Каждый человек, который занимается публичной деятельностью илистремится к ней, рано или поздно приходит к желанию сформировать, усовершенствовать,довести до совершенства свои навыки ораторского мастерства. И тогда у неговозникают вопросы, на часть из которых мы попробуем ответить в этой статье.
v Где применимы приемы ораторского мастерства?
Ораторское искусство не придумано, это результатмоделирования методами НЛП успешных коммуникаторов. Поэтому, приемы ораторскогомастерства применимы и в работе аудиторией размером в стадион, и в выступлениипо радио или телевизору, и в презентации своей работы среди коллег, и в личнойжизни, и при устройстве на работу, и в переговорах, знакомствах, мотивациисотрудников.
v Как изначально заинтересовать аудиторию и привлечь внимание?
Что интересует людей в первую очередь? Что бы ответить наэтот вопрос достаточно включить телевизор в вечернее время. Вряд ли там Выувидите завораживающую красоту живописных пейзажей. Как это ни странно звучит –людей интересуют проблемы. А если точнее – нестандартные и оригинальные способыих решения. Именно нестандартные. Потому что, что оратор предлагает для решениянасущных проблем слушателей что-то банальное и очевидное, фигура оратора сразууменьшает свою значимость. Поэтому публичным людям просто необходимо развиватьсобственную креативность и умение мыслить нестандартно и оригинально.
v Что еще люди готовы слушать с «открытым ртом»?
То, что они сами хотят сказать, но или не решаются, или несформулировали еще, или трибуны у них пока еще не случилось. А вот оратор - человек,который уже завоевал право выступать публично - берет и формулирует тайныечаяния аудитории открыто со всей прямотой. «Вот это сказанул», - счастливооткликается аудитория.
v Стройте свою речь как хороший анекдот.
В этом Вам поможет развитие ассоциативного творческого мышленияи чувства юмора. В анекдоте есть все, что нужно: завязка, кульминация и самоеглавное – неожиданная и вместе с тем понятная развязка, оставляющая чувствоудовлетворенности.
v Как сделать так, чтобы Вам верили?
Хороший оратор всегда верит сам в то, что говорит. Покрайней мере, на то время, пока он выступает. В этом случае все его части: голос,движения тела, особенности построения речи передают информацию синхронно, безпротиворечий и аудитория проникается к оратору доверием.
Установление доверия с человеком укладывается в тримагических фразы: слушай, поддерживай, открывайся.Это же справедливо и для публичных выступлений. Не игнорируйте вопросы из зала,не оставляйте вопросы без вашей реакции. Чтобы при необходимости остановитьизлишне многословного слушателя у профессионального оратора достаточно многоприемов и техник. Поэтому всегда обозначайте, что Вы слышите вопрос.Устанавливайте с максимально возможным числом участников личный контактдоверительные отношения. Для этого обращайтесь лично к каждому слушателю, отмечайтепризнаки эмоциональных реакций и реагируйте на них вербально и не вербально.
Слушайте внимательно, что Вам сообщают, говорят или сигнализируютбез слов участники Вашего выступления. Человек, которого слушают, чувствует себязначительным.
v Рассказывайте истории из личного опыта
Рассказывайте свои личные истории. Делитесь своим личнымотношением к тому, что происходит. Цифры и факты любой человек может прочитатьв раздаточном материале или в открытом доступе. И прочитать формальныйфактический материал даже удобнее, чем послушать. А вот Ваше личное отношение –это эксклюзив, который звучит только здесь и сейчас, один раз. И это создает неповторимыйэффект личного участия.
v Как себя вести с официальными лицами?
Приходя в кабинет к тому или иному представителю власти, яиногда обращаю внимание на предметы, которые находятся в кабинете, висят настенах. Если человек что-то выставляет напоказ, то будьте уверены, что емубудет приятно, если Вы это заметите.
Если Вас встречают шуткой, ответьте на неё, проявитетворчество. Недавно я мгновенно установил контакт с несколькими «крупными» чинамиГИБДД, «вклинившись» в проводимое ими совещание, просто ответив на приглашение «зайти на 2 слова», словами «хорошо, тогда уж на три». С соответствующимдоброжелательным выражением лица, конечно. Вопрос решился в считанные секунды.Всякий раз, когда Вы вносите элемент неформального общения в официальную беседу,Ваш облеченный властью собеседник расслабляется, потому что получает своюпорцию комфорта.
v Будьте уверены в успехе заранее.
Возможно, Вы знаете, что слова несут только около 7% информации.Оставшаяся часть сообщения приходится на интонации, мимику, жесты.
Представьте себе, что Вы идете на встречу с человеком, окотором Вам кто-то сказал, что он - не вполне честный человек. Что будет привстрече передавать Ваша «невербалика»? Скорее всего – готовность к подвоху. Вашсобеседник, видит это и слегка напрягается, что в свою очередь замечаете Вы, и Вашипредположения в Вашей логике подтверждаются. Таким образом, напряженностьнарастает, и коммуникация развивается по пути недоверия и конфликта. Примерното же самое происходит, если оратор выходит к аудитории заранее не уверенным всвоих силах, или предполагая агрессивность аудитории. Слушатели считываютсоответствующие сигналы, посылаемые выступающим и «оправдывают» его ожидания.
А если оратор выходит на сцену, будучи заранее уверенным вуспехе? Если он заранее предполагает доброжелательность и заинтересованностьаудитории? Тогда именно это он и транслирует аудитории. И тогда атмосферанаполняется взаимным доверием,интересом и доброжелательностью.
v Никогда не спорьте с аудиторией.
Одной из частых ошибок начинающих ораторов являетсяпротивопоставление себя публике. Причем, выступающий сам может не замечать, каквместо употребления слова «мы», разделяет в своей речи «я» и «вы». И уж совсемнеуместно вступать с кем-то из участников в открытое противоборство. Вы в этом ничего не выигрываете. Если люди пришлина Ваше выступление, значит, они изначально предполагают Вашу большуюкомпетентность в данной теме. Поэтому, выиграв спор, Вы никому ничего недокажете, а вот соперника для себя получите. Более того, к спорщику могутприсоединиться другие слушатели по принципу «наших бьют». Для работы со «сложными»участниками в арсенале профессионального оратора есть много проверенныхвременем работающих приемов. Так что для начала согласитесь с тем, с чемможете. Как минимум, - с правом любого человека задавать любые вопросы ивысказывать свое мнение. Ответьте коротко и корректно, затем обратитесь костальной части аудитории, интересно ли ей прямо сейчас выслушать Ваше мнениепо данному вопросу.
v О «шероховатостях» в выступлении.
Помню, как я много лет назад я впервые посмотрев передачу сосвоим участием по телевизору, и схватился за голову, «увидев» множество лишнихжестов, повторов, заминок. И вместе с тем мои друзья и коллеги совершенноискренне поздравляли меня с ярким и интересным выступлением. Тогда я задумалсяи понял очень простую вещь. Большинство наших «ошибок» существует только внашем воображении. Большинство слушателей воспринимает их, как естественноепроявление свойственных живому человеку элементов. Более того, именно небольшиезаминки делают нашу речь естественной и уникальной.
Вспомните выступления приглашенных гостей на радио. Речь,написанная на бумаге, коренным образом отличается от живой импровизации.Естественная речь синкопирована, разнообразна по темпу, эмоциям и не всегдагладкому построению фраз. Но именно такая речь вызывает наибольшее доверие аудитории,потому что каждый слушатель понимает – это делается здесь, сейчас и только дляменя. А вот выступление, сверстанное заранее и написанное на бумаге, выступающийможет говорить кому-то еще.
v Как справиться с волнением?
И еще об одной детали. Наиболее частый запрос, который яслышу от участников моих тренингов по ораторскому мастерству – «как справитьсяс волнением?». Обучаться ораторскому мастерству полноценно можно только вгруппе. И даже, если мы работаем в режиме персонального коучинга илииндивидуального консультирования, я все равно предлагаю клиенту в ближайшеевремя где-то выступить публично, и еще лучше – записать свое выступление навидео, с тем, чтобы можно было сделать подробный разбор с обратной связью.Поэтому и с волнением, как с эмоцией предшествующей выходу на аудиторию, полноценноработать лучше всего в группе. Но один совет в этой статье дать все же можно. Выходяна аудиторию, вспомните свое состояние успеха. Все равно, в какой области –выступлении, удачных переговорах, знакомстве, в работе. Не важно, в чем именно. Важноощущение собственной успешности. Для того, что бы ощутить его максимально полно,вспомните во всех деталях, что Вы в этот момент вокруг себя видели, чтослышали. Что в этот момент погружения в опыт говорит о Вашем успехе. Если Вывоспроизведете детали очень точно, то непременно придут эмоции успеха ирадости. Вот с ними и выходите на свое выступление, которое уже будетфактически обречено на успех.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.