Метафорическое отыгрывание в Гештальте.

Психика человека так устроена, что, благодаря многочисленным нейронным структурам и гуморальным влияниям, соединяющим все этажи мозга между собой и со всем телом, она непрерывно создает взаимозависимое пространство между внутренними и внешними процессами, событиями.

 

Внимание, восприятие, память, мышление обуславливают непрерывный процесс идентификации себя, своих потребностей, дифференциации ощущений, чувств, исследования пространства снаружи для творческой адаптации к происходящему и адекватного действия.  

 

В результате психической активности формируется образ себя и мира, проявляющийся через всё многообразие ощущений, чувств, мыслей, фантазий, воспоминаний, концепций о себе и мире, включающих контексты семьи, работы, большого социума, духовного измерения. Для чего все это? Для того чтобы совершать уместное своевременное действие по удовлетворению потребности, интереса, любопытства, роста.

 По сути, психика находится в непрерывном поиске связи субъективно переживаемого ( которое нацелено на поиск новизны в среде) с текущей социальной реальностью.

 

В Гештальте процесс, осуществляющий интер-(внутреннюю) и интро-персональную (отношенческую) связь и связь с остальной окружающей средой - называется Контакт.

 

Человек не может находиться вне Контакта. Контактирование происходит или с живым, или с неживым объектом. Все зависит от того, на чём человек сфокусируется.

 

Для непосредственного исследования контактного процесса требуется особый навык восприятия происходящего. Этот навык феноменологичен, он подразумевает начальное незнание о человеке, и он используется для получения непосредственного опыта в виде ощущений, чувств, образов, метафор, оставляя за рамками традиционные знания, предубеждения, позиции, интерпретации, комментарии.

 

Феноменологический процесс переживания настоящего называется Осознавание. Осознается и прошлое, и будущее, которые присутствуют в настоящем.  Настоящее – это всегда новая целостность, меняющая представление о прошлом и будущем. Принцип «здесь и теперь» обозначает конкретное место и время текущего осознавания.

 

Контактный процесс и осознавание ориентируются на интерес к происходящему или внутри, или снаружи человека. Благодаря интересу из фона опыта появляется фигура, которая имеет свою динамику развития.

 

Динамика «фигура – фон» – это динамика поля. Фон, до появления фигуры, смутный, размытый, содержит обрывки воспоминаний, незавершенные действия, переживания, но, одновременно с этим, содержит в себе потенцию рождения фигуры.

 

Фигура не существует без фона, так же, как и фон не существует без фигуры.

Появление фигуры возможно только в контакте с кем-то или с чем-то.

 

Контакт – это всегда встреча с различием. Попытка подняться на встречу к другому опыту, к тому, что отличается от уже известного нам. Контактирование сопровождается возникновением телесных ощущений, ощущений с органов двигательного аппарата, внутренних органов, а так же чувствами, мыслями, образами, изменением позы и дыхания и т.д. Появление интереса  из фона диффузного благополучия или настороженности сопровождается соматическими маркерами: сердцебиение, глубокое или остановленное  дыхание, тепло или холод, желание действовать или бездействовать.

 

Осознавание в норме непрерывно, сенсорно, аффективно. В отличие от осознавания, инсайт (другая его форма) выглядит в форме быстрого схватывания очевидного единства части поля или его элементов.

 

Инсайт дает доступ к точному чувственному пониманию о структуре целостного поля, соответствующей межличностной, внутриличностной теме человека, а также связи поля отношений человека с набором его глубинных сценариев, незавершенных переживаний, действий, симптомов и необъяснимых поведенческих реакций.

 

В результате вынужденной адаптации (при отсутствии свободного, спонтанного контактного процесса) формируется жесткая структура, захватывающая образ себя и образ мира. Она содержит неотреагированные чувства, несовершенные действия, незакрытые гештальты переживаний, и в результате срыва адаптации может обеспечивать невротические, пограничные, психотические или поведенческие реакции.

 

Благодаря осознаванию и инсайту, содержание и смысл жесткой структуры могут открыться человеку как парадокс (Как все это может существовать вместе? Как это может управлять моей судьбой? Как это может поддерживать мою болезнь?).

 

Все, что написано, относится к эффекту, возникающему в гештальт-группе при групповом эксперименте, связанном с «метафорическим отыгрыванием».

 

Ортега-и-Гассет приводит поэтический пример, где поэт сравнивает дерево Кипарис с «призраком мертвого пламени». Эта метафора переносит предмет с его реального места в сферу чувства. Т.е. Кипарис становится чувством, и чувство «кипарис» и чувство «пламя» идентичны.

 

Метафора позволяет пережить и осознать тождественность вещей и процессов. Метафора естественный для психики элемент, который входит в понятийную систему обыденного сознания, в рамках которого мы, в основном, мыслим и действуем.

 

С другой стороны, понимание метафоры – это творческий процесс.

Если вспомнить о латеральном устройстве мозга, то правое полушарие воспринимает метафору не поэлементно, а погештальтно, целостно.  Левое полушарие, в свою очередь, объясняет содержание метафоры.

 

Например, «дырявая голова» – голова, из которой улетучивается происходящее, объясняет левое полушарие; «дуршлаг» – целостно и гештальтно реагирует правое.

 

 Для того чтобы «метафорическое отыгрывание» удалось, группа должна быть эмоционально хорошо разогрета, чувствительна к процессам друг друга, заинтересована в общем развитии группового процесса, члены группы должны переживать достаточную степень безопасности, часть участников должна быть готова выступить в составе рефлексирующей команды, и, самое главное, оказаться способными телесно и метафорически  реагировать на историю одного из участников.

 

Общими усилиями история трансформируется в телесную метафору внутреннего мира застывшего гештальта протагониста. Затем, метафорическим языком выдается обратная связь. Как правило, действие сопровождается мощным инсайтом, появлением обнадеживающих переживаний, подъемом энергии, изменением пространственно-временной перспективы восприятия и готовностью к трансформации и совершению действия.

 

 

 

Метафорическое отыгрывание в Гештальте



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Один пример соотношения фигуры и фона в кино
  • Осознавание - понимание или процесс?
  • Самокритика и ее влияние на процесс совершенствования фигуры
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Онтологические метафоры-образы телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Метафора как образ мира.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Творческий процесс: феноменология и динамика
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Холодинамический процесс коррекции психотравмирующих переживаний
  • Может ли вместо одного человека умереть другой?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Влияние родителей на процесс адаптации первоклассника
  • Печаль как профилактика депрессии: шаги и конкретные действия внутреннего процесса
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Как прокачать левое полушарие?
  • Метафора – ключ к пониманию своего внутреннего мира
  • Мышление, действия - главное чувства!
  • Эмпатия и восприятие внутреннего мира - имеется ли связь?
  • Чем может быть опасно подавление чувств
  • Ранняя травма и правое полушарие
  • Целостное осознавание мира и наши потребности
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь