|
Особенности психокоррекции детей: общие положенияАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Анна Фрейд указывала, что в ситуации с ребенком отсутствует все то, что является необходимым в ситуации психологической помощи взрослым, - сознание проблемы, решение ней заниматься и воля к избавлению от нее. А.Н. Леонтьев предложил понятие ведущая деятельность. В рамках ведущей деятельности вызревают и дифференцируются другие виды деятельности, меняются психические процессы и свойства личности. Наиболее известна периодизация развития Д.Б.Эльконина, опираясь на которую и выводятся особенности психокоррекции в работе с детьми. В первую очередь это относится соотнесению формы выполнения психокоррекционных занятий с ведущей деятельностью, которая свойственна возрасту ребенка. Для детей дошкольного возраста - это игровая деятельность, для младшего школьного - учебная деятельность. То есть, для детей дошкольного возраста таковой формой выступает игра, а для младшего школьного - это имитация школьных занятий. Таким образом, возможно создание необходимой мотивации у ребенка к психокоррекционной работе. При работе с различными проблемными состояними у детей психокоррекция проводится в форме игр, оперирующих с образными представленими проблем, подлежащих проработке. Ее почвой является правополушарное детское мышление, или "магическое" мышление (эволюционно древний процесс; убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей). Оперируя таким мышлением, человек представляет, что воздействуя на некий предмет, он тем самым влияет и на другой, который связан с первоначальным. В реальности такой связи нет, но важно что она "жива" в его воображении. Играющий ребенок вовлекается в игру полностью всем своим существом. Живя в ситуации игры, предметы, которые ребенок воображает, так же реальны для него как и те, что существуют в действительности. Материальный предмет, который находится под рукой ребенка, может заменить другой материальный предмет или не материальный, любой предмет, который непосредственно недоступен. В таком случае "ругая" мишку, или "общаясь" с собственноручно нарисованным сказочным существом, которое является олицетворением виновника неких проблем, "переделывая" их, манипулируя ими, конструируя их, ребенок изменяет и стоящие за ними (мишками, куклами, нарисованными сказочными героями, вылепленными из пластилина мультяшными персонажами) объекты другой реальности. В культурно-исторической концепции развития психики (Л.С.Выготский), в качестве основного механизма ее развития выступает интериоризация (intériorisation — переход извне внутрь). Вначале деятельность осуществляется с опорой на внешние предметы, а затем происходит ее "сворачивание", переход в форму мыслительных действий, с использованием воображаемых "опор", затем к автоматизированому выполнению. Это же применимо и к шаблонам поведенческого и эмоционального реагирования, которые ребенок усваивает в раннем возрасте. Для "перестройки" сложившегося шаблона при психокоррекционной работе с детьми данный процессс необходимо повернуть в обратном направлении. Обратным направлением выступает экстериоризация (exterior — наружный, внешний). Экстериоризация проблемы - вынесение вовне ее внутреннего образа, представления. Ребенок персонализирует проблему (переносит на мишку, куклу, рисунок, т.е. материальный предмет), проводит манипуляции с этим материальным предметом и по закону детского мышления (магическое мышление) совершает "магические" операции и, таким образом, уничтожает первичный дезадаптивный шаблон и заново переучивается. Занимаясь с ребенком, необходимо помнить, что обилие знаний техник, методов, способов в работе с детьми не заменят соблюдения принципа подобия, без которого просто нереальна (буквально) работа с ребенком.Терепевту необходим контакт со своим собственным внутренним ребенком, часть его должна осуществить возрастную регрессию, уподобится состоянию ребенка. Занимаясь с ребенком, нужно найти такого же ребенка в себе, открыть мир детства и тогда способы работы прийдут сами. Но все психологи работающие (и даже, вероятно, не работающие) с детьми знают, что проблемы детей — отражение проблем родителей. Ребенок - это зеркало, отражающее эмоциональную погоду семьи. При семейном неблагополучии, перманентных конфликтах, затаенных обидах ребенок является "громоотводом", он становится тем уязвимым звеном, в котором эмоциональное напряжение прорывается, в форме поведенческих, эмоциональных, психосоматических проблем. Сизифов труд "лечить" следствие в ребенке и оставлять нетронутой причину. Следовательно, необходимо вовлечение в процесс психокоррекции и родителей. Работая с родителеми, меняя их поведение как по отношению друг к другу, так и по отношению к ребенку, возможно разрешение проблем ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|