Значение тактильных ощущений во младенчестве (до 1 года)

Часто слышу от  представителей старшего поколения «Не таскай ты его на руках все время… избалуешь… потом руки до колен будут…»

Я, как практикующий детский нейропсихолог и мама 4 детей, могу утверждать, что тактильные ощущения для ребенка раннего возраста необходимы, как воздух. Даже если беременность и роды протекали без осложнений (что, к сожалению, случается не так часто в настоящее время) каждый ребенок, рождаясь, испытывает стресс.

Кожа ребенка является первым проводником в окружающий мир. Еще находясь в утробе у мамы, малыш трогает свое тело, кладет пальчик в рот, сосет его, тем самым, устанавливая тактильный контакт. С помощью прикосновений он изучает новый для себя мир. Тактильные рецепторы расположены у новорожденного по всему телу: сигналы от них поступают в кору головного мозга и стимулируют развитие центральной нервной системы. Поэтому потребность для малыша чувствовать родной запах и тепло маминых рук, слышать стук маминого сердца – никакой не каприз, а необходимое условие его роста и благополучия.

А если во время беременности было что-то не так? Тяжелые роды, кесарево сечение, гипоксия, асфиксия и т.д?... Такой ребенок особенно будет нуждаться в тактильном контакте. И здесь важно, чтобы все близкие были рядом и могли помочь маме, взяв ребенка и в свои руки.

Доказано, что дети, которым хватает тактильного контакта, быстрее развиваются, раньше начинают понимать чужую речь. Ласковые прикосновения помогают ребенку снять стресс, укрепляют иммунитет и в целом способствуют тому, чтобы он был более спокойным, уравновешенным и успешным. Нежные прикосновения дают ребенку понять, что о нем заботятся, он в безопасности, а значит, может активно познавать окружающий мир.

И, конечно,  не стоит игнорировать крики и плач младенца, который просится на руки: всего через 6-7 месяцев ваш малыш научится ползать, и ему захочется познавать мир самостоятельно.

Заниматься развитием тактильного восприятия можно сразу же, с первого дня жизни малыша.

В возрасте от 1 до 3 месяцев нежные мамины прикосновения будут выступать на первый план. Чуть позже можно добавить такие элементы как растирание и разминание, а для разнообразия воспользоваться  дополнительными атрибутами. С этой ролью прекрасно справятся катающиеся предметы (мягкие мячики, орехи, палочки или карандаши). Катайте их по спинке малыша, но без давления!
Для массажа стоп можно воспользоваться любой крупой. Рассыпьте крупу и, поддерживая ребенка за подмышки, поставьте на нее. Должен сработать врожденный рефлекс, который заставит его передвигать ножками.

 В возрасте ребенка от 2 до 6 месяцев ребенку нравится трогать все, что привлекает его внимание. Поощряйте это! Давайте ребенку разные предметы, желательно, отличающиеся по текстуре (шелк, шерсть и др). Пусть он в них барахтается и пробует «на зубок». Это очень важно! В ход могут идти любые безопасные предметы и игрушки.

Можно обратить внимание ребенка на двери, стены, шкафы и зеркала. Возьмите ручку малыша и проведите ею по их поверхностям. А если поверхность еще и скользкая, приложите к ней спинку или животик ребенка. Поскользите по ней, то вверх, то вниз. Поверьте, это доставит ему огромное удовольствие!

 В возрасте от 8 месяцев ребенок уже умеет сидеть и манипулировать ручками, поэтому для развития тактильного восприятия в ход идут рисование, аппликация и пальчиковые упражнения для маленьких.

Для рисования можно использовать специальные безопасные краски, а еще лучше, если они будут съедобными.  Для этого в детский творожок можно добавить томатную пасту, шпинат и другие красящие продукты питания. Так вы будете уверенны, что во время творчества ваш малыш в полной безопасности.

Рисовать можно на любой бумаге, главное, чтобы формат «холста» был не меньше А3. Специалисты считают, что маленькие просторы для рисования мешают ребенку развивать свои творческие способности. Кстати, рисовать малыш в таком возрасте должен исключительно только пальчиками. Кисточку рекомендуется давать не ранее 2 лет.

Можно предложить ребенку различные сенсорные коробочки. Сюда подойдут крупы, листики, веточки, цветная бумага, фольга, фантики от конфет и многое тому подобное. Разложите перед ребенком все эти сокровища. Позвольте ему их потрогать, повертеть и даже, попробовать на вкус. Конечно, все манипуляции производятся под контролем взрослого!

 Ребенок до года способен концентрировать свое внимание не более чем на 2-3 минуты, поэтому если малыш не хочет сегодня этим заниматься, не заставляйте его, отложите на завтра. Хорошее настроение – это важное условие! Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности и, конечно, влияет на общее гармоничное развитие ребенка!    



Просмотров: 388
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка от 3 - х до 6 -ти месяцев
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Развитие ребенка от 1-3 лет. ПИСЬМО ОТ МАЛЫША.
  • Психологическое развитие маленького ребенка: субфаза консолидации индивидуальности (22-36 месяцев)
  • Какие устаревшие советы по приучению ребенка к горшку можно игнорировать
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Можно ли злиться на ребенка?
  • Как можно наказывать ребенка?
  • Можно ли бить ребенка?
  • Как можно успокоить ребенка
  • Можно ли воспитать ребенка без ремня?
  • Можно ли раздражаться и злиться на ребенка?
  • Как можно поддержать ребенка в горе
  • Как можно приучить ребенка наводить порядок
  • Можно ли говорить ребенку слово Нельзя?
  • Можно ли ребенку жить без родительского кнута?
  • В какое время лучше заниматься вашему ребенку?
  • Как подготовить старшего ребенка к рождению малыша
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Ганя ревушка. Можно ли исцелить внутреннего ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь