забота о себе, как этому научить ребенка

 

Очень важно в процессе психотерапии научить ребенка заботиться о себе. Если этого не сделать, прежние разрушающие паттерны поведения снова займут свое главенство. Особенно резко возвращение к себе прежнему происходит во время стрессовой ситуации, напоминающей о прошлом болезненном опыте. Важным этапом, на мой взгляд, помогающим принимать заботу о себе, является осознание, что ненавидимая часть себя, это никто иной, как маленький обиженный ребенок. Тот, который страстно желает, чтобы его пожалели, поддержали, поняли, простили, просто согрели.

Мне нравится, как об этом пишет Вайолет Оклендер в книге "Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка":

"Жизненно важный этап терапевтического процесса составляет то, что я называю умение заботиться о себе. По сути, моя цель – помочь детям стать более восприимчивыми, заботливыми и активными по отношению к своим нуждам. Это сложная задача, так как обычно в ребенке воспитывают убеждение, что заботиться о себе эгоистично и неправильно. Сказав: «У меня это очень хорошо получается», – малыш может услышать обвинение в хвастовстве. Я работаю с детьми, получающими неверные сведения о себе с очень раннего возраста, со времени, когда они еще были недостаточно взрослыми и не умели отличить правду от лжи. Подобные интроекции заставляют ребенка ограничивать и блокировать свободу собственного «Я» и отрицательно сказываются на развитии личности. Эти негативные самоощущения преследуют человека всю жизнь, и их влияние особенно проявляется в стрессовых ситуациях. В силу законов развития и нормального эгоцентризма дети обвиняют себя во всех неприятностях, происходящих в их жизни.

Я поняла, что даже если родители меняют стиль взаимоотношений с ребенком, его ложное представления о самом себе сохраняется, но уходит глубоко в подсознание, чтобы вновь проявиться в напряженный период.

Фрагментация – это губительный результат самоосуждения. Интеграция начнется тогда, когда мы сможем научить ребенка терпимо относиться ко всем частям собственного «Я», даже самым ненавистным, понимать их функции и предназначение.

В процессе такого обучения дети получают навыки нормального самовоспитания.

Эта установка оказывается поистине революционной для большинства детей, ведь, как сказано выше, им внушают, что хорошее отношение к себе эгоистично, эгоцентрично и не вызывает одобрения. Если они ожидают, что заботиться о них будут другие люди, то испытывают разочарование, когда этого не происходит, что еще более подкрепляет отрицательный интроект. Подростки чувствуют вину, когда они делают себе что то приятное; это, скорее, ослабляет их, чем поддерживает.

Чтобы научиться заботиться о себе, следует начать с выявления ненавистных частей своей самости. Несмотря на преобладающую фрагментированность, ребенок стремится идентифицировать себя целиком с каждой из своих ненавистных частей. Если он получает сообщение «Я глупый», то начинает считать глупость своей целостной идентичностью. Понимание того, что ненавистная часть – это всего лишь один из аспектов его личности, как правило, оказывается в новинку для ребенка. После того как эта часть установлена, ребенка можно попросить нарисовать ее, вылепить из глины или подобрать ей соответствующую куклу. Эту часть детально описывают, рисуют ее портрет и доводят до гротеска. Ребенка вовлекают в разговор об этом качестве его личности, во время которого в адрес ненавистного «демона» отпускаются самые критические и злые высказывания. Тем самым добиваются, что ребенок направляет свою агрессию вовне, а не на себя. Этот выброс энергии подготавливает его к следующему шагу – к поиску внутри себя компонента, связанного с заботой. Иногда ненавистная часть воплощается в маленького ребенка четырех – пяти лет, того возраста, когда дети усваивают больше всего негативных посланий о себе. Затем ребенок вступает в беседу с этой младшей частью своего «Я». Понимание, что эта часть на самом деле представляет собой лишь убеждение, сложившееся в глубоком детстве, часто помогает ребенку занять позицию воспитателя. Иногда мы используем проективные техники, привлекая кукольную фею крестную, которая с любовью и терпением наставляет ненавистную часть. Ребенку предлагают повторять слова феи, чтобы дать ему их прочувствовать и донести до самого себя. Десятилетний Джозеф вложил всю свою злость и ненависть в изображение собственной неуклюжести, которой он дал имя «Мистер Клац1». Мистер Клац ничего не мог сделать правильно, все время падал и наталкивался на предметы. В роли кукольной крестной волшебницы мальчик наставлял мистера Клаца: «По крайней мере, ты хоть что то пытаешься сделать!» Потом он удивленно обернулся ко мне: «Правильно, я ведь действительно пытаюсь!» В этот момент прямо на моих глазах произошла частичная интеграция. Джозефу я посоветовала представить фею сидящей у него на плече, чтобы каждый раз, когда он делал что то неловко, она бы напоминала, что любит его, даже когда он падает или натыкается на вещи, и гордится его попытками что то сделать. На следующих занятиях мальчик сообщил, что на самом деле он не столь неуклюж, как ему казалось ранее".

 

1 От англ. klutz – неуклюжий, неловкий человек.

 

 



Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Как стать уверенным в себе? (3 часть) Уверен ли в себе агрессивный человек?
  • Полюбить себя. Часть 1. Любовь к себе как забота
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Когда ты возвращаешь себе себя!
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Как начать заботиться о себе?
  • Как помочь себе? Из серии начни с себя или помоги себе сам.
  • Отношение к себе: заботиться или бороться?
  • Как заботиться о себе в кризисной ситуации
  • Умение отвергать как способность заботиться о себе
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Заботиться о себе на работе важно
  • Когда мы забыли о себе? История о том, как мы научились игнорировать себя.
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Жизнь с тем, кто болен. Как заботиться о себе?
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Как позаботиться о себе маме маленького ребенка
  • Помочь или спасти? (как заботиться о другом, не навредив себе)
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 2. Как правильно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь