Онтологические метафоры-образы телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений


Очевидно, что без использования метафор не только не возможен сколько-нибудь эффективный психотерапевтический процесс, но и сам процесс мышления в целом. Одним из видов образных метафор, с которыми мы встречаемся в целостной, холистической психотерапии, являются образы телесных ощущений. 
Образы телесных ощущений - целостное, метафорическое, «вещное» описание телесных ощущений в виде образов, чаще всего, визуальных, как наиболее диссоциированных, полимодальных и целостных. Образы телесных ощущений - «телесные сновидения наяву», которые возникают у клиента чаще всего в состоянии лёгкого кинестетического транса, наведённого психотерапевтом. Образы телесных ощущений могут быть также аудиальными, например мы встречали такие у музыкантов, двигательные и другие. Ещё мы выделяем так называемые «метафорические истории», или «истории Осознавания», которые открываются в ходе психотерапевтической сессии. Границы и структура образов телесных ощущений могут быть разными: они могут передаваться одним словом, или целым рассказом о предмете и событии с ним связанным. Часто исследования ассоциаций, возникающих у клиента из образов телесных ощущений, открывают какую-то субъективно значимую и забытую до этого момента историю клиента. Важно отметить, что в осознание попадают как проблемные, так и ресурсные образы, которые очень часто взаимосвязаны между собой.
Образы телесных ощущений проявляются в тех зонах, областях, частях тела, где обнаруживаются болезненные ощущения, мышечное напряжение, как мы их называем - «мышечные блоки». На эти зоны клиент может указывать неосознанными жестами, например, прикладывая ладонь к груди.
Характерными признаками напряжения - «мышечных блоков» также являются: болезненность и утолщение кожной складки, уплотнение подлежащих мышц. Значе¬ние может иметь измененный местный дермо-графизм, что может быть оценено как проявление повышенной возбудимости парасимпатической, или симпатической иннервации, и изменения кожной температуры. Наличие асимметрий вегетативной иннервации, которая проявляется в различиях кожной температуры на симметричных участках тела, помогает на очень тонком уровне распознать кортикальные или диэнцефальные изменения, происходящие в ходе терапии, в том числе и в течение одной сессии. Это помогает в объективной оценке динамики психотерапевтического процесса. 
Достаточно привлечь внимание клиента к зоне «мышечного блока», предложить ему сосредоточиться на этих ощущениях, как вскоре, буквально, через несколько секунд в сознании клиента могут возникнуть образы телесных ощущений. В нашей терапии мы можем использовать контактные и бесконтактные техники взаимодействия с клиентом, то есть с прямым телесным контактом, или без него, в зависимости от конкретной ситуации.
Образы телесных ощущений, которые осознаются в напряжённых зонах тела, как правило, представлены «тяжёлыми», «тёмными» и «неприятными» для клиента «предметами». В этом случае «камень на душе» или «стрела в сердце» могут быть поняты не просто как устойчивые фразеологические обороты, а как действительное отражение внутренней реальности клиента. 
Мы выделяем два вида образов телесных ощущений: «символические» и «ассоциативные».
Первые указывают на переживание, которое может быть понято из символики этого образа, из того, что этот образ телесного ощущения символизирует сам по себе.
Вторые ведут клиента к воспоминанию какой-либо истории из его жизни, которая поможет раскрыть опыт или переживание, нуждающееся в осознании.
По аналогии с топической диагностикой неврологических расстройств, мы говорим о топической соматопсихологии. 
Например, на наш взгляд, обиды обычно переживаются в области больших грудных мышц под ключицей, причём имеет значение, находятся ли они справа или слева. Традиционные взгляды, которые находят в нашей работе эмпирическое подтверждение, говорят о том, что левая половина тела связана большей степени с переживанием прошлого, женского, материнского и внутреннего, а правая соответственно будущего, мужского, отцовского и внешнего. Таким образом, напряжения, обнаруженные слева в области большой грудной мышцы, под ключицей может указывать, с большей вероятностью, на наличие неосознанной, не проявленной и не отреагированной обиды на женщину, возможно, на мать. Причём и у мужчин, и у женщин одинаково, не зависимо от пола клиента. 
Итак, у больного может быть ощущение в груди, напряжения, обнаруженные слева, в области верхнего пучка большой грудной мышцы под ключицей. Если исследовать образ этого телесного ощущения подробнее, например, спросить: «На что это похоже?», то это может образ какого- то предмета, например, «камня». Метафора - «камень на сердце». Обычно он тёмного цвета, определенного веса и размера, как правило «тяжёлый». Метафора - «тяжесть на сердце». В этот момент, после некоторого сосредоточения клиента, концентрации его внимания, клиент попадает в глубокий пласт своего неосознанного. Здесь присутствуют, во-первых, образы ощущений тела – их метафоры, точно описывающие нюансы качества этих ощущений. Во-вторых, на это проецируется само содержание неосознанного потому, что образ ощущений в теле является неопределенным стимулом. В-третьих, в этих образах представлены фрагменты «истории болезни» и психологических проблем клиента, их «этиология» и «патогенез». После некоторого сосредоточения на образе телесных ощущений - «интендировании», клиент, как правило, начинает рассказывать и проживать «здесь-и –сейчас» историю своей жизни, в которой порой на уровне художественной метафоры, представляется ситуация в самом истоке и содержатся ответы на все вопросы, связанные с ней. Эта история вспоминается внезапно и неожиданно для самого клиента, часто они из раннего детства и абсолютно забытого опыта. В ходе рассказа и, особенно, в момент его окончания тело клиента реагирует мгновенным расслабление и ощущением тепла распространяющегося по всему телу.
Техника интендирования, которая уже упоминалась выше, позволяет сконцентрироваться на локальных телесных ощущениях, точно определить их местоположение, распространение, пульсацию, силу, все возможные характеристики.
Эта техника заимствована нами из герменевтики, и представляет собой в широком смысле, технику понимания и постижения смысла. Она основана на диалектике части и целого: как целое понимается из отдельного, так и отдельное может быть понято только из целого. Можно провести аналогию герменевтического Круга Понимания с высшим анализом и синтезом, происходящим в коре больших полушарий головного мозга в процессе осознания, которые дополняют друг друга, при этом каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. Метафоризация в данном случае является важнейшим средством планомерного самопробуждения осознанности, она позволяет удивительно точно отразить действительность. В этой связи, для нас важно то, как сам клиент истолковывает, интерпретирует содержание той, или иной метафоры.
Пример психотерапевтической сессии с ребёнком. 
Мальчик Петя, 10 лет, 4 класс. 
Жалобы на страх темноты (боится засыпать, включает свет, долго не может уснуть) и страх остаться одному дома (проверят дома ли мама, беспокоится, что родители уйдут, его не предупредив). Терапевт (Т.) спрашивает у Пети (П.), чего он боится. П. отвечает, что боится киллеров, которые могут прятаться у него в шкафу в спальне. П. говорит, что понимает абсурдность ситуации, но всё равно страшно, внутри всё ХОЛОДЕЕТ и показывает рукой на область грудины. Т. спрашивает у мамы и мальчика, обращаясь к ним обоим, давно ли появился этот страх. «Давно»- , говорит мама. «Всю жизнь», - поддерживает её П. Т. уточняет, становится ли с годами хуже и является ли это причиной обращения. Оказывается, «нет»: с каждым годом становится лучше, но «уже надоело это состояние».
Т.: что у тебя здесь? (эмпатически прикасаясь к грудине П., который лежит на кушетке. Т. Сравнивает как П. ощущает прикосновения в области грудины и в близлежащих участках тела)
П.: кусок льда…
Т.: кусок льда…Какой он? Какого цвета? Форма? Размер?
П.: большой такой, (рукой показывает во всю грудь), голубого цвета, неровные края.
Т.: давно он у тебя появился, он связан с твоим страхом?
П.: конечно связан, он и есть страх. Появился очень давно.
Т.: сколько тебе тогда было лет?
П.: года 3 наверное…
Т.: что важного произошло в твоей жизни в 3 года, что ты узнал тогда, как это было связано с ледышкой и твоим страхом?
П.: тогда я пошёл в садик и понял, что мир не так хорош, как я думал раньше. Ведь до этого было всё хорошо: рядом всегда были мама и папа, мне было спокойно.
Т.: а в садике?
П.: в садике у нас были занятия по безопасности, на которых нам рассказывали о том, что опасно ходить одним, что могут напасть…
Т.: кто? 
П.: маньяки.
Т.: и что тогда с тобой случилось?
П. я испугался.
Т.: и кусок льда тогда тоже появился?
П.: да.
Т.: а сейчас боишься по улицам ходить один, боишься маньяков?
П.: нет, не боюсь, но что-то внутри осталось…
Т.: ледышка?
П.: да, она. 
Т.: а что сейчас с ней происходит? (прикасаясь к грудине)
П.: с ней что-то происходит…(закрывает глаза) таит что ли, туда- сюда, изменяется…
Т.: она может меняться.
П.: она начала постепенно таить (улыбается)
Т.: нравится тебе это?
П.: да (улыбается). 
Т.: скажешь, когда он растает полностью, хорошо?
П.: хорошо (продолжает лежать с закрытыми глазами). 
Проходит что-то около минуты, или чуть больше. 
П.: всё. Растаяла
Т.: полностью растаяла? Проверим?
П.: не надо, полностью ( порывисто встаёт с кушетки). Всё. 
Т.: ты понял, что с тобой сейчас произошло? (уже сидя на стульях друг напротив друга)
П.: да, конечно: я освободился от страха и стал спокойным. 
Катамнез 1 месяц: мальчик стал спокойнее, страхов нет, засыпает нормально.
Терапевт, как правило, помогает клиенту актуализировать эти ощущения, эмпатически прикасается к тому участку тела, на который указывал клиент и задаёт актуализирующие вопросы. После того, как ощущения в теле были локально описаны, предлагалось описать в виде образов («На что это похоже?»). Часто « в лучах Осознавания» образ начинал спонтанно «растворяться», трансформироваться, изменяться (образы становились более лёгкими, светлыми, теплыми, уменьшались в размерах, или становились другими). Особенно отчётливая динамика образа возникала, когда терапевт предлагал клиенту вспомнить, где он встречал похожую вещь, как давно это было и какие важные события в жизни ребёнка происходили в то время, какие чувства он тогда испытывал. Удивительным образом клиенты легко погружались в подобные воспоминания, иногда это было их совсем раннее детство, и рассказывали истории, в которых с «вещью», описанной в виде образа, была связана (прямо, или косвенно) та, или иная психотравмирующая ситуация и то неприятное чувство, которое и было запросом, или частью их запроса. «Перепроживание» психотравмирующего опыта клиента при эмпатической поддержке терапевта приводило к окончательной, индивидуально гармоничной и быстрой (метафора - «эффект на кончиках пальцев», по аналогии с «эффектом на кончике иглы») трансформации и освобождению образа, полному его «растворению» и интеграции. Одновременно отреагировались негативные эмоции. Происходило более «взрослое» переосмысление до этого времени забытого события, освобождение от неприятных телесных ощущений.
Критериями проработанности запроса являлись, таким образом: отсутствие неприятных ощущений в теле, отсутствие участков мышечного напряжения - «блоков» (объективно отсутствующих при пальпации), отсутствие каких бы то ни было образов при тактильном контакте (« что под рукой, тело?»- «тело»), освобождение от негативных эмоций, ощущение разливающегося тепла (чаще всего из той зоны, где находился «блок») по телу, легкость во всём теле, «прояснение» лица, потеря интереса к происходящему.
Практическим психологам и психотерапевтам хорошо известно, что именно с телесными ощущениями связан психофизиологический критерий проработанности подсознательного материала и динамики позитивных изменений в ходе психокоррекции. В его основе лежат психофизиологические особенности функционирования правого полушария, которые на личностном уровне проявляются как «детская» открытость и правдивость. Так, по известному выражению Хоффа, «человек может лгать, но его тело не лжет никогда».
Цель холистической психотерапии, таким образом, состоит в том, чтобы путем осознания сомато-психических процессов привести их к состоянию гармонии и целостности. Чему соответствует: на уровне тела – полное расслабление мышц с сохранением их здорового тонуса; на уровне души и ума – освобождение от негативных эмоциональных состояний и ограничивающих убеждений, присутствие свободных, легких и приятных образов тела с внутренним ощущением целостности, осознанности и доброжелательного принятия себя и окружающего мира. Обращение к образам телесных ощущений в психотерапии позволяет в гармонично короткие для каждого клиента сроки восстановить естественный процесс восприятия, от ощущений к целостному образу, от пассивной перцепции к активной апперцепции. Образы телесных ощущений являют собой «две первые ступени» «четырёхступенчатой ракеты познания» Артура Янга: ощущения при встрече с объектом и проецируемый в сознании образ.
В этом процессе важное место занимают метафоры-образы телесных ощущений. Они, на наш взгляд, играют в холистической психотерапии онтологическую (по определению Лакофф и Джонсон), связывающую бытиё и мышление клиента, смыслообразующую роль. Они позволяют видеть события в едином пространственно- временном континууме, в виде некой единой субстанции, включающей одновременно и сами действия, и связанные с ними эмоции, мысли, и ощущения. Образы телесных ощущений выстраивают, образно говоря, неррациональную ось психотерапевтического процесса, они запускают, по нашему мнению, саногенетические механизмы самоисцеления.



Просмотров: 537
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 6 ощущений от секса, которые описывают счастливые пары
  • Техники для избавления от негативных ощущений
  • Значение тактильных ощущений во младенчестве (до 1 года)
  • Море ощущений! А всего лишь порвался сланец.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Жизнь из представлений или ощущений… что выбираете вы?
  • Зависимость от острых ощущений
  • Практика «Словарь ощущений»
  • Реальная история послеродовых ощущений в регрессивном гипнозе.
  • 17 лайфхаков для углубления ощущений в сексе
  • Как освободиться от тягостных ощущений. Практика
  • «Практика Ощущений» при панических атаках и тревожности
  • Волшебная палочка ощущений или целебная коммуникация с телом.
  • Мужские сексуальные проблемы. Мало ощущений в сексе. Проблема СТОСН. Желание удовлетворить женщину
  • Корни телесных проблем
  • Стратегии взаимодействия с людьми различных телесных структур характера
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Суицидальные попытки и нанесение телесных повреждений.
  • Установление телесных границ и представления об интимности у ребенка.
  • Интервью руководителя творческого проекта Фестиваль Телесных Практик в Минске.
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Бессознательный и эрогенный образы тела в работах Ф.Дольто
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Как определить образ жизни клиента?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Образы и метафоры в процессуальной арт-терапивтической работе
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь