Корни телесных проблем

Продолжая тему связи эпигенеза с болезнями, стоит обратить внимание на то, что происходит с телесностью в самый ранний период развития человеческого организма.  

Как протекает развитие психики и сомы? Что происходит при возникновении затруднений?  Как отражаются «сбои» на последующем здоровье?

Появляясь на свет, новорожденный человеческий ребенок абсолютно беспомощен (в отличие от большинства детенышей млекопитающих в дикой природе) и обладает лишь элементарными механизмами для поддержания собственной жизни и системой безусловных врожденных рефлексов (защитный, сосания, др).

Главное условие развития – это непосредственный контакт с мамой, в ходе которого зарождаются начальные условные рефлексы (приобретенные). Появление «комплекса оживления»  (позитивных эмоций, реакций узнавания, проявление радости)- это начало психической жизни и свидетельство нормального психического развития.

Ребенок изначально является «биологическим» (не социальным) существом, реагирует преимущественно соматически, а когда «обращается» к своей матери, то делает это всем своим существом. Созревание и развитие новорожденного зависит от того, насколько мать УМЕЕТ ОТВЕТИТЬ на запрос малыша, следуя своему природному материнскому инстинкту и ВОВЛЕЧЬ его во взаимодействие.

Мать не только вскармливает и оберегает малыша, она, прежде всего, способствует его сенсорному, познавательному, эмоциональному, предметному, деятельностному, социальному развитию.  Она также побуждает его контакт с собственной ТЕЛЕСНОСТЬЮ.

Пример-1. Когда мать поглаживает кожу ребенка, нежно касается, целует ручки-ножки, позволяет ему сосать палец ноги/руки – она способствует формированию позитивного отношения ребенка к своей телесности.

Пример-2. Когда мать мало прикасается к ребенку, туго пеленает его (сковывает движения и лишает доступа к телу), раздражается когда он просится на ручки, фрустрирует его потребности, с отвращением реагирует на позгузники -  она способствует формированию негативного отношения ребенка к своей телесности

Корни телесных проблем

Современные исследования (как отечественные, так и западные) подтверждают, что эмоции младенца обладают чрезвычайной силой, поэтому для совладания с  «бушующими импульсами» требуются психологические «защиты» той же интенсивности и психика малыша использует экстремальные механизмы защиты (ранние, примитивные), например – механизм расщепления (отделяя ужасное от хорошего). Отщепление «болезненного, непереносимого» - это естественное явление младенчества. Позже, при благоприятных внешних условиях и успешном прохождении кризиса 1го года, осуществляется интеграция.

Однако, чем сложнее контакт с матерью (и внешние условия), чем больше фрустрации, тем мощнее расщепление и меньше шансов на хорошую интеграцию, а огромный пласт психического «материала» помещается в  бессознательные слои.  Тело, как носитель боли и ужаса, «отщепляется» от сознания ( с целью минимизации боли и снижения влияние импульсов разрушительной природы). Чем радикальнее отщепление (более жесткие, ригидные границы), тем слабее «взаимодействие» с телом.

Примеры дальнейших проблем с  ТЕЛЕСНОСТЬЮ: 

–отвержение тела, кажется страшным, ненавистным, ужасным, отвратным;

– непринятие тела, потребность украсить его (чрезмерный пирсинг, татуаж);

–отсутствие «контакта» с телом (будто не живое/мертвое), есть только ясная голова а организм как фон (не воспринимается);

– минимум чувствительности, слабые реакции в теле (за исключением острой боли), сексуальные проблемы, анестезия, др;

Минимальный контакт с собственным телом  может выступать критерием «внезапно» ворвавшихся серьезных заболеваний (зарождались постепенно, но не ощущались).

 

Таким образом, фундаментальным показателем развития личности и психического здоровья во взрослом периоде – является ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между мамой и ребенком (особенно в симбиозе, длящимся первые полгода). Благодаря матери ребенок вступает в мир отношений (с другими людьми, и с собой, в том числе – со своей телесностью). Однако при нарушении контакта мамы с ребенком, возникает «дефект», затормаживающий эмоциональное развитие и психическое становление ребенка, ведущий к травматизации, что непоправимо отражается на последующей жизни и на взаимоотношениях с собственной телесностью.

Регистрируйтесь на консультацию. 



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что происходит, когда теряется контакт со своим внутренним ребенком?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Что происходит с ребенком, когда его стыдят
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Телесный контакт с ребёнком - необходимая ступень для полноценного развития малыша
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • Чем больше отношения в семье напоминает ад, тем меньше мы его страшимся
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Про контакт в гипнотерапии и о том, что его разрушает. Часть 2
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язы
  • Контакт с телом или про то, что полезно жить не только головой.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь