Цикл статей о важных человеческих ценностях и передаче знаний и навыков взаимодействия с ними ребенку начался со статьи об управлении временем https://www.psyoffice.ru/article/269309/.
И продолжился резонансной статьей про деньги, а именно – про родительские ошибки в обучении ребенка обращению с ними https://www.psyoffice.ru/article/270372/.
Узнав, как делать не нужно, самое время разобраться, как правильно познакомить ребенка с миром финансов и научить его базовым навыкам обращения с ними.
Деньги – важная и очень ответственная часть нашей взрослой жизни. Однако, как мы уже говорили в статье про родительские ошибки, дети часто получают деньги без какой-либо осознанной предварительной подготовки.
Между тем теоретическая часть знакомства ребенка с миром финансов начинается очень рано – года в 2 или 3, как только он осознает их существование. Вы даже сами не заметите, как начнете давать ребенку теоретические знания об устройстве финансового мира:
Ваши ответы на детские «хотелки»: «нет денег», «дорого», «мы не можем себе этого позволить», «попроси у папы», «это не входит в наш бюджет» или «у меня другие планы, куда я потрачу эти деньги» дают ребенку разную информацию о вашем финансовом мире.
То, как вы храните деньги дома, валяется ли у вас мелочь на полочке в прихожей, даете ли вы ее ребенку поиграть и как к ней относитесь – все это сообщает малышу некоторую информацию о ценности денег в вашей семье.
Разговоры о деньгах между родителями и то, как устроен семейный бюджет закладывают «базовые настройки» его обращения с деньгами в будущем.
Только вдумайтесь в объем информации, которую ребенок получает исключительно путем наблюдения за вашими взаимоотношениями с деньгами! Вы даете ему фундаментальные знания на тему финансов, даже не осознавая это!
И ровно на этом месте мы упираемся в огромный айсберг финансовой безграмотности большинства родителей, который преграждает их детям путь к счастливому будущему. Как его обойти, не образовывая самих взрослых, я не знаю. И думаю, что никто не знает. Поэтому, дорогие взрослые, «не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас»
В целях самовоспитания предлагаю вам почитать и послушать материалы по финансовой грамотности, которые я заботливо насобирала вот в эту группу https://vk.com/club149132787, когда сама занималась изучением этой темы.
Чтобы хоть как-то смягчить влияние вышеописанного айсберга, начните задумываться и осознавать, какие «истины» вы транслируете своим детям. Я постараюсь подсказать вам наиболее очевидные моменты, которые нужно учесть:
«Я не куплю тебе эту игрушку».
Этот необходимый отказ одним из первых знакомит ребенка с миром финансов. Поэтому родителям очень важно найти достойное объяснение своего решения. Почему на самом деле вы не будете ее покупать?
Я не буду описывать, чем плох каждый конкретный стандартный ответ на этот вопрос из серии "у меня нет денег" и тому подобных. Скажу в общем: они все плохи потому, что это ложь. Ведь у вас наверняка есть деньги, и чисто теоретически вы скорее всего можете эту игрушку купить. Но почему-то не покупаете. Так почему? Скажите ребенку правду! Даже если ему 2 года, даже если «он не поймет» (поймет гораздо лучше, чем вы думаете) - скажите ему правду.
Может быть, вы доживаете неделю до зарплаты, а может, вы ведете бюджет и ваши траты уже расписаны на месяц вперед. Может, вы запланировали купить на эти деньги что-то другое или есть еще какое-то честное (!) объяснение. Говорите об этом ребенку – так вы учите его тому, что есть выбор. Мы можем выбирать (!), на что потратить свои деньги.
Что важнее: потребности или желания?
У всех людей есть свои потребности и желания. И каждый взрослый человек понимает: потребности гораздо важнее желаний. Мы можем не удовлетворять желания, но обязаны удовлетворять потребности, причем базовые потребности (физиологические и потребность в безопасности) важнее других.
А вот как вы действуете, прекрасно понимая все вышеописанное - это уже другой вопрос. А как объясняете свои поступки ребенку – вообще третий. И, к сожалению, мало кто с детства объясняет детям, что деньги у них, конечно, есть. Но есть и более важные, приоритетные задачи, куда их нужно потратить.
Да, на вашу зарплату можно накупить сотни игрушек, но вы считаете, что гораздо важнее купить продукты, одежду или что-то еще. Ведь наши желания могут подождать (до какого-то праздника, например), а наши потребности должны быть обязательно удовлетворены вовремя. И возможно, мама тоже хочет себе вон тот флакончик духов, но сейчас важнее купить что-то другое, и мама может подождать, и даже жить без духов вполне счастливо.
С детства транслируя ребенку парадигму выбора в сочетании с приоритетом потребностей над желаниями, вы создаете для него стабильный и управляемый мир. Невозможность купить игрушку прямо сейчас не подрывает для него родительскую платежеспособность. Он точно знает, что все его потребности (!) будут удовлетворены, ведь они – первичны.
Почему вы согласны купить ему игрушку за 500 руб, но не согласны – за 5000?
Здесь мы приходим к теме ценности денег и сравнения разных вариантов. Не бойтесь пояснять ребенку, что можно купить на разные суммы денег. Что на 5000 вы можете купить ему игрушку, а можете – пуховик на зиму. Поверьте, даже 4-5-летка уже поймет, что пуховик важнее.
Таким образом постепенно вы учите ребенка отличать желания от потребностей. Игрушка – это желание и оно может подождать, пуховик (если он не 148-ой в коллекции) – потребность, без него зимой на улицу не выйти.
Чуть более старшим детям 5-6 лет можно начать раскрывать ценность денег с другой стороны: какими усилиями они достаются?
Посчитайте, сколько стоит час работы папы или мамы и объясните, что если родитель будет Х часов работать только ради покупки очередной «хотелки», когда же он заработает на все остальное? И не жалко ли тратить столько часов труда ради покупки этой игрушки? Таким образом вы учите ребенка рационально расходовать бюджет и жить по средствам (а точнее, по силам).
Подождите с выдачей карманных денег до того момента, пока они не станут потребностью (!) ребенка. Не превращайте деньги в игрушку, в «хотелку», в «джина из бутылки», исполняющего желания!
Я уже писала на эту тему подробно в первой части цикла про деньги, так что повторяться не буду. Здесь расскажу об этом с другого ракурса.
Выдача денег ребенку – важный момент взросления. До этого мы должны передать ему четкое понимание, как устроен мир денег.
Чтобы иметь деньги, нужно иметь знания и навыки.
Не давайте ребенку деньги, пока он не овладеет всеми необходимыми знаниями, чтобы грамотно ими распоряжаться.
- Сюда обязательно входит уверенный счет до 1000 и выполнение сложения и вычитания в этих пределах. Считать до 100 больше недостаточно! Вы же сами видите цены в магазинах. Раньше детям давали деньги при счете до ста, когда цены еще были с копейками. Так что сейчас счет, сложение и вычитание должны быть освоены до 1000.
- Также важно уверенное чтение на уровне, когда ребенок способен читать вывески, названия, ценники, акции и тому подобное. Букварь однозначно должен быть уже пройден.
- Базовая теория про ценность денег, выбор, приоритеты, планирование финансов. О планировании финансов и связанными с этим темами я расскажу в третьей части этого цикла.
- Ответственность. Если ваш ребенок пока не созрел к ответственному обращению с материальными ценностями (обратите внимание на его отношение к своим вещам и особенно - к общему имуществу) – повремените. Лучше дать деньги позже, но более зрелому ребенку, чем раньше, но человеку, который к этому не готов.
И тут уже ваша ответственность, сохраните вы отношения, но не дадите пока деньги и будете готовить ребенка дальше, или вы дадите деньги и очень долго потом будете «разгребать» последствия своего опрометчивого решения, испортив отношения с ребенком криками и ссорами из-за потерянных денег, потраченных не по назначению, отданных друзьям и так далее.
Деньги достаются не просто так.
Формулировка выглядит не очень определенно, но на самом деле это правда. У денег всегда есть причина, но не всегда это – именно труд.
Да, мы рассказываем ребенку, что родители работают и зарабатывают деньги. И с годами важно рассказывать об этом все подробнее, ведь это – та база, с которой ребенок потом выйдет в мир. Можно рассказывать о том, как работают родители сейчас и о том, как они начинали работать. Потихоньку прививать понимание, что зарплата высокая не сразу, что она зависит от того, насколько хорошо человек выполняет свою работу, как много он всего знает и умеет в своей профессии. Ну и обо всем остальном, о чем вы считаете нужным рассказать.
Кроме труда есть другие причины получить деньги. Вот, например, он – ребенок, будет получать от вас деньги просто так. Потому что вы – его родители и когда вы решили его родить, вы взяли на себя ответственность обеспечивать все его потребности (и далеко не все желания ). Раньше он мыл мал, и вы всегда были с ним рядом, покупая все, что ему нужно. А теперь ему нужно самостоятельно обедать в столовой или доезжать до школы на автобусе. Поэтому вы даете ему деньги на обеспечение этих потребностей.
Возможно, в вашей семье есть еще какие-то причины для получения денег: вам дарят деньги родственники или вы получаете выплаты по социальной программе, у вас есть кредит или что-то еще. Рассказывайте ребенку об этом по мере его взросления, это очень важно.
Таким образом вы делаете ему «прививку» от обмана «легких денег» в подростковом возрасте: он «с молоком матери» впитает, что у всего есть своя цена. На работе нужно работать, кредит – отдавать с процентами, а зарплата не может быть большой просто так – это подозрительно. И только в семье (!) деньги могут дать безвозмездно. Только здесь можно брать и не бояться, что придется отдавать долги.
Культура обращения с деньгами.
Где хранить деньги, как ими пользоваться и как охранять – это последний теоретический блок, который нужно освоить ребенку и который вы всю жизнь показываете ему на своем примере. До практики дело доходит обычно в последний год перед выдачей ребенку его собственных денег.
Хранение: ребенок должен на вашем примере видеть уважительное обращение с деньгами. И конечно, прежде чем выдавать деньги, важно подсказать ребенку, в каких карманах можно носить кошелек или купюры, каким требованиями должны соответствовать места хранения денег.
Использование: под вашим присмотром начните давать ребенку деньги в магазине для оплаты. Покажите все этапы покупки, от захода в магазин через процесс выбора до момента подсчета, какую сумму нужно дать на кассе. Подскажите, что сумму покупок нужно подсчитать заранее, как действовать, если он все же ошибся и у него не хватает денег, как подать деньги и посчитать сдачу, где у кассы отображается подсчет и так далее.
Пройдите этот путь вместе много раз, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно. Потом переходите на этап «иди сам купи, я подожду тебя на выходе» - так ребенок столкнется со всеми возможными трудностями в наиболее безопасных условиях.
Когда при вас ребенок будет достаточно уверенно совершать покупки нескольких вещей, справляться с чтением списков продуктов и подсчетами суммы, можно отправлять ребенка в магазин одного.
Помните, что сдачу при этом важно забирать назад (подробнее об этом я пишу в первой части про родительские ошибки). К прошлым аргументам добавлю, что важно держать крепкие границы "свое - чужое" в отношении денег. Давая ребенку бесконтрольно забирать сдачу или мелочь с тумбочки (часть ваших денег) вы можете спровоцировать мелкое воровство в школе и в гостях у друзей, так как по сути транслируете, что монетки не имеют ценности, их можно просто взять - никто и не заметит.
Обязательно расскажите ребенку о безопасности.
- Да, деньги могут украсть. В том числе и дети. И не всегда они понимают, что поступили неправильно (например, младшие брат или сестра могут без злого умысла унести забытые где-то монетки).
- Важно аккуратно обращаться с деньгами, не афишировать место их хранения, всегда знать, сколько у тебя денег. Как это делать тоже не забудьте рассказать: способов много, мой любимый – записывать. Также оговорите, что записи про деньги важно хранить отдельно от самих денег и так же в укромном месте.
- Нельзя говорить друзьям, сколько у тебя денег и где они лежат, сколько зарабатывают родители и где они хранят деньги, сколько стоит та или иная вещь и вообще хвастаться на тему финансов. Естественно, важно не только сказать "нельзя", но и объяснить, почему.
- Научите ребенка правильно с вашей точки зрения отвечать на неудобные вопросы о деньгах. Например, «я не знаю» или «я не помню», даже если знает и помнит или «я тебе завтра отвечу», если не знает, что ответить (а потом он должен рассказать вам о ситуации и спросить совета, как поступить).
- Также предупредите, что нельзя никому давать деньги в долг и тем более брать деньги у кого-то, а в любой непонятной ситуации нужно рассказать о ней вам.
- Если вы узнали о случаях кражи в школе, вымогательства денег или о каких-то видах обмана, с которым может столкнуться ребенок – расскажите ему об этом и научите, "что делать, если...". Предупрежден - значит вооружен.
На этом мы с вами завершили с теорией и можем переходить к практике
Ваш ребенок уже подрос до 6-8 лет, пока я писала эту статью и вы готовы начать давать ему деньги.
Об этом я уже написала вам следующие 4 листа, но поскольку прочитать сразу 8 страниц мелким шрифтом желающих найдется мало, ждите выхода третьей части цикла про деньги в ближайшие дни
Я буду рада вашим лайкам, комментариям и репостам Всегда приятно, когда твои тексты находят отклик в чьих-то сердцах
Читайте статью "Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?" https://www.psyoffice.ru/article/272437/
С любовью, практикующий психолог Тамара Усачева https://vk.com/usachevatamara
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.