Недавнее исследование китайских ученых дает следующий ответ на этот вопрос: наша тревога во время публичных выступлений зависит от того, на кого из аудитории мы смотрим.
Давайте разберемся. Нам известно из предыдущих исследований, что люди с социальной тревожностью имеют склонность к переоцениваю негативных социальных сигналов. То есть если Вы переживаете во время выступления перед аудиторией, Вы будете склонны придавать гораздо большее значение случайному зевку или отвлеченному виду кого-то из Ваших слушателей (на самом деле, подобные негативные реакции могут вообще не имеет никакого отношения к Вашему выступлению). Более того, Вы гораздо более вероятно заметите и обратите внимание на разочарованное выражение лица в аудитории, нежели чем на улыбку, что естественно только усилит Вашу тревогу. Однако, большинство проведенных ранее исследований были не совсем реалистичны, а скорее искусственны, поскольку испытуемым предъявлялись фотографии лиц на экране монитора вместо живой аудитории.
Китайские ученые провели исследование лиц как с низкой социальной тревожностью, так и с высокой, предложив им выступить с трехминутным выступлением без подготовки перед настоящей аудиторией. Все же, это исследование тоже не идеально, поскольку было проведено не вживую, а с использованием программы Skype, но это уже значительный прогресс в проведении подобного рода исследований. С другой стороны, у подобного способа организации эксперимента было значительное достоинство, которым и воспользовались ученые из Китая. В качестве слушателей трех-минутных выступлений выступали актеры. Их выражения лица и специфическое положение тела, выражающие соответсвенно позитивную, негативную или нейтральную реакцию, были предварительно записаны на камеру, а затем демонстрировались во время выступления участников.
Исследование проводилось с использованием айтрекера (специального прибора для регистрации движений глаз испытуемого), регистрировалась частота сердечных сокращений, а также испытуемых просили самостоятельно оценить уровень их тревожности.
Что же оказалось? А оказалось, что люди с высокой социальной тревожностью гораздо чаще смотрят на «негативных» членов аудитории и гораздо реже - на «позитивных», нежели чем люди с низкой социальной тревожностью. Все полученные данные (и самоотчеты, и физиологические показатели) подтверждают тот факт, что чем больше внимания мы уделяем негативно настроенным членам аудитории, тем большую тревогу мы испытываем.
Что же делать? Вывод напрашивается сам с собой. Если Вы хотите меньше волноваться во время публичных выступлений, старайтесь фокусировать Ваше внимание на позитивно настроенных членах аудитории. Найдите среди слушателей улыбающегося, довольного человека, или просто Вашего хорошего знакомого и смотрите на него:)
Оригинальная статья была опубликовал в журнале «Cognition and Emotion» и доступна по ссылке http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26222127
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.