Реакции на разлучение

Реакции на разлучение

Многие психологические исследования человека сосредоточили внимание на том, что происходит во внутреннем мире личности: ее задатках и силе, ценностях и интересах, самоощущение и мировосприятии и мн. др. А также на том, что осознанно или неосознанно происходит внутри нас.

Английский психиатр и психотерапевт Дж. Боулби (1907 – 1990гг) привлек внимание науки к феномену привязанности (Привязанность - стремление к близости, при достижении которой, человек обретает чувство безопасности и покоя), т.е. к тому, что происходит между людьми. Боулби обрел известность благодаря исследованию сорока четырех воров, в котором он доказал, что все преступники в раннем детстве были разлучены с матерью. После второй мировой войны по заказу ВОЗ Боулби исследовал психическое здоровье бездомных детей. В этой работе он соединил свои представления о детской потребности в привязанности с психическими отклонениями, наблюдаемыми им у детей, у которых не было прочной связи с первичными референтными лицами (Холмес, 2002).

Выводы Боулби можно обобщить следующим образом: без нашего сознательного участия при рождении у нас развиваются структуры, связывающие нас с другими людьми, прежде всего с матерью. Эмоциональная связь детей с матерями – необходимое условие для их выживания. Еще в 1946 году Шпиц и Вольф писали, что без любовного контакта с референтным лицом новорожденные чахнут и погибают, несмотря на достаточное питание и гигиену.

Факт существования привязанности лучше всего становится заметным, когда процесс привязанности прерывается или замирает. Пока мы пребывает в связи с близким человеком, для нас привязанность – нечто само разумеющееся. Но стоит потерять связь, и сразу понимаешь, кого и чего не достает. И в мгновение нарастает внутреннее волнение или тревога. Этот феномен можно представить и с другой стороны: многие матери чувствуют, когда с их ребенком что-то стряслось, хотя ребенок был далеко от нее.

У маленького ребенка расставание вызывает немедленный стресс и страх, что его  бросят. Ребенок становится беспокойным, плачет и протестует, как только теряет маму из вида. Обычно это поведение вызывает в матери импульс приблизится к ребенку. От присутствия матери в поле зрения ребенка, телесного контакта с ней, успокоительных слов, чувство страха стихает и ребенок успокаивается. Мать с неповрежденной структурой привязанности беспокоится, если её приходиться оставить несамостоятельного ребенка одного.  

Больше всего дети хотят избежать длительной разлуки с мамой. Расставание повергает ребенка в состояние крайнего эмоционального возбуждения. Оставленный ребенок проходит несколько эмоциональных стадий. Боулби наблюдал смену чувств у разлученных с матерью детей в неизменной последовательности, а именно:

 

  • Страх и паника: страх – первое чувство, охватывающее ребенка при расставании и угрозе потери связи с матерью. Поэтому он кричит и плачет в надежде вернуть маму. Бездонный страх, пронизывающий оставленного ребенка, сродни страху смерти.
  • Гнев и ярость придают его требованию, чтобы мама вернулась, соответствующий нажим.
  • Отчаяние и апатия:  на этой стадии ребенок совсем выбивается из сил, пытаясь вернуть свою мать. Он горько скулит, пока не свыкается с болью от расставания и привыкает к ней. Он постепенно перестает реагировать на окружение и пребывает в глубокой депрессии.

 

Документальный фильм «Джон» (Джеймс и Джойс Робертсоны, 1969) может служить яркой иллюстрацией значения привязанности и влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка.

http://www.psyoffice.ru/blog/36677/

За стадией эмоционального отчаяния и эмоционального замыкания в себе обычно следует перенос душевной боли в телесную сферу. Данный перенос для психики ребенка выступает как защитный механизм. Душевное напряжение переходит в физическое - душевная боль чувствуется меньше. И проявляется это в телесном напряжении, спазмах, а в перспективе – в хронических заболеваниях (например, защемлениях нервов в груди, постоянных болях в спине, мигренях). При этом причина душевной боли перестает быть доступной сознанию.

Важная теорема Дж. Боулби гласит, что опыт ребенка в общении с отцом и матерью в течение первых лет жизни определяет его последующую жизнь, на основании которого ребенок вырабатывает «внутреннюю рабочую модель построения отношений», которую впоследствии он применяет и к другим людям. Положительный опыт формирует позитивные ожидания и соответствующее поведение в последующих отношениях. А следствием негативного опыта, соответственно, являются негативные ожидания от других людей.

http://www.psyoffice.ru/article/narushenie/

Продолжение следует…

 

   



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Привязанность по Джону Боулби
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Кто-то находит, кто-то теряет... Про ценность потери и страх привязанности
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Стоит ли становиться матерью, пока ненавидишь собственную мать?
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • «Жестокость – это то, что я знаю лучше всего». Воспитание матерью - нарциссом. Рецензия на фильм.
  • Перинатальное воспитание, эмоциональная связь между матерью и ребенком.
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Подарок от Джона Боулби
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Страх быть плохой матерью как причина бесплодия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь