|
Страх… публичных выступлений и как его убратьАвтор статьи: Кузнецова Екатерина Александровна
Самое интересное, что это абсолютно нормально. Исследование на тему «Чего человек боится больше всего на свете?» показало, что для большинства людей среди всевозможных фобий на первом месте стоит страх… публичных выступлений. А современный мир диктует свои условия, и публичное выступление, также как частое общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, стало неотъемлемой часть жизни каждого. Поэтому становится все больше людей, приходящих на консультацию к психологу с фразами: «Подскажите, что мне делать! Как только начинаю говорить перед группой людей, то голос дрожит, слова путаются, мысли предательски убегают из головы, руки потеют, ноги дрожат, и так далее по тексту. Знакомо? Если да, и это мешает хоть каким-то образом в жизни, ТО ПОРА ЧТО-ТО МЕНЯТЬ! Консультации психолога, тренинги по данной тематике позволяют в достаточно коротки срок справиться с этой сложностью и стать прекрасным оратором, которого с удовольствием слушают все. Но в этой статье хотелось бы раскрыть СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА. А дальше выбирать вам, ведь кто-то тренируется в фитнес-центре с профессиональным тренером, который подбирает индивидуальную программу тренировок, а кто-то самостоятельно дома делает гимнастику. Выбор есть всегда. Возвращаясь к способам преодоления страха публичных выступлений, хотелось бы отметить, что выступления на публике – это всего лишь навык! А любой навык тренируется. Это как умение ходить. Вспомните, как начинают ходить маленькие дети, сначала неуверенные несколько шагов, потом они становятся более четкими и уверенными, и вот проходит совсем немного времени и ребенок уже бегает, совершенно переставая думать как он делать каждый следующий шаг. Поэтому первая рекомендация: выступайте как можно чаще. Ораторами не рождаются, ораторами становятся. И совершенно не важно, где и перед кем проходит Ваше выступление: на сцене с докладом или в кругу семьи с поздравлениями и тостом. Во-вторых, воспринимайте собственное волнение, переживания, путаницу в словах как совершенно нормальное естественное явление. Когда вы выходите на сцену с таким настроем, вы ведете себя намного естественней, и поэтому вы меньше боитесь и меньше переживаете. Как только вы внушаете себе, что вы плохой оратор, потому что вы волнуетесь, вы действительно становитесь плохим оратором. Все просто и понятно. Кстати, опытные ораторы иногда даже стимулируют волнение перед предстоящим выступлением. Это позволяет им взломать внутренний барьер заезженности фраз и поведения, и, следовательно, сделать свое выступление более непосредственным и искренним. В третьих, перестаньте бояться ошибок. Задайте себе вопрос: а что такого страшного случится, если я в процессе выступления сделаю незапланированную паузу, сокращу доклад или случайно поменяю его части местами? Ответили? Предполагаю, что в этом случае земля не сойдет со своей орбиты и не начнется извержение всех вулканов на Земле. А большинство слушателей даже этого не заметят. В четвертых, прежде чем выходить на сцену, задайте себе вопрос: «А что я хочу изменить в жизни этих людей? Что нового я могу дать этим людям? Говорите от сердца. Вспомните лекции в учебных заведениях, каких преподавателей интереснее было случать: тех, которые читали фрагмент учебника сухим монотонным голосом или которые говорили менее последовательно, но от сердца, эмоционально? Рекомендация пятая: подчеркивайте наиболее важные мысли жестикуляцией, больше ходите по сцене. Наступило время динамики, людям нужна живая энергия, людям нужна страсть и эмоции. Как же произвести хорошее впечатление на аудиторию, как заставить работать свое тело, чтобы добиться максимального результата? Очень просто. Плечи всегда должны быть расправлены, спина – прямая. Красивая, гордая осанка – это мощный сигнал аудитории о том, что вы уверены в себе. Вы уверены в том, что вы говорите, вы – сильный человек. Язык вашего тела часто важнее ваших слов. Сначала слушатели проникаются уважением к вам, и только после этого – к тому, о чем вы говорите. И никак не наоборот. Плохой докладчик всегда выступает с зажатыми плечами, согнутой спиной. Он не понимает, что, демонстрируя всему залу свою неуверенность, одним своим внешним видом перечеркивает весь положительный эффект от своей речи. Если Вы сами не уверен в себе, как могут поверить Вам другие? Это невозможно! Все начинается с личности, с вашего отношения к жизни, к проблемам, к вашим ценностям, задачам и целям. Согнутая спина, опущенные плечи – это сигнал залу, всей аудитории: я не уверен в себе, не уверен в правдивости, нужности своих слов, я устал от жизни, я больной несчастный человек. Все! Можно больше ничего не говорить. Эта аудитория для вас потеряна. Чтобы этого не случилось, потренируйтесь дома перед зеркалом, видеокамерой, перед своими близкими. Попросите их проследить, чтобы вы всегда держались на сцене с прямой спиной, с расправленными плечами, с улыбкой на лице. Чтобы вы решительно, быстро, динамично жестикулировали обеими руками, чтобы были как сгусток энергии. Ваши движения должны быть резкими, уверенными, сильными. Походка – упругой, размашистой. Представьте, что вы – лев, который ходит из одного угла сцены в другой, с абсолютной уверенностью в своей силе и непобедимости. Рекомендация шестая: смотрите людям в глаза. На первых этапах найдите в зале человека, который внимательно слушает и рассказывайте ему, представляя, что Вы общаетесь не с большой аудиторией, а с одним собеседником. Второй этап тренировки: постарайтесь во время выступления встретиться своими глазами с глазами каждого присутствующего. Когда человек смотрит не в глаза, а вверх, вниз, в сторону или его глаза бегают, человеческий мозг всегда получает одну и ту же информацию – человек врет. Вот почему так важно видеть глаза присутствующих. Если на вашем выступлении много людей – сотни или даже тысячи человек, то эта задача тоже решается просто. Смотрите в середину зала и своим взглядом проходитесь справа налево и слева направо. Тогда у большинства присутствующих в зале создастся впечатление, что вы смотрите именно на него, а значит, говорите правду и вам можно доверять. Рекомендация седьмая: чтобы речь была ровной и лилась как музыка, человеку физиологически нужно дышать!!! Часто заикания, запинки, обрыв мысли – это результат того, что оратор от волнения забывает сделать вдох. Если Вам это свойственно, потренируйтесь дома: «Вдох – 1-2 предложения на выдохе и снова вдох». И еще одна рекомендация: говорите на языке слушателей. Может быть, аборигены и не съели бы Кука, разговаривай он с ними на одном языке. Перед выступлением задайте себе следующие вопросы: что это за люди, перед которыми я выступаю? О чем они мечтают? Что их тревожит? Чего они боятся? Чего они хотят? На каком языке они разговаривают? Если Вас слушают простые работяги, нет смысла «умничать» и использовать в своей речи научные термины не связанные со спецификой работы данных людей. Во-первых, они Вас просто не поймут. Во-вторых, им будет скучно. В-третьих, в системе «свой-чужой» (а своими считают тех, кто больше всего похож по речи, взглядам на жизнь и, соответственно им больше доверяют), Вы скорее всего попадете в категорию «чужой», а это значит, «он меня не понимает и ему нельзя доверять». Это всего лишь несколько приемов, но, учитывая которые Вы сможете много изменить. Главное – не просто знать, что «так нужно» или «да, я это знаю», а сделать эти навыки полезными привычками, которые вы умеете использовать автоматически! Желаю удачи в освоение интереснейшей науки ораторского искусства! Автор: Екатерина Кузнецова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|