|
Как можно наказывать ребенка?Автор статьи: Александр Владимирович Смолянский
Тему статьи можно прочитать с разной интонацией, каждый увидит своё, но речь пойдет о том, что такое наказание вообще, зачем оно нужно, как это сделать без вреда для психики детей. При этом, важно воспринимать слово "наказание" без оценок и предрассудков. Само слово "наказание" происходит от "наказ" - показывание чего-либо. Что же важно показать ребенку? Раскрыть смысл наказаний можно через следующие важные функции на пути взросления детей. Наказания: - Помогают управлять вниманием. - Формируют Супер-Эго ребенка (систему правил и законов, совесть и способность к осознанию собственной ответственности). - Создают психологические границы. -Формируют причинно-следственные связи: сделал что-то запрещенное, получил неприятное последствие.
Крайне важно понимать тот факт, что люди способны учиться чему-то новому только при внутреннем признании авторитета того, кто учит и подаёт пример. Соответственно, учить границам может тот взрослый, который воспринимается ребенком как отдельный (успешно преодолена первичное состояния слияния с окружающим миром-матерью - обычно, до 2-х лет эта стадия заканчивается), а также как тот, кто сильнее него. Поэтому при наказаниях крайне важно показывать силу без насилия. Не только демонстрировать пока что недостижимые для ребенка взрослые умения, но и уметь выстоять под напором его эмоций, не сворачивать с выбранного пути, отстаивать свои интересы, всё это в разумных приделах. С каждым родителем и ребёнком эта система может работать по-разному, так как очень важно учитывать индивидуальные особенности личности взрослого и ситуации развития ребенка: кому-то в 2 года можно довольно быстро (раза с 5-го) объяснить, что это НЕЛЬЗЯ, а кому-то и в 3 очень сложно или даже невозможно будет смириться с границами: ребенок еще полностью на грудном вскармливание и для него отдельный взрослый еще не такой уж отдельный. Наказания взывают к стойкости и чуткости родителя одновременно, именно поэтому иногда так сложно ощутить грань, где начинается гиперопека или чрезмерная жесткость. Множество мифов и проекций взрослых окружает эту область: будто ребёнок злой или делает что-либо на зло (он просто следует своим желаниям, а о других он пока что даже не умеет думать), будто он неадекватен (все дети сначала не адаптированы к жизни в обществе и т.д. Если ребенок плачет, далеко не всегда это плохо, но это значит, что он испытывает сильные негативные эмоции, которые всегда сопровождают бурное развитие: Вы не дали двухлетнему малышу поиграться с телефоном родителей - он плачет не потому, что "мама плохая", а потому что мир теперь уже не пляшет под его дудку, в два года приходит это горькое и крайне важное эмоциональное осознание. Если эту фазу пропустить, потом может быть гораздо сложнее, совсем тяжело, когда делать ребенка цивилизованным начинают со школьного или даже подросткового возраста. Важный вопрос, как не допустить насилия при наказании? Список запрещенных приёмов: -самому держать под контролем собственные эмоции гнева, досады, раздражения и т.п., - быть последовательным: не часто менять правила и вводить их постепенно, но при этом не отменять то, что уже было обещано (внимательное отношение к собственным словам и поведению будут учить ребенка такому же вниманию к своим словам и поведению), - не допускать физической и эмоциональной боли, связанной с родителем, то есть оставаться заботливым человеком, осознающим, что сейчас идёт процесс обучения и социализации ребёнка, а не срыв эмоций или "ломание" воли ребенка. Следовательно, нельзя: бить, оскорблять, унижать, позорить (в том числе, и через сравнение с другими). Все это может создать глубокие душевные раны и тяжелые последствия для эмоциональной жизни в настоящем и будущем.
Пример: мальчик 2-х лет любит рисовать и начал делать это на обоях, отец испытывает гнев из-за материального ущерба и непослушания (объяснять словами не помогает - ребенок не понимает) Что делать? Не переставать твёрдо и настойчиво говорить о недопустимости данных действий, при этом не скрываем, но и не идём у них на поводу (см. список запрещенных приемов). Мы должны показать, что данную потребность нельзя здесь удовлетворять (с упрямыми малышами можно ставить руку на то место, где собирается рисовать ребенок), при этом важно предложить альтернативу: потребность в рисовании можно удовлетворять только в очерченной границами области на стене, например. Кто-то даже купил рулон обоев и закрепил его на стене, чтобы малыш сам отмотал себе столько, сколько нужно для рисования. Если же ребенок постарше делает это из желания видоизменить комнату, а это в Ваши планы не входит, можно лишить его каких-либо привилегий, но не вашей любви, безопасности и чего-то очень важного и незаменимого. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|