Особенности психокоррекции детей: общие положения

Анна Фрейд указывала, что в ситуации с ребенком отсутствует все то, что является необходимым в ситуации психологической помощи  взрослым, - сознание проблемы, решение ней заниматься и воля к избавлению от нее.

А.Н. Леонтьев предложил понятие ведущая деятельность. В рамках ведущей деятельности вызревают и дифференцируются другие виды деятельности, меняются психические процессы и свойства личности. Наиболее известна периодизация развития Д.Б.Эльконина, опираясь на которую и выводятся особенности психокоррекции в работе с детьми. В первую очередь это относится соотнесению формы выполнения психокоррекционных занятий с ведущей деятельностью, которая свойственна возрасту ребенка. Для детей дошкольного возраста - это игровая деятельность, для младшего школьного - учебная деятельность. То есть, для детей дошкольного возраста таковой формой выступает игра, а для младшего школьного - это имитация школьных занятий. Таким образом, возможно создание необходимой мотивации у ребенка к психокоррекционной работе.

При работе с различными проблемными состояними у детей психокоррекция проводится в форме игр, оперирующих с образными представленими проблем, подлежащих проработке. Ее почвой является правополушарное детское мышление, или "магическое" мышление (эволюционно древний процесс; убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей). Оперируя таким мышлением, человек представляет, что воздействуя на некий предмет, он тем самым влияет и на другой, который связан с первоначальным. В реальности такой связи нет, но важно что она "жива" в его воображении.

Особенности психокоррекции детей общие положения

Играющий ребенок вовлекается в игру полностью всем своим существом. Живя в ситуации игры, предметы, которые ребенок воображает, так же реальны для него как и те, что существуют в действительности. Материальный предмет, который находится под рукой ребенка, может заменить другой материальный предмет или не материальный, любой предмет, который непосредственно недоступен. В таком случае "ругая" мишку, или "общаясь" с собственноручно нарисованным сказочным существом, которое является олицетворением виновника неких проблем, "переделывая" их, манипулируя ими, конструируя их, ребенок изменяет и стоящие за ними (мишками, куклами, нарисованными сказочными героями, вылепленными из пластилина мультяшными персонажами) объекты другой реальности.

В культурно-исторической концепции развития психики (Л.С.Выготский), в качестве основного механизма ее развития выступает интериоризация (intériorisation — переход извне внутрь). Вначале деятельность осуществляется с опорой на внешние предметы, а затем происходит ее "сворачивание", переход в форму мыслительных действий, с использованием воображаемых "опор", затем к автоматизированому выполнению. Это же применимо и к шаблонам поведенческого и эмоционального реагирования, которые ребенок усваивает в раннем возрасте. Для "перестройки" сложившегося шаблона при психокоррекционной работе с детьми данный процессс необходимо повернуть в обратном направлении. Обратным направлением выступает экстериоризация (exterior — наружный, внешний). Экстериоризация проблемы - вынесение вовне ее внутреннего образа, представления. Ребенок персонализирует проблему (переносит на мишку, куклу, рисунок, т.е. материальный предмет), проводит манипуляции с этим материальным предметом и по закону детского мышления (магическое мышление) совершает "магические" операции и, таким образом, уничтожает первичный дезадаптивный шаблон и заново переучивается.

Занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что обилие знаний техник, методов, способов в работе с детьми не заменят соблюдения принципа подобия, без которого просто нереальна (буквально)  работа с ребенком.Терепевту необходим контакт со своим собственным внутренним ребенком, часть его должна осуществить возрастную регрессию, уподобится состоянию ребенка. Занимаясь с ребенком, нужно найти такого же ребенка в себе, открыть мир детства и тогда способы работы прийдут сами.

Но все психологи работающие (и даже, вероятно, не работающие) с детьми знают, что проблемы детей — отражение проблем родителей. Ребенок - это зеркало, отражающее эмоциональную погоду семьи. При семейном неблагополучии, перманентных конфликтах, затаенных обидах ребенок является "громоотводом", он становится тем уязвимым звеном, в котором эмоциональное напряжение прорывается, в форме поведенческих, эмоциональных, психосоматических проблем. Сизифов труд "лечить" следствие в ребенке и оставлять нетронутой причину. Следовательно, необходимо вовлечение в процесс психокоррекции и родителей. Работая с  родителеми, меняя их поведение как по отношению друг к другу, так и по отношению к ребенку, возможно разрешение  проблем ребенка.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив «Волшебный предмет»
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Как важно и жизненно необходимо играть с детьми!"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Как найти взаимопонимание со своим ребенком" (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь