- Цели и задачи
процессуальной арт-терапивтической работы.
Практически, любая арт-терапевтическая работа – является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как изображаются ребёнком – предметы и люди, естественно в соответствии со своими возрастными представлениями. Несвойственная ребёнку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний, страхов различной этимологии – подобно эмоциональному тормозу, препятствующему раскрытию всей гаммы возможностей, заложенных природой и социумом.
Основные цели и задачи, которые преследует
процессуальная арт-терапивтическая работа:
- Катарсическое – очищение, освобождение от негативных состояний.
- Регулятивное – снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
- Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценка.
- Формы работы и взаимодействие с детскими эмоциональными состояниями – при работе с глиной и другими пластическими материалами арт-терапевтической направленности.
Данная тема посвящена процессуальной технике в работе со страхами и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, с использованием глины или других пластических арт-изделий. Одним из преимуществ в работе с глиной, это трёхмерные «психические формы» – достаточно пластичные, позволяющие изменять состояния, привнося новые оттенки: ощущений и чувств. Можно обратить внимание на метафорическую подачу материала, где на одной «полке», расположены: форма и чувства.
При этом, данная работа, имеет определённые моменты, игнорируя которые, процессуальная техника превращается в хорошее творческое мероприятие, имеющее эстетическую ценность и некоторую маловыраженную коррекционную работу. Рассмотрим эти маленькие, кажущиеся такими не значительными – нюансы:
1) Полное эмоциональное погружение в данную работу самого ведущего. Буквально в какой-то своей части превратиться в маленького ребёнка – окунувшись в мир символов и фантазий.
2) Это процесс, а не форма и, как будет проявляться практическая часть работы – зависит от степени заинтересованности обеих сторон, формальный подход здесь – не приемлем.
3) Постоянный диалог, как будто бы с самим собой, ненавязчиво, проговаривая, словно самому себе – вслух – инструкцию с описанием происходящих внутренних психических процессов и производимых шагов или действий….
4) Данная форма работы – направлена на работу с лицами младшего школьного возраста и старше.
Примерная последовательность в процессуальной работе психолога.
1. Какие чувства, настроение, эмоции – я испытываю в данный момент?
2. Где локализуется это ощущение, чувство или состояние?
3. Если довериться своим пальцам, какую бы они придали форму этому чувству или эмоции?
4. Позволить себе, наблюдая за своими внутренними ощущениями, чувствами и эмоциями – из бесформенного куска глины или пластилина – проявить новую форму, отражающую бессознательные трансформационные психические процессы….
5. Какие изменения в ощущениях, или с чувствами происходят в процессе данной работы.
6. Каков новый смысл состояний – проявившихся в представленной форме глины или пластилина….
Пример. Начало терапевтической сессии.
Данная работа была проведена с Г. возраст 9 лет, сессия продолжалась около пятидесяти минут.
Цель: трансформация агрессивного эмоционального состояния в более приемлемый способ взаимоотношений с окружающими.
Примечание: На занятие, Г. привели без его особого желания – оторвав от игры в футбол.
В этой форме, работа с использованием глины – проходила впервые, при этом, нужно заметить, что это уже не первая встреча ребёнка с психологом.
Психолог: «Присаживайся Г., сегодня у нас с тобой будет интересная работа с глиной…»
Г.: «А что мы будем делать…?»
Психолог: «Ну, даже не знаю как ты, а у меня будет волшебная работа со своей внутренней силой, – благодаря которой, у нас всё получается!»
Г.: (молчит, сделав вид, будто не услышал слова психолога, разглядывая кусок глины – лежащий перед ним…).
Психолог: (начинает мять глину, одновременно рассказывая о том, что сегодня у него (психолога), настроение не очень и, похоже на … - начиная мять глину – вылепливая из бесформенного куска глины нечто, похожее на осьминога…)
Психолог: «Не знаю, но почему-то моё настроение сейчас похоже вот на это…» (показывает изделие – продолжая мять кусок глины – изменяя его форму, активно работая пальцами). «Даже не знаю, на что могло бы быть похоже твоё настроение, но у меня внутри вот такое чувство…. Интересно, на что твоё настроение могло бы быть похоже, сейчас, вот в этот момент. А я вылепливаю вот что-то такое, прикольненькое…» (здесь попытка спровоцировать Г., на работу, ненавязчиво давая инструкции к взаимодействию с глиной, настраивая его работу со своим внутренним состоянием…).
Г.:(начинает мять глину, затем, отрывает кусок – бросает его перед психологом – старается вызвать реакцию) «…Моё настроение похоже на какашку…» (поглядывает искоса на психолога в ожидании его дальнейших действий – принимая правила игры)….
Данная работа шла довольно долго. В процессе занятия, психолог помог спроецировать внутреннее состояние Г. в куске глины.
В дальнейшем, из куска глины психолога проявилась лодка, в которой психолог собирался плыть к неизведанному острову, превращая кусок глины в метафору изменения…, далее – Г. включился в процесс игры, меняя своё состояние на «лодку», подражая психологу. Затем, «настроению» психолога, понадобился якорь, и парус. При этом, Г. вылепил себя – посадив в своё «настроение» (лодку), и чтобы не проголодаться, сделал удочки, а потом и рыбу – предложив её погрузить в лодку к психологу, чтобы он также, не проголодался…. При чём, психолог, вылепил якорь себе и Г. – «…чтобы вовремя останавливаться во время бури и, не выбросило на скалы штормом…»(здесь в форме метафоры психолог проявлял параллели между реальностью и сказкой).
В конце сессии, Г. – испытывал положительные эмоциональные состояния, не желая прекращать предложенную игру, предлагая новые способы – плыть дальше…. (Нужно принять тот факт, что данная работа, имеет медленный процесс – растянутый во времени, предполагающий постепенное изменение бессознательных реакций, привычных и далеко не экологичных в его первоначальном варианте …).
Так же, можно обратить внимание, на выделенные подчёркиванием, в напечатанной версии (ниже) – сессии с Г.. – слова, как желание отразить параллельные формы работы, углубляющие трансформационные процессы. В данном варианте, подчёркнутые слова – являются маркированием, способом выделения информации – через интонацию и громкость. Маркирование, это техника скрытого воздействия, формирующая определённые послания к бессознательной части личности - Г….
В дальнейшем, данная форма работы становится более тонкой, где, через изменения внешних процессов, человек запускает определённые трансформационные изменения – привязывая их к своему психическому…. Данный элемент в современном гипнозе называется – трюизм. Так, например, это могло бы звучать для читателя: «… И, в то время, когда вы читаете эти строки, возможно, вы слышите окружающие звуки и, это помогает Вам ещё больше, осознавая – вдох или выдох – погружаться в ощущение или чувство комфорта – от понимания того, что Вы здесь…».
Следующий элемент, используемый мной в данной работе, это элемент техники НЛП – «Договор с частями», где психолог, как бы ведёт диалог с той проблемой – проявленной в чувствах, ощущениях, поведении - имеющее свои невербальные маркеры. Данная техника, даёт возможность выйти на контакт непосредственно с проблемной частью сознания – отражающего, в том числе, и проблемы неврологического характера – у данной техники, так же, ещё, есть название: «Шестишаговый рефрейминг», который в принципе и является фундаментом в предложенной мною версии - процессуальной арт-терапивтической работы.