под контроля вышел, что будем делать с ним даже не знаем. В кого он такой??? и  т.п.» Часто ребенок является слушателем данных обвинений в свой адрес. В нем возникает чувство протеста и, он обя-зательно снова совершит подобный или еще более серьезный поступок (укра-дет что-то в магазине или у кого-то). Ребенку хочется быть нужным, любимым и ему нужны доказа-тельства безусловной любви, как минимум достаточное внимание и участие в его жизни  родителей.

       Часто  и в классе ребенка могут просто не уважать, а учителя могут плохо относиться к слишком активным детям и  к детям, которые плохо успевают по учебным дисциплинам. Поэтому развитие воровства в этом случае начинается в виде все того же протеста, который основан на том, что ребе-нок ощущает не-справедливое отношение к себе. Поэтому надо быть очень внимательным к своему ребенку и постоянно интересоваться его личной (внутренней) и школь-ной жизнью.

       Кроме вышеизложенного, ребенок может быть воспитан неправильно как по отношению к собст-венности, так и деньгам. Если в семье присутствует солид-ный достаток, то ребенок может потерять понимание ценности денег. Тоже самое прослеживается и в обратном порядке, когда семья отличается доста-точной бедностью и денег постоянно не хватает. В данном случае ребенок берет чужие вещи и не отдает их. Родители часто не замечают этого или не хотят замечать. Особенно когда ребенок объясняет, что эти вещи дал ему одноклассник из очень обеспеченной семьи и это ему уже не нужно. Также у ребенка могут превалировать личностные желания над интересами семьи. Ему трудно са-мому  дифференцировать, что хотят члены семьи, что семья может себе позволить, что нужно в пер-вую очередь, трудно определиться самому в понимании: «хочу», «могу» и «надо».

       Если ребенок совершил кражу первое, что нужно сделать это - спокойно поговорить с ребенком и попытаться найти причину, причина может быть и в вас - родителях. В этом случае наказать придет-ся себя и сделать все возможное чтобы не быть причиной данного явления.

СИМПТОМЫ.

       Если в доме стали появляться чужие вещи, то это является симптомом, который нельзя не учи-тывать. И такой факт, как появление в доме, например, ручек или ластиков, которые, по словам ре-бенка, были найдены им, должен вас насторожить.

       К наиболее характерным симптомам воровства у детей можно также отнес-ти кражу денег в семье. Правда, чтобы данный симптом заметить, следует счи-тать свои деньги, так как ребенок может брать небольшие суммы, например, десять или пятьдесят рублей. Поэтому следует точно знать сумм-му денег и место их расположения.

        В жизни ребенка могут возникать моменты, когда он не может противиться своему желанию. Исходя из этого, следует формировать в своих детях понятия, которые основываются на правильном отношении к деньгам. При этом следует сделать так, чтобы ребенок регулярно получал определен-ную сумму денег. На-пример, в Германии на официальном уровне приняты рекомендательные поста-новления, которые регулируют размер карманных денег. В данных рекоменда-циях прописано, что дети от двух до девяти лет получают, соответственно, от 50 рублей до 100 рублей в неделю. К семнадцати годам сумма может дости-гать1500 рублей. Именно такой подход значительно пре-пятствует возникно-вению соблазна взять не свое.

       ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ  ВОРОВСТВА.

Уделяйте детям внимания столько – сколько нужно  именно вашему ребенку.

У ребенка должно быть свое пространство и свои вещи, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение.

Любите своих детей – безусловно.

Доказывайте своим детям свою любовь, совершайте ради них поступки.

Участвуйте активно в жизни ваших детей.

Считайте деньги в своих кошельках, а лучше храните их в недоступном для ребенка месте .

Выделяйте некую сумму денег детям, чтобы они могли сами распоряжаться ими.

Не оставляйте без внимания вещи (даже мелочь – ластики, карандаши,…), появившиеся в вашем доме.

При обнаружении пропажи, сначала выясните спокойно все обстоятельства случившегося, попытайтесь разобраться и найти причину. Не вступайте в конфликт с ребенком;

Если увидели или почувствовали раскаяние в глазах ребенка,  или он явно про-явил чувства стыда, попросил прощение -  не наказывайте его.

Если ребенок сам не признался в краже и не раскаялся, постарайтесь вызвать в нем чувство стыда и раскаяния.

Если не удается вызвать чувство раскаяния и стыда можно сделать подарок, который ребенок давно мечтал получить или просто похвалить за какой-нибудь поступок. Возможно, данные действия не вызовут признания в краже, но в то же время ребенку может стать элементарно стыдно за то, что он сделал.

Внимательно следите, чтобы  воровство не повторилось.

Если воровство повторяется снова и снова сходите на прием к психологу.

       ЛЕЧЕНИЕ  КЛЕПТОМАНИИ.

       Детскую клептоманию затруднительно лечить с помощью медикаментов. Поэтому наиболее действенный способ – это психотерапия. Исходя из практики, следует, что требуется не более пяти сеансов, чтобы решить проблему детской клептомании. Главное не спешить ставить диагноз, а убедиться в том, что это именно клептомания, а не воровство.

       ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ.

       Необходимо учитывать и возрастные этапы развития ребенка. Хочу вам для этого рассказать историю придуманную Л. Кольбергом:

       В одном небольшом городке смертельно болела женщина. Врач сказал ее мужу, что есть лекар-ство способное вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живущий в этом го-роде. Затраты на его получение в десять раз меньше, чем его цена. Мужу удалось собрать только половину суммы, и с ней он пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его.

       Имел ли право так поступить муж?

       Что в поведении людей в этой ситуации было правильным и неправильным?

       Если кто-то поступил неправильно, то почему?

       Попробуйте самостоятельно проанализировать ответы на свои вопросы. Детям подобное задание желательно давать в письменном виде. Главное в анализе это обоснование неправильного поступка и его последствий.

       Если вы в обосновании ориентируетесь на поощрение или наказание, то по Кольбергу этот этап описывается биохевристскими терминами. Этот этап рефлекторной морали свойственен детям до 7 лет.

       Если вы ориентируетесь на образец “хорошего или плохого человека”, а также правила и нормы, установленные авторитетными лицами или организациями. А также чувство стыда или вины испытываемое при их нарушении. То это второй уровень, определяемый социальными закономерностями. Его дети достигают к 13 годам.

       Если вы ориентируетесь на принципы общечеловеческой морали, основанные на уважении дру-гих люде или самоуважении, чтобы избежать самоотчуждения, потери достоинства или угрызений совести, то это постконвекциональный этап развития морали. Кольбергом он описывался в терминах психологии личности, и он не смог однозначно подтвердить, что все люди достигают его. В работе с детьми, он считал целесообразным вести объяснение поступка в соответствии с той стадией, на кото-рой находится ребенок, опираясь при этом на зону ближайшего развития.

Литература:

И.Г. Антипова “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог

1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

Рязань 1993 Дж. и Р. Байярд “Ваш беспокойный подросток” М 1991

В.В. Зеньковский “Психология детства” М 1996

Г.И. Каплан Б. Дж. Сэдок “Клиническая психиатрия” М 1994

Интеренет - ресурсы

 



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Клептомания или воровство у детей и подростков.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Клептомания, или Воровство как болезнь
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Деньги в дом. Пять вещей, которые надо успеть сделать в этом месяце
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • 3 вещи, которые мужчины терпеть не могут
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь