"Правильно" злиться (из цикла "Инструменты")

Процессу формирования патологического влечения к психоактивным веществам (далее ПАВ) сопутствуют личностные или аффективные расстройства. Ряд авторов (1.6,7.8.11,12,15,18) считают, что негативные эмоции (агрессия, гнев, стыд, вина, злость, раздражительность) играют решающую роль в развитии зависимостей от ПАВ.

 Целый ряд авторов исследовал особую роль агрессивности пациентов в структуре зависимости от психоактивных веществ (далее ПАВ). А.А. Портнов и И.Н. Пятницкая (16, 18) обнаружили изначальную психопатичность как предиктор злокачественного подросткового алкоголизма. По данным А.Е. Личко и В.С. Битенского (11), возникновению алкоголизма способствуют психопатии и акцентуации характера эпилептоидного и неустойчивого типов. А.Г. Гофман (10) относит подростковую делинквентность к факторам, способствующим развитию наркологических заболеваний. Отмечено и зарубежными исследователями (Бартол Л., 2004), что патологическое влечение в структуре зависимостей от ПАВ включает в себя агрессивный компонент. Ю.Б. Можгинский (13) напрямую связывает выраженность агрессии со скоростью формирования зависимости, тяжестью патологического влечения к ПАВ – степенью прогредиентности заболевания. Он утверждает, что повышенная агрессивность встречается в большинстве случаев зависимостей.

Каждый практикующий нарколог согласится с очевидным фактом наличия негативных эмоций, и в первую очередь агрессии, у всех наркологических пациентов. Да, степень проявления таких эмоций будут сильно различаться по времени манифестации и степени выраженности. Но они присутствуют в каждом отдельно взятом случае. Также сильно будет различаться степень осознанности данных эмоций пациентом.

Превалирующая негативная эмоция индивидуальна у каждого конкретного пациента, но она в абсолютном большинстве случаев имеется.

Позитивные эмоции это те, к которым человек стремится, негативные эмоции – те, которых он избегает. С точки зрения когнитивной психотерапии (А. Бек), негативные эмоции приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

Эмоции (лат. emovere – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин, 1949).

Эмоциональная реакция очень сложна, в ней участвуют вся нервная система, весь организм целиком.   Гнев, стыд, боль и другие переживания всегда сопровождаются    изменениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, легких, органов пищеварения, желез внутренней секреции.

Эмоции возникли в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция, как механизм немедленного ответа организма на внезапное или длительное воздействие внешнего раздражителя .

С давних времен эмоции привлекали к себе внимание исследователей. Первые опыты в этой области осуществил еще в XI веке великий таджикский ученый и врач Абу Али Ибн – Сина (Авиценна). Изучая зависимость психической жизни от внешних воздействий и ее отражение на жизни физической, он поставил простой и оригинальный опыт. Двух барашков одного помета Авиценна поместил в одинаковые условия с той лишь разницей, что около одного из них он привязал волка. В результате барашек, который постоянно видел перед собой страшного зверя, перестал принимать пищу, постепенно слабел и вскоре погиб. Другой рос и развивался совершенно нормально.

Так и у человека сильные негативные эмоции, особенно систематически повторяющиеся, оставляют свои «отметины» в организме. Длительное или очень интенсивное нервное напряжение в ряде случаев может вызвать изменения в организме: расстройство деятельности нервной системы, нарушение равновесия в работе желез внутренней секреции, стойкое повышение артериального давления и др.

С каждым днем все очевиднее, что первое место среди причин болезней сердца и сосудов занимают именно часто повторяющиеся продолжительные неприятные эмоции. Они то и становятся слагаемыми эмоционального напряжения, получившего название эмоционального стресса. «Сегодня становится ясно, что сердечные инфаркты, гипертоническая болезнь и мозговые инсульты – это только трагические финалы, так сказать, жертвы длинного ряда осложнений в организме человека, главным образом в его нервной системе», - говорил академик П.К. Анохин.

За последние годы существенно увеличилось количество работ, посвященных психотерапии в наркологии (1, 4, 5, 6, 9). Исследован целый ряд актуальных аспектов наркологии. Естественно, что процесс осмысления практического опыта продолжается.

В этой связи наше внимание привлек феномен, патогномоничный для личности с синдромом зависимости – агрессия. Интерес вызывает возможность целенаправленного психотерапевтического воздействия на эту мишень.

Дело в том, что в России сложились очень напряженные отношения с целым спектром негативных эмоций, таких как гнев, агрессия и раздражительность, а также стыд и вина. Все эти эмоции рождаются как естественный ответ на проявление любого дискомфорта, как физического, так и душевного. Здесь необходимо небольшое историческое отступление.

В мире животном никто и никогда не думал скрывать агрессию. Если ты нарушил мои границы, я проявлю столько агрессии, сколько будет нужно, чтобы исправить положение. Вплоть до убийства. Ты приблизился к моему потомству – ответ не замедлит. Ты покушаешься на мою пищу – берегись. Мне просто может быть плохо – в такой момент ко мне тоже лучше не приближаться.

В каменном веке также было достаточно механизмов для реализации агрессии. Чем ближе человек находился к своему первобытному состоянию, тем меньше причин у него было для сдерживания негативных переживаний.  И даже позже у человечества были варианты драться, воевать, или реализовывать дуэльный кодекс.

Но 2-3 века назад все сильнее стал проявляться гуманный путь развития цивилизации, который накладывал своеобразное социальное вето на весь спектр негативных эмоций – злость, гнев, агрессию, стыд, вину. В России есть еще два фактора, которые существенно затрудняют наши взаимоотношения с этими эмоциями.

Первый из них – отношение православия к агрессии существенно строже, чем, например, католицизма или протестантизма. В православии гнев и агрессия считаются самыми порицаемыми грехами христианина.

Второй – кодекс интеллигентности, который абсолютно отрицает возможность гневаться. Как я могу, милый и интеллигентный человек, злиться на своих домашних, или сотрудников, или даже, страшно подумать, на правительство?

Выход очень прост. Еще в детстве почти каждого маленького россиянина обучают скрывать свои негативные эмоции. Естественно, в каждой семье свои границы проявления агрессии. Но чаще всего, дети такого права лишены. Максимум, на что имеет право ребенок, это поплакать, или уйти к себе, хлопнув дверью. И даже такое поведение порицается и считается недостойным.

Но при этом даже родительский запрет на проявление чувств не отменяет рождение эмоций. Если человеку жарко, то он потеет. Если человек испытывает дискомфорт – он злится. Это непреложный закон. Вся разница в том, как именно будет злиться каждый человек.

Нас не учили злиться безопасно для себя и окружающих. Поэтому очень часто наш выбор не будет ни осознанным, ни оптимальным. Далее мы представим авторскую схему «Управление негативными эмоциями». При ее описании мы будем говорить в основном об агрессии – как наиболее яркой негативной эмоции. Другие негативные эмоции (стыд и вина) имеют свое место в развитии зависимостей, которое будет подробно описано в следующих работах.

Правильно злиться из цикла Инструменты 

 

Схема 1. Реализация негативных эмоций.

 

Психотерапевтическая интерпретация схемы «Реализации негативных эмоций».
Эмоция – это бессознательный ответ на определенный стимул. В ответ на любой дискомфорт, как физический, так и душевный, любой человек начинает испытывать негативные эмоции. По сути, это энергия в чистом виде. Предназначена она для исправления ситуации. Как доказано в законе сохранения энергии, просто исчезнуть она не может. НО! Как уже отмечалось выше, в абсолютном большинстве случаев нарушено осознавание агрессии. Поэтому каждый человек имеет несколько вариантов для дальнейшего развития событий (реализации негативных эмоций).
«Выплеснуть на близких».
Энергия негативной эмоции пойдет по тому пути, которому с детства обучали этого человека. Один из самых «легких» вариантов для потенциального клиента – вылить негатив на близких людей. Свидетелями такого поведения мы с Вами становимся ежедневно. Например, меня не устраивает зарплата. Или мне наступили на ногу в метро. У меня есть хороший вариант компенсации – устроить жене скандал за невкусный ужин. В более грубом варианте «слив» негатива на близких заканчивается всевозможными правонарушениями.
Подавить в себе.
Чаще всего воспитательные меры в детстве россиянина ведут к обучению «Уметь справляться со своими чувствами», или «Умению держать себя в руках», т.е. не показывать вида и подавлять энергию негативных эмоций в себе. Это не очень быстрый, но очень верный путь в болезнь. Например, в гипертоническую болезнь (далее ГБ). ГБ одна из первых отнесена к психосоматическим, т.е. с доказанными психологическими причинами. Наиболее частая причина, по данным множества авторов (2, 7, 8, 10, 13), неумение справляться иным путем с негативными эмоциями, в первую очередь, с агрессией. По данным о распространенности заболеваний (7, 10, 16), в России ГБ у пожилых людей обнаруживается в 70% случаев. Распространенность ГБ в Европе доходит до 55% у пожилых, в США не превышает 30%, а в Индии – 3%! Катастрофическая разница может быть объяснена с психотерапевтической точки зрения. Мы имеем совершенно различные паттерны обращения с негативными эмоциями.
Принять алкоголь или др. ПАВ. 
Следующий вариант эмоционального обмена породил и зависимости, и существование наркологии. В состоянии опьянения любым психоактивным веществом гораздо легче дать себе разрешение злиться, или переживать стыд и вину. На схеме 1 хорошо различимы позитивные стороны употребления ПАВ. Употребляя, например, алкоголь, люди быстро понимают, что в опьянении они начинают чувствовать себя лучше. Пациенты рассказывают, что во время умеренного употребления, до формирования аддикции, у них уменьшалась депрессия, они почувствовали улучшение, ощутили себя более могущественными, счастливыми, популярными. Факт состоит в том, что люди получают позитивные результаты от своей интоксикации, и уменьшение стыда и других тяжелых чувств — зачастую один из них.
Злиться безопасно для себя и окружающих. 
Сюда можно отнести множество форм социального, и даже морального поведения. Вот примерный перечень:
  1. Работа, амбициозные профессиональные достижения.
  2. Дополнительное образование, как профессиональное, так и несущее прикладное значение.
  3. Деятельность в сфере политики, религиозных и общественных организаций.
  4. Занятия спортом, профессиональные и любительские, в том числе в качестве болельщика.
  5. Активная деятельность в отношениях – такой акцент вносится нами для того, чтобы учесть усилия, предпринимаемые индивидом как внутри семьи, так и вне ее.
  6. Хобби и увлечения, в том числе театр, кино, выставки и музеи.
  7. Прикладные занятия психологией и психотерапией. Приобретение специальных навыков.
Особенно следует подчеркнуть, что при условии неосознавания у себя негативных эмоций, «энергетические вложения» в безопасную злость должны быть постоянными и интенсивными. В противном случае значимого уменьшения негативных эмоций не происходит – путь к дискомфорту и поиску более эффективных выходов (и, возможно, более опасных).
Творчество.
Этот вариант предлагается нами как отдельный от предыдущего с учетом его высокой эффективности. На наш взгляд, человек, имеющий доступ к творчеству, резко снижает свои шансы на приобретение зависимости от ПАВ. Это мнение может расходиться с фактами о распространенности аддикций в среде творческих профессий. Но мы считаем, что главным фактором в развитии зависимости является умение осознавать и использовать эффективно и безопасно для себя и окружающих свои негативные эмоции.
Исправить ситуацию.
Именно этот вариант социального поведения мы считаем тем самым «мирным руслом», направление энергии в которое, в силах кардинально повлиять не только на развитие аддикции, но и сыграть главную роль в повышении качества жизни любого человека. Без осознавания своих превалирующих негативных эмоций этот вариант становится недостижимым.
Как только происходит осознавание негативной эмоции, появляются варианты исправления неустраивающей ситуации. Упрощенный пример -если тебя не устраивают отношения с начальством и зарплата, есть варианты. Можно подучиться и повысить профессиональный уровень, можно найти другую работу, взять подработку и прочее. Но в практике гораздо чаще мы видим, как недовольные работой мужья тиранят семьи, выпивая, ругают правительство и начальство, и жалеют свои неудавшиеся жизни. При этом, не изменяя в своей жизни ничего!
Неоценимую помощь на этом этапе окажет психотерапия. Она в силах помочь переоценить ценности, осознать эмоции, дать механизмы воздействия на самого себя и управления эмоциями.

Метод управления негативными эмоциями.

Примерный алгоритм метода:

  1. Помощь в ретроспективном осознавании негативной эмоции (агрессия, стыд, вина).
  2. Осознавание того, что ПАВ было избавлением от негативной эмоции.
  3. Проработка основных психологических защит от превалирующей негативной эмоции.
  4. Понимание пациентом того, что он сможет переживать свою привычную эмоцию без употребления ПАВ.
  5. Выработка навыка узнавания прежних паттернов поведения.
  6. Исправление первично неустраивающей ситуации (ответы на вопрос «как именно» и собственно реализация).
  7. Управление негативными эмоциями, осуществляемое самостоятельно пациентом.

На прохождение каждого этапа может понадобиться неопределенное время, но прохождение всех этапов устойчиво повышает шансы пациента на длительное воздержание при высоком качестве жизни.

В заключении хотим подчеркнуть, что данный метод является авторским, но очень доступным для применения в наркологии. Метод «Управления негативными эмоциями» в состоянии разнообразить психотерапевтический арсенал клинициста с любой степенью психотерапевтической подготовки, а также существенно повысить эффективность лечения зависимостей.

С этой точки зрения, ключевая задача для психотерапии в наркологии (и не только) может быть сформулирована следующим образом:

Научить пациента осознавать свои негативные эмоции и использовать их эффективно и безопасно для себя и окружающих.

Эта задача выполнима из разных видов психотерапии  (транзактный анализ, гештальттерапия, арттерапия и др). Мы считаем, что формулирование ключевой задачи психотерапии является важным этапом в развитии как собственно психотерапии, так и наркологии. Необходимо учитывать формулирование и выполнение этой задачи при составлении любых длительных реабилитационных программ в наркологии, а также при составлении стандартов психотерапии.

Психотерапевт, нарколог, к.м.н. Шевцов Алексей Владимирович.

Напишите мне на почту [email protected], обязательно отвечу.



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Контролировать свои негативные эмоции
  • Зачем нам нужны «негативные» эмоции или почему важно злиться?
  • Негативные эмоции имеют место быть
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций. Подавленные эмоции
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Как выражать позитивные и негативные эмоции. О психологии популярно.
  • Как использовать негативные эмоции для достижения целей?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Негативные эмоции — путь в рай
  • Негативные эмоции — путь в рай 2.0
  • Как переживать эмоции. Прием изменения интенсивности эмоции
  • Про эмоции. Стыд и гнев.
  • Как принять негативные эмоции, чтобы снизить невыносимые переживания
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Как выплеснуть негативные эмоции? Арт-терапия.
  • Как не испытывать негативные эмоции
  • Негативные эмоции вызываются 4 причинами.
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Запрет на негативные эмоции и как это влияет на наше здоровье
  • Письма подростку (5) Познай себя и свои эмоции
  • Письма подростку (7) Познай себя и свои эмоции (2)
  • Почему мы не проживаем эмоции. Чать II. Деструктивные способы проживания эмоций



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь