Работа с телесностью в психотерапии

Автор статьи: Валерия Кандинова
"Фрэнк был человеком, для которого половина парадокса, состоящая в том, чтобы “являться частью другого”, была слишком угрожающей. В другом веке и при иных жизненных обстоятельствах из него получился бы неплохой отшельник или пустынник. Однако он жил в мире людей, но при этом гневно отвергал существование вместе с ними. Фрэнк цеплялся за свое одиночество, как утопающий хватается за бревно, оказавшееся в воде. А Фрэнк боялся утонуть в требованиях, предложениях, ожиданиях и суждениях других людей.
Чтобы достичь такого одиночества, к какому стремился Фрэнк, надо было посвятить этому всю жизнь. Нужно сохранять постоянную настороженность по отношению к внешнему миру и одновременно безжалостно подавлять свои собственные внутренние импульсы, направленные к другим. Не должно оставаться места осознанию чувства одиночества, переживанию заботы о ком-то, жажды близости. Лучшим охранником (и скрытым способом сохранения связи) является гнев — постоянный, неослабевающий, с легкостью вновь вызываемый гнев. Поэтому Фрэнк был сердитым человеком".  Джеймс Бюдженталь "Наука быть живым".

Итак, Фрэнк был сердитым человеком. Как много сил постоянно приходилось ему тратить на этот способ обороны - и одновременно связи с миром! «Человек на войне» - так я его ощущаю. Или нет, даже не так – «человек среди врагов», забытый в чужой стране. Одинокий, брошенный судьбой в окружении чужеродных, непонятных и неприятных, потенциально опасных людей, не имеющий никакой возможности выбраться оттуда. Психотерапевт в этой ситуации как будто бы выступает в роли проводника на родину... Ко мне все чаще приходит этот образ – психотерапия как долгий, тяжелый путь возвращения к самому себе.

Оказавшись среди врагов, каждый из нас захотел бы защититься. Повесить на себя доспехи, какие-то шипы, вооружиться, да погрознее, чтобы никто не рискнул приблизиться. Фрэнк нашел приемлемый для себя способ оттолкнуть нежелательных контактеров – через свое тело. Он был «тридцатилетним полухиппи» с длинными неухоженными волосами и бородой, редко мылся и брился, демонстративно пренебрегая гигиеной. Вся его манера вести себя и преподносить себя производила впечатление отталкивающее, раздражающее. Причем чем более тяжелой становилась для него обстановка, чем значимее становились окружающие люди в группе, тем больше усилий он прилагал, чтобы показать, как безразличен ему его внешний вид и манера поведения, неприятный запах, хамство, сердитые интонации голоса. При этом Фрэнк испытывал сильный страх и напряжение, разрываясь между своими желаниями и опасениями.

Фрэнк и сам не заметил, как попался в замкнутый круг своих же защит. Постоянно вызывая раздражение окружающих, он получал в ответ отвержение и претензии, что только подкрепляло его убежденность в том, что кругом «козлы» и «сволочи», а также усиливало его ощущение одиночества. Начать мыться и следить за собой – ради кого? Ради этих идиотов? Да ни за что на свете Фрэнк не позволял себе признаться в том, что так нуждается в принятии теми людьми, которых, казалось бы, он искренне ненавидел и презирал. Привычная «обратная связь» от окружающих также постоянно подтверждала низкую самооценку Фрэнка.

Когда мы любим себя, нам нравится ухаживать за своим телом. Если же человек этого не делает – плюет на свой внешний вид, одежду и гигиену, ест и пьет ("пихает в себя") что попало, вступает в интимные связи без разбора – все это говорит о том, что он не ценит и не бережет свое тело, то есть активно не любит и зачастую даже разрушает себя.

Именно так обращался с собой Фрэнк. Выбранный образ жизни постоянно вызывал в нем гнев и неудовлетворенность, но проявить заботу о себе он не мог. Слишком много сил он тратил постоянно на то, чтобы доказывать всем вокруг, насколько ему плевать на свой вид и соответствие социальным нормам.

Бьюдженталь описывает Фрэнка как «сгорбленного человека среднего роста и веса». Конечно, вряд ли возможно распрямить спину, когда постоянно живешь в ожидании нападения. К тому же, в такой позе проще контролировать, сдерживать гнев и множество других чувств, постоянно кипящих внутри. Как пишет Бьюдженталь, Фрэнку постоянно приходилось безжалостно подавлять свои собственные внутренние импульсы, направленные к другим. Не должно было оставаться места осознанию чувства одиночества, переживанию заботы о ком-то, жажды близости.

Когда Фрэнк позволил себе начать чувствовать физические ощущения своего тела, он приблизился через них к своим эмоциям и страху. Свое переживание одиночества Фрэнк сравнил с ощущением боли в животе, и когда он уловил эту связь, терапевт увидел перед собой человека, снявшего привычную маску и испытавшего облегчение. Однако при мысли о том, чтобы отказаться от привычной изоляции от окружающих его охватил такой ужас, что ему хотелось немедленно сбежать из этой ситуации, вернуться к привычному способу существования, который казался безопасным. Насколько тяжело ни жилось ему в этом мучительном положении, изо всех сил сдерживая внутреннюю боль и гнев, пренебрегая потребностями своего тела и желанием быть ближе к людям – перемены казались ему настолько пугающими, что выбор стоял как будто между одиночеством или смертельной угрозой.

Очень постепенно, благодаря общению с терапевтом и группой, Фрэнк учился принимать себя, свои чувства и желания, и это позволило ему делать все больше шагов к сближению с людьми.



Просмотров: 248
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Email-консультация "Постоянно продавливаю свое мнение..."
  • Развивайте свои отношения, а не постоянно ищите "новую любовь"
  • Я постоянно себя обвиняю
  • Постоянно ругаю себя
  • Вопрос.Постоянно критикую себя.
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Я постоянно его лечу, а он все равно постоянно болеет
  • Проблема лишнего веса не в весе, а в том, чтобы чувствовать себя собой
  • Как общаться с человеком, который постоянно на что-то жалуется?
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни ЧУВСТВА
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если человек постоянно опаздывает...
  • "Смотрю в себя, как в зеркало". Упражнение от одиночества.
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Держать гнев в себе, чтобы не разрушить отношения
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • А ларчик просто открывался или почему он постоянно "Выносит мне мозг"?
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Вопрос психологу №5: "Муж постоянно давит на меня!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь