Тренинг: "Я учусь общению"

ПСИХОЛОГМинеев Геннадий Евгеньевич8-902-890-69-80; 8-922-720-65-47 Адрес г. В. Уфалей, Ленина 137, офис № 211. 

 «Я учусь общению» Программа помощив развитии коммуникативных качеств детей Тренинг Я учусь общению

 

Составитель:

психолог

Минеев Г.Е.

 

 

В. Уфалей

2011 г.

Пояснительная записка

 

Цель программы:

-   формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и остановить свою позицию. Участники должны учиться отстаивать свои интересы, и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.

 

Особенности программы:

Программа «Я учусь общаться» построена как тренинговая (Т-группа).

Здесь группа является своего рода лабораторией, где каждый участник исследует свой стиль общения и экспериментирует с ним, устанавливая и моделируя в процессе игр взаимоотношения с другими членами группы. Каждый одновременно еще и наблюдает за поведением других. У всех есть возможность дать и получить обратную связь, что позволяет развить умение эффективного общения.

 

Задачи программы:

  1. Формирование ряда коммуникативных умений, таких как:

-   описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. Такая обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание изменить свое поведение;

-   коммуникация чувств - ясное общение о своем внутреннем состоянии. Понимание и принятие своих чувств.

Чувства выражаются телодвижениями, действиями и словами;

-   активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения;

-   эмпатия – адекватное представление  о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

-   конфронтация – действие одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека, осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.

В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.

 

  1. Формирование навыков делового общения:

-         установление контакта;

-         ориентация в проблеме;

-         аргументация своей точки зрения;

-         навыки принятия решений.

 

Структура программы:

Программа состоит из двух частей:

  1. Формирующий этап: специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.
  2. Закрепляющий, заключительный этап: игры, в которых активизируются все умения.

 

Ожидаемый результат:

Повышение сознательности, самостоятельности, независимости в умении строить социальные отношения, повышение коммуникативной культуры в быту.

 

Форма работы: групповая.

 

Методы:

-         репродуктивный;

-         пробно-поисковый;

-         эвристический.

 

Условия реализации программы:

-         оптимальный возраст 8-15 лет, причем формирование группы желательно по возрастам: 8-11 лет и 12-15 лет.

-         Непрерывность прохождения программы, т.е. занятия группы не реже 1 часа в неделю;

-         Оптимальная периодичность реализации содержания программы – 2 часа в неделю.

 

Время занятий и длительность занятий зависят:

- От режима учреждения;

- От выносливости и заинтересованности детей;

- От возраста;

- От темы и ее сложности;

- От стадии группового процесса и состояния группы.

 

Реализует программу – педагог-психолог.

 

Эффективность реализации содержания программы «Я учусь общению» в детском доме определяется тем, насколько изменился ли, тип восприятия индивидом группы – в течение времени реализации программы.

 

  1. Индивидуалистическое восприятие характеризуется тем, что индивид понимает группу как помехе своей индивидуальной деятельности.
  2. Коллективистическое. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или индивидуальных целей. При этом группа оценивается индивидом с точки зрения ее «полезности» для него лично.
  3. Прагматическое. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида проблемы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом. Наблюдается стремление внести свой вклад в групповую деятельность.

 

Реализация программы «Я учусь общению» имеет такое значение для каждого конкретного воспитанника, насколько меняются его взгляды на группу и отдельных ее членов.

Ниже предлагается анкета, по каждому пункту которой воспитанник отвечает дважды – заполняет соответствующий бланк на вводном и заключительном занятии по программе «Я учусь общению».

 

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога М., «Валдос» 2001 г. Оценка отношений подростка с группой. Стр. 203. (Адаптировано к использованию в детском доме: Минеев Г.Е.).

 

Анкета

 

 

  1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

-         знает и умеет больше, чем я;

-         все вопросы стремиться решать сообща;

-         не привлекает к себе особого внимания.

  1. Лучшими воспитателями являются те, которые:

-         имеют ко мне индивидуальный подход;

-         умеют сделать так, что я получаю помощь от других;

-         создают такую атмосферу в группе, в которой никто не боится высказываться.

  1. Я рад, когда мои друзья:

-         знают и умеют больше, чем я, и могут мне помочь;

-         умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

-         помогают другим, когда представится случай.

  1. Больше всего мне нравится, когда в группе:

-         некому помогать;

-         не мешают при выполнении моей работы;

-         остальные умеют делать что-то меньше и хуже, чем я.

  1. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

-         я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

-         мои усилия достаточно вознаграждены;

-         есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

  1. Мне нравится коллектив, в котором:

-         каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

-         каждый занят своим делом и не мешает другим;

-         каждый человек может использовать других для решения своих задач.

  1. Воспитанникам детского дома не нужны такие воспитатели, которые:

-         подчеркивают заслуги кого-то из коллектива;

-         не уделяют достаточного внимания всем детям;

-         не создают условия для того, чтобы группа помогала отдельным людям.

  1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

-         возможность работы, когда тебе никто не мешает;

-         возможность различной помощи от других людей;

-         возможность сделать что-то полезное другим людям.

  1. Основная роль воспитателя должна заключаться:

-         в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

-         в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

-         в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

  1. Если перед группой стоит какая-то проблема,  то я:

-         предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

-         предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

-         стремлюсь внести свой вклад в решение проблемы.

  1. Я бы во многом преуспел, если бы воспитатели:

-         имели ко мне индивидуальный подход;

-         создали условия для получения мной помощи со стороны других:

-         поощряли инициативу воспитанников, направленную на достижение общего успеха.

  1. Нет ничего хуже того случая, когда:

-         ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

-         чувствуешь себя ненужным в группе;

-         тебе не помогают окружающие.

  1. Больше всего я ценю:

-         личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

-         общий успех, в котором есть и моя заслуга;

-         успех, достигнутый ценой собственных усилий

 

  1. Я бы хотел:

-         жить в коллективе, где все трудности решаются сообща.

-         из своих жизненных затруднений выходить самостоятельно;

-         советоваться по разному поводу с людьми, которые знают больше меня.

 

 

 

Ключ для обработки анкеты:

 

Тип восприятия индивидом группы

 

Индивидуалистическое

 

Коллективистическое

 

Прагматическое

 

 

10Б

11А

12А

13Б

14Б

 

 

10В

11В

12Б

13Б

14А

 

 

10А

11Б

12В

13А

14В

 

      

 

 

 

 

 

 Тематический план программы «Я учусь общению»

 

Наименование раздела

 

Цели и задачи раздела

 

Наименование занятий (беседа, упражнения)

 

Время

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

I.

Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения

Формирование

умений:

  1. описание поведения;
  2. коммуникация;
  3. активное слушание;
  4. умение представить внутренний мир другого человека;
  5. конструктивная конфронтация.

 

Формирование навыков:

  1. установление контакта;
  2. ориентация в проблеме;
  3. аргументация своей точки зрения;
  4. принятие решения.

 

Установление контакта:

Беседа

  1. Упражнение «Автобус»
  2. Упражнение «Найди пару»
  3. Упражнение «Пустой стул»
  4. Упражнение «Невербальный контакт»
  5. Упражнение «Испуганный ежик»
  6. Упражнение «Значки»
  7. Упражнение «Умение вести разговор»
  8. Упражнение «Очередь»

 

Описание поведения

Беседа

  1. Упражнение «Говорю, что вижу»
  2. Упражнение «Вижу разницу»
  3. Упражнение «Описание друг друга»
  4. Упражнение «Вечные темы»

 

Коммуникация чувств

  1. Упражнение «Описание чувств» + беседа
  2. Упражнение «Спустить пар»

 

Эмпатия

Беседа по теме

  1. Упражнение «Вообрази»
  2. Упражнение «Как все»
  3. Упражнение «Ассоциации»
  4. Упражнение «Таможенники и контрабандисты»

 

Активное слушание

Беседа по теме

  1. Упражнение «Испорченный телефон»
  2. Упражнение «Три приема активного слушания»
  3. Упражнение «Разные советы»
  4. Упражнение «Нападающий и защищающийся»

 

Навыки принятия решения, нахождение компромисса

  1. Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»
  2. Упражнение «Землятресение»

 

Упражнения на вербальное принятия группового решения

  1. Упражнение «Кулак, палец, ладонь»
  2. Упражнение «Счет»
  3. Упражнение «Переключатели»

Заключительная беседа

 

1

0,5

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

1

1

 

 

0,5

 

0,5

 

1

 

0,5

 

0,5

 

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

0,5

 

1

 

 

0,5

 

 

0,25

 

0,75

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

0,25

0,25

 

0,25

0,25

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по I этапу

 

 

19,5

 

II.

Заключительный. Закрепляющий

Активация всех умений и навыков, предложенных в программе

Игры, в которых активизируются все умения

Беседа по теме

1.Упражнение «Круглый аквариум»

2.Упражнение «Тройка»

3.разыгрывание трудных ситуаций в общении

 

 

0,5

 

2

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по II этапу

 

5,5

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

25

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПБ, 1999 г..
  2. Ваченко И. Школьный психолог. М., 1987 г..
  3. Гольдштейн А.П., Спрафкин Р.П. Развитие навыков подростка. М., 1999 г..
  4. Данилова В. Как стать собой. Харьков 1994 г..
  5. Игры – обучение, тренинг, досуг. (под редакцией В.В. Петрусинского) М. Новая школа. 1994 г.
  6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: самотехника риска и правила безопасности. Рига П.Ц. Эксперимент 1996 г..
  7. Пезешкин Х. Основы позитивной психотерапии. Архангельск, 1993 г..
  8. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., Российское педагогическое агентство, 1995 г..
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы, теория и практика. М. Прогресс 1990 г.
  10. Н. Кедрова «Гештальт-таерапия» Тренинги. М. 1995 (Московский институт гештальт-терапии).

ПСИХОЛОГ

Минеев Геннадий Евгеньевич

8-902-890-69-80; 8-922-720-65-47

Адрес 

г. В. Уфалей, Ленина 137, офис № 211.

 

 

 

Дидактические материалыпрограммы «Я учусь общению» 

Составитель:

Минеев Г.Е.

 

г. В Уфалей

2011 г.

 

Часть I.

 

Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.

 

Установление контакта:

 

Для того, чтобы устанавливать контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства.

Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция) …

Вербальные – комплимент, «ритуальные фразы» (какая хорошая погода…), открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить наиболее полно (например, вы живете в доме №5?, - закрытый вопрос, а, где живете – открытый вопрос).

Такую и подобную информацию целесообразно использовать в качестве вводного занятия.

 

  1. 1.     Упражнение «Автобус»

 

Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Ведущий объясняет ситуацию:

-   Вы едете в автобусе, вдруг видите встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.

После невербального проигрывания, участники делятся информацией и том, как они поняли друг друга. В упражнении принимают участие все желающие.

Вопросы для обсуждения

 

Легко ли было понять партнера? Легко ли было выразить свои мысли не вербально? Какими средствами пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера?

 

  1. 2.     Упражнение «Найди пару»

 

Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

Инструкция: «На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия мы будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное количество, поэтому каждый из нас найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а насчет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Упражнение выполняется 4-5 раз.

 

Вопросы для обсуждения

 

Как создавалась пара? Как происходил выбор одинаковых движений? Было ли так, что движения не совпадали? Как себя чувствовали с разными партнерами, с кем было наибольшее взаимопонимание?

 

Примечание: При обсуждении акцентируется внимание на невербальных признаках, свидетельствующих о начале контакта: приветливое выражение лица, контакта глаз, улыбка, разворот тела, легкое движение вперед, навстречу и т.п. Затрагивается и тема инициативы в контакте и при выборе общего движения.

 

 

  1. 3.     Упражнение «Пустой стул»

 

Это упражнение можно использовать в качестве разминки в данном блоке программы.

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшиеся без пары участник группы стоит за спиной свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на стул. При этом он может пользоваться лишь невербальными средствами, говорить ничего нельзя.

Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул.

 Задача тех, кто стоит за спинками стульев – удержать своих «подопечных», для этого нужно взять его за плечи в тот момент, когда он собирается пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечным». Через некоторое время участники меняются парами (местами). При этом один из стоящих участников остается, стоять за стулом.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Как приглашали кого-то за свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше нравилось, стоять за стулом или сидеть на стуле?

 

 

  1. 4.     Упражнение «Невербальный контакт»

 

Инструкция: «Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему нужно определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все мы будем пользоваться невербальными средствами. Группа, в отсутствии добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные будут показывать нежелание этого делать». Затем выбираются другие добровольцы. При этом число участников, желающих вступить в контакт, может постепенно увеличиваться – двое, трое или все, кто хочет. 

 

Вопросы для обсуждения:

 

Легко ли было устанавливать контакт? Что помогло определить, желающего общаться? Какими средствами показывали нежелание общаться? Что вы чувствовали, когда понимали, что с вами не хотят общаться? Были ли добровольцы, которым удалось установить контакт с большим количеством членов группы, чем планировалось?

Примечание психолога: При обсуждении упражнения обращается внимание на признаки, которые были основными при определении готовности к выступлению в контакт.

Это упражнение позволяет отметить чувствительность, доброжелательность участников, средства невербального контакта. Для психолога оно, в некоторой степени, является социометрическим.

 

 

  1. 5.     Упражнение «Испуганный ежик»

 

Один из участников изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

Инструкция: «Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданного появившиеся лисица или собака? Один из вас сейчас будет ежиком, которые сильно испугался собаки. Другие по-очереди будут подходить, и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? …

Ежик, свернись калачиком. Представь, что ты очень маленький ежик, которого испугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать – тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубок, чтобы защитить свой носик и живот … К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети, и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежика? Подойдите к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы … Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен. Ежик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще – и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся».

Затем ежиком становятся другие участники группы.

Вопросы для обсуждения:

 

Что вы чувствовали, когда были ежиками? А когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? Что тебе помогает установить контакт в реальных ситуациях?

 

 

  1. 6.     Упражнение «Надписи на футболках (значки)»

 

При выполнении этого упражнения участники находятся в круге. Перед выполнением упражнения ведущий рассказывает о движении «хиппи», о том, что хиппи имели свои традиции, привычки, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своих футболках и другой одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас модно носить значки с надписями и рисунками. Обладатель  значка что-то сообщает окружающим людям. Значки с такими надписями вы видели? Что могло бы быть написано на твоей футболке, кепке или значке? О чем говорит эта надпись? – о твоих особенностях, стиле общения, принадлежности к какой-либо группе людей, шокирует ли она окружающих? Обсуждение в группе.

После этого можно провести следующее упражнение. Оно выполняется по-кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый из нас будет дарить своему соседу справа значок, со словами: «На твоем значке написано … (что, по вашему мнению, могло бы быть написано на его значке)».

Ваш сосед справа должен сказать, согласен ли, он прикрепить такой значок или нет.

Давайте постараемся, чтобы нашему соседу понравилась надпись на полученном от нас значке.

 

  1. 7.     Упражнение «Умение вести разговор»

 

Это упражнение дает возможность, как правильно знакомиться, попрактиковаться в умении устанавливать вербальный контакт, то есть начать и продолжить разговор. Группа делится на пары. Один участник задает открытые вопросы, дающие возможность собеседнику наиболее полно ответить. Второй участник пары дает на каждый вопрос не только строгий ответ, но и сообщает дополнительную информацию о себе (произвольную). После некоторого времени, например, 5 минут, участники в центре круга провести разговор.

Перед началом выполнения этого упражнения ведущий может с одним участником в центре круга провести разговор.

 

 

Вопросы для обсуждения

Что понравилось, а что показалось затруднительным? Насколько открытые вопросы и раскрывающая информация о себе способствует установлению контакта?

Примечание психолога:

Затем целесообразно провести ролевую игру на установление контакта в парах.

 

Например: Продавец – покупатель.

Врач – больной и т.д., но необходимо дополнительное задание на общение.

 

 

  1. 8.     Упражнение «Очередь»

 

Из группы выбираются несколько человек, из которых один – водящий. Остальные становятся друг за другом как бы в очередь, а водящий должен прийти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пустить «нахала» к прилавку, или взять его себе в компаньоны для чего-либо.

После проигрывания сценок ведущий обращает внимание на успешность или не успешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Вторые участники делятся впечатлениями, что побуждало их идти на встречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось добиться цели, то отмечается, что было недостаточно, на что нужно обратить внимание в следующий раз. И психолог обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным. Второй участник не обсуждается. Желательно, чтобы основной проделал задание несколько раз подряд.

 

 

 

Описание поведения

 

«Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания или мотивов действий, оценки установок им личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок, - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

 

 

 

 

  1. 1.     Упражнение «Говорю, что вижу»

 

Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и, по очереди говорят, что они видят относительно любого из участников. Например, «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий (психолог) следит, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали? И т.д.

 

  1. 2.     Упражнение «Вижу разницу»

 

Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, длинные – короткие волосы и т.д.). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных комнатах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку разделилась группа. Кто хочет попробовать выйти за дверь? Затем выбираются другие добровольцы.

 

 

  1. 3.     Упражнение «Описание друг друга»

 

Пара становится в центр круга. Минуту смотрят друг на друга, затем, отвернувшись, по очереди описывают друг друга.

 

Обсуждение: Что пропущено, что слишком привлекло внимание?

Затем, каждый из участников выбирает себе замену из круга и так, в парах, все принимают участие в упражнении. Важно обращать внимание участников на то, что цель упражнения – обучение описательному языку, нужно говорить без оценок.

 

 

  1. 4.     Упражнение «Вечные темы»

 

Участники разбиваются на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе дается тема, которую они после обсуждения должны представить не вербально. После представления, остальные участники сообщают о том, что они видели, и какая была задана тема. Возможные темы: рождение, вдохновение, смерть, любовь, разлука и др.

При обсуждении необходимо обращать внимание на то, какое невербальное поведение позволило определить тему. Во время обсуждения ведущий акцентирует внимание на различение описания увиденного  и оценок, которые мы делаем на основе своего опыта.

 

 

Коммуникация чувств

 

Это навык вызывает наибольшие затруднения, так как чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное общение.

 

  1. 1.     Упражнение «Описание чувств»

 

Каждый описывает свои чувства, возникшие при групповой встрече.

Кроме подбора точного названия своему чувству, важно точное отражение степени выраженности данного чувства.

Например: чуть-чуть раздражает или сильно раздражает …

 

 

  1. 2.       Упражнение «Спустить пар»

 

Упражнение хорошо «работает», если дети находятся в напряженном состоянии.

Инструкция: «Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку».

Например: «Наташа, мне обидно, когда ты говоришь, что все парни – придурки» или «Паша, я выхожу из себя, когда ты назло мне переключаешь телевизионную программу». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

Важно закреплять этот навык при обсуждении различных упражнений и ситуаций в группе.

 

 

Эмпатия

 

  1. 1.     Упражнение «Вообрази»

 

Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:

  1. Какие бы три предмета взяли с собой на необитаемый остров?
  2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
  3. Ваша любимая пословица или поговорка?
  4. Когда меня хвалят, я …

 

Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает.

Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадал (а)? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?

 

 

  1. 2.     Упражнение «Как все»

 

Инструкция: «Не обсуждая вслух, постарайтесь написать такой день недели (вкусное блюдо, цвет и т.д.), который напишут большинство, т.е. ваша задача – не разминутся с другими».

Обсуждение: Трудно ли проникнуть в ложку другого человека? И т.п.

 

 

  1. 3.     Упражнение «Ассоциации»

 

Игра позволяет детям лучше узнать себя, посмотреть на себя глазами группы, развивает наблюдательность, эмпатию.

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается и его задача – угадать загаданного человека. У него есть тир попытки. Для того, чтобы угадать, ведущий задает участникам вопросы следующего типа: «если бы это был цветок (Животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то какой?». Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это роза». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

Ведущему в этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя или в роли водящего, или в роли загаданного участника.

Вопросы для обсуждения: Трудно ли было подбирать ассоциацию? Трудно ли было угадать? Что помогло? И т.д. Чьи ассоциации были наиболее удачными? Почему?

 

 

  1. 4.     Упражнение «Таможенники и контрабандисты»

 

Эта игра заставляет сосредоточиться на экспрессиях, которые обычно трудно заменить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.

Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сразу же возвращается к остальным, то есть к таможенникам. Всего он выходит из комнаты 5 раз, а при одном возвращении (каком, он выбирает сам) у него под одеждой должен быть прикреплен содержащий нечто конверт.

Свои соображения каждый таможенник записывает, при этом можно указать только два прихода, показавшиеся более вероятным. Роль контрабандиста играют несколько участников. Конверт может содержать приз для лучшего контрабандиста. Используя записи в таблицах, легко выявить лучшего контрабандиста и лучшего таможенника.

Обсуждение:  Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами».

 

 

Активное слушание

 

 

Активное слушание включает в себя принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого другого сообщения.

Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходятся. Активное слушание позволяет показать вашу заинтересованность, а с другой стороны, это помогает привлечь внимание собеседника к Вашим словам. Человек нам благодарен, если находит в нас интерес и внимание, а значит и к вашим проблемам и доводам он относится с большим участием.

Активное слушание необходимо при деловом общении, оно помогает сориентироваться в проблеме. Часто люди стремятся переговорить других, привести свои аргументы, а не выслушивать и понять аргументы другого. Такая позиция мешает договориться и прийти к компромиссу, обычно они становятся еще дальше в своих позициях, чем были до разговора, и уходят обиженными и разочарованными.

 

 

  1. 1.     Упражнение «Испорченный телефон»

 

Участвуют 5 человек. Проводится 2 раза с разными 5-ю участниками. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с текстом (исходным). Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе.

Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая – деловую.

  1. 2.     Упражнение «Разобраться в проблеме с использованием трех примеров активного слушания»

 

Упражнение выполняется парой в центре круга.

Инструкция: «Вы сейчас попробуете разобраться в проблеме, которая есть у вашего собеседника, используя три приема. То есть решать проблему у вашего собеседника, спорить, давать советы не нужно, нужно лишь уточнить проблему».

Общее направленные проблемы задается второму участнику. Например: друг взял без спроса твою вещь, ты остался без полдника, воспитатель не пускает в гости, тебе понравилась подруга твоего друга и т.п., с чем предположительно могут сталкиваться подростки «детали» придумываются самими участниками. Ведущий просит строго придерживаться приемов, показывая номер приема на пальцах. После выполнения участники меняются ролями. Затем упражнение выполняется другими парами.

Это упражнение направлено на отработку делового общения «ориентация в проблеме».

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали при использовании трех приемов. Часто ли вносили домыслы и оценочные суждения, трудно ли было их избегать? Помогло ли это разобраться в проблеме?

 

Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов. Данный навык делового общения тесно связан с уверенностью в себе и проявляется в уверенном поведении.

 

 

  1. 3.     Упражнение «Разные советы»

 

Упражнение помогает членам группы научиться отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.

Перед выполнением упражнения с участниками обсуждения, как они понимают отличие уверенных ответов, неуверенных и агрессивных, ведущий подытоживает и представляет примеры подобных ответов.

Заранее ведущий составляет список сложных ситуаций, в которых гипотетически могут оказаться участники. Например: «Друг просит у тебя кассету, а ты сам только что ее взял послушать. Ты говоришь …».

Группе предлагается первая ситуация из списка, выбираются три добровольца, которые демонстрируют ситуации. После выполнения группа обсуждает, какие ответы получились у участников, при этом важно обратить внимание не только на вербальные, но и на невербальные компоненты. В следующей ситуации участвуют другие три члена группы. В дальнейшем можно использовать одну ситуацию на одного человека, чтобы он попробовал ответить неуверенным, агрессивным и уверенным ответом в данной ситуации.

  1. 4.     Упражнение «Нападающий и защищающийся»

 

Участники группы делятся не пары. Один участник играет роль нападающего, а другой – защищается. Они ведут диалог. Нападающий чувствует себя превосходно. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, т.е. «нападает». Защищающийся постоянно извлекается и оправдывается, говорит так, как будто хочет угодить, старается говорить, вкрадчиво, тихо, то есть «защищается».

Через 5-10 минут участники меняются ролями. Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет «нападающего» или манипулировать пассивность «защищающегося».

Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях. Сыгранные роли сравниваются с действиями в реальной жизни, какая роль более по душе, а какой роли было трудно следовать.

 

 

Навыки принятия решения, нахождение компромисса

 

Данные навыки практически не формируются в условиях коллективного воспитания в сиротском учреждении. Тем не менее, формирование ответственность за свои решения и умение учитывать интересы других, являются важным для самостоятельной жизни в обществе.

 

 

  1. 1.     Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»

 

Упражнение выполняется всеми членами группы. Они сидят за одним столом. Каждому члену группы дается инструкция, в которой сообщается, что группа – это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия.

Происшествия описываются в инструкции. На отдельном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными. Задача каждого участника самостоятельно классифицировать их в соответствии с их значимостью для выживания.

На это дается 10-15 минут. После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 30-40 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку нужно дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Даются следующие рекомендации для достижения согласия:

-         подходите к задаче логически;

-         поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы от части;

-         избегайте голосования;

-         рассматривайте различия мнений как помощь, а не как помеху в принятии решений.

 

После завершения работы группой, представляется информация о правильной классификации, составленной экспертами, ответ экспертов вписывается в экспертный лист.

 

Обсуждение: Во-первых, подчитываются результаты. Ведущий подчитывает балл групповой оценки. Для этого он суммирует «разницы» между ответами группы и ответами экспертов по каждому из 10-15-ти пунктов. Члены группы сравнивают свои индивидуальные ответы, с ответами с экспертной оценкой, таким образом, высчитывая свою индивидуальную оценку. Ведущий записывает для себя индивидуальные оценки участников группы и сравнивает их  с полученной групповой оценкой, для определения эффективности групповой работы. Если групповая оценка меньше индивидуальных оценок, значит, групповое обсуждении было эффективным.

Затем выявляются отдельные члены, которые были наиболее успешными. Таким образом, можно сделать вывод об успешности обсуждения группой в процессе принятия решения, сумела ли группа выявить знающего, достаточно ли он аргументировал свою точку зрения. Кто оказывал наибольшее влияние на принятие решения группой, т.е. лидировал, кто участвовал, а кто нет, какие виды поведения помогли достижению согласия, а какие мешали? Какая была общая атмосфера? Как улучшить принятие решения группой?

 

Приложение к практической части занятия:

Инструкция: «Вы дрейфуйте на яхте в Тихом океане в южной части. В результате пожара большая часть яхты и ее группа уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 2 тысячи км. к юго-западу от ближайший земли.

Ниже дан список 14 предметов, которые остались целыми и невредимыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять десятирублевых банкнот.

Ваша задача – классифицировать 14 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 у второго по значению и так далее, до 14-го – самого наименее важного для вас».

 

 

Ответный лист:

 

 

 

Мой ответ

 

Моя оценка

 

Ответ экспертов

 

Ответ группы

 

«Групповая оценка»

 

Зеркало

 

 

 

 

 

 

 

Канистра с водой

 

 

 

 

 

 

Сетка от москитов

 

 

 

 

 

 

Одна коробка с армейским рационом

 

 

 

 

 

 

Карта Тихого океана

 

 

 

 

 

 

Подушка надувная

 

 

 

 

 

 

Канистра нефтегазовой смеси

 

 

 

 

 

 

Маленький транзисторный радиоприемник

 

 

 

 

 

 

Репеллент, отпугивающий акул

 

 

 

 

 

 

Шесть квадратных метров непрозрачного пластика

 

 

 

 

 

 

Одна бутылка рома крепостью 80гр.

 

 

 

 

 

 

5 метров нейлонового каната

 

 

 

 

 

 

Две коробки шоколада

 

 

 

 

 

 

Рыболовная сеть

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

Оценка экспертов

 

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить в этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

 

Информация о значении каждого предмета для выживания:

 

  1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
  2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денежными банкнотами и спичкой (естественно вне плота) и будет плавать по воде, привлекая внимание спасателей.
  3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для уничтожения жажды.
  4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
  5. Шесть квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихий.
  6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
  7. Рыболовная сеть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
  8. 5 метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
  9. Подушка надувная. Если кто-то упадет за борт, она может служить спасательным средством.
  10. Репеллент, отпугивающий акул.
  11. Одна бутылка рома крепостью 80гр.. Пригодна для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, но употребление во внутрь чревато обезвоживанию организма.
  12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, т.к. не имеет передатчика.
  13. Карта Тихого океана бесполезна без дополнительных навигационных приборов.
  14. Сетка от москитов. В Тихом океане нет москитов.
  15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезны.

 

 

  1. 2.     Упражнение «Землетрясение»

 

Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делать в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорваться к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно учитывать, что шансы первого человека остаться в живых почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего, шансы уменьшаются еще на какой-то процент и т.д.

Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, он погибнет под развалинами. Так что нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение, установить очередность выхода из этой комнаты, потолок который может с минуту обрушиться. Но сначала вы примите это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем рядом с каждой правой стороны поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выйти Саша, так как он самый молодой из нас, второй пойдет Света, так как она …» Принимая решения, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения. Решение принимается, если за него голосуют все члены группы, без исключения.

На игру отводится 20-25 минут. Возможны варианты (обсуждение).

 

Упражнения на невербальное принятие группового решения

 

  1. 1.     Упражнение «Кулак, палец, ладонь».

 

Все участники становятся в круг. Детям предлагается, не договариваясь, на счет три (ведущий считает – раз, два, три) «выкинуть» кулак, большой палец, ладонь; всей группе одно и тоже.

 

Обсуждение: Удалось – не удалось. Что помогло – мешало, был ли один человек, на которую ориентировались или ориентировалась на большинство, что чувствовали. Для психолога упражнение дает дополнительную информацию об уровне развития группы (кулак – выражения агрессии и др.).

 

  1. 2.     Упражнение «Счет»

 

Все участники садятся в круг.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Выполнять задание нужно молча. Садиться обратно нужно только после того, как я скажу «спасибо». Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия, друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше называть большие числа: 5-6-7, затем цифры по-меньше: 1-2-3. В ходе работы психолог блокирует попытки участников группы, обсудить и принять какую-нибудь форму алгоритмизации работы.

 

Вопросы:

 

Что помогало нам справляться с задачами, что затрудняло ее выполнение? На что вы ориентировались, когда принимали решение встать? Какая у вас была тактика? Как можно было организовать работу, если бы у вас была возможность обсудить тактику заранее?

 

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи, необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состояния других людей, согласовывать свои действия с действиями других. Можно в обсуждении «поднять» вопрос инициативы.

 

  1. 3.     Упражнение «Переключатели»

 

Участники группы становятся произвольно в комнате. Ведущий считает: раз, два, три! На счет «три» все участники должны подпрыгнуть и повернуться на 90 гр. В какую–либо сторону. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание, нужно молча, не договариваясь друг с другом.

 

Вопросы для обсуждения:

 

Что помогло и мешало справиться с задачей? Что могло бы помочь решить задачу быстрее? При обсуждении психолог акцентирует внимание на необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику других людей.

 

Часть II. (Заключение).

 

Игры, в которых активизируются все умения.

 

Кроме того, что каждый из нас (беседа) выполняет в жизни множество социальных ролей, ученик, друг, воспитанник и др., мы принимаем на себя определенную роль внутри группы. Такая роль очень важна при решении групповых задач и сохранения группы.

 

Роли, связанные с групповой задачей:

 

-     инициирующий – предлагает идеи;

-     разрабатывающий – разрабатывает идеи и предложения;

-     координирующий – объединяет идеи, пытается координировать действия;

-     ориентирующий – направляет группу к цели., выявляет отклонения;

-     критикующий – критически оценивает идеи;

-     побуждающий к действию – подталкивает к принятию решения.

 

Роли, связанные с групповой поддержкой:

 

-     поощряющий – поощряет других;

-     гармонизирующий – выступает посредником при расхождении мнений, снижает напряжение во время конфликтов;

-     идущий на компромисс – поступается в чем – то своим мнением;

-     пассивно следующий – выступает слушателем.

 

  1. 1.     Упражнение «Круглый аквариум»

 

Участник делится на две группы, образуя «внутренний» и «наружный» круг. Каждый участник наружного круга – наблюдатель. Он наблюдает за одним из участников внутреннего круга. Пытается определить его роль в группе, отмечает все его преимущества и «промахи».

Внутреннему кругу разделяются групповые роли – лидер, звезда, козел отпущения, рядовой и т.д. – каждому. В одном из вариантов «круглого аквариума» психолог предлагает участникам выбрать ту роль, которую они (по их мнению) выполняют в жизни.

А в другом варианте «круглого аквариума» психолог принудительно призывает участника принять на себя ту или иную роль (карточки с ролью).

После данной предварительной подготовки, группе предлагается дискуссия на какую – то заданную тему. Лидер должен задавать тон и вся группа, сориентировавшись в том, кто же у них является лидером, старается поддержать его

идеи.

Задание внешнему кругу при этом состоит в том, чтобы угадать, кто является лидером и по возможности угадать роли остальных членов группы. (проводится в трех модификациях).

 

Вопросы для обсуждения:

 

Удалось ли удержаться в роли лидера, или в другой какой – то, роли? Что чувствовали при этом? Удалось ли выявить лидера? Как себя чувствовала группа с этим лидером?

 

После этого необходимо выйти на тему самооценки детей.

 

Информация психолога:

 

Люди прибегают к четырем типам поведения, чувствуя угрозу отверждения. Реагируя на эту тему угрозу, человек, который не хочет обнаружить собственную слабость, может:

  1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;
  2. обвинять, чтобы другой считал его сильным;
  3. рассчитать все так, чтобы избежать угрозы;
  4. отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу.

Любой из этих четырех типов реагирования способствует поддержание записанной самооценки. Есть другой тип реагирования – уравновешенный и гибкий. При нем отношения открытые, свободные и честные. Люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. В состоянии внутреннего равновесия вы можете по-прежнему заискивать, если хотите, обвинять, если вам нравиться и т.д., но различия, в данном случае состоит в том, что вы будете это делать сознательно и будете готовы к любым последствиям (беседа).

 

  1. 2.     Упражнение «Тройка»

 

Группе предлагается изобразить, например, тройку. Каждый участник выбирает какой-либо элемент – кто-то будет лошадями, кто-то кучером, колесом, каретой, пассажиром, колокольчиком. И.т.д. Все участники встают соответственно своей роли и, таким образом, получае6тся тройка, причем «тройка» должна проехать круг и не развалиться.

После выполнения упражнения участники делятся впечатлениями, как себя чувствовали, согласно выбранным элементам.

 

Например: «Я колесо …» - общие впечатления о тройке с точки зрения «колеса», о поведении отдельных элементов, о функциональных способностях средства передвижения в целом.

Упражнение можно повторять, чтобы участники попробовали себя в разных ролях «тройки». Затем участники делятся впечатлениями о том, в какой роли кому было комфортнее и т.п.

 

 

  1. 3.     Упражнение «Разыгрывание трудных ситуаций в общении»

 

Предположим, что группа выходит на какую-либо ситуацию из жизни, которая является типичной или трудной для всех членов группы или для какого-нибудь участников, ситуация, в которой он не нашел, по его мнению оптимального решения.

Например: отказать приятелю в помощи, ответить на справедливое лили несправедливое обвинение и т.п.

Участник, предполагавший ситуацию, рассказывает подробно о ней, уточняет детали. Затем он режиссирует ситуацию, выбирая вспомогательных лиц взаимодействия.

В стадии завершения хорошо провести короткую дискуссию, обеспечить выражение чувств и обмен впечатлениями. При этом психолог должен вывести участника или группу не осознание того, что этот случай неединственный, что он типичен, и из этой ситуации обязательно существует выход, причем подчеркиваются положительные моменты ситуации и сильные стороны участника.



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Задаем вопросы бессознательному. Упражнение на принятие решения.
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Диагностическое упражнение для семейной пары - как хорошо вы знаете друг друга.
  • Упражнение «Письмо ответы на вопросы»
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Осознание того, что я должен осознать | Ресурсное упражнение
  • Упражнение №1 на каждый день. Отвечаем за свою удовлетворенность жизнью
  • Упражнение «Посмотри на себя глазами любящего человека»
  • Что делать, когда ваша цель отвергается близкими (упражнение)
  • Свои желания. Упражнение для себя
  • Упражнение на сегодня и на каждый день
  • Упражнение «Чтобы мозг не уснул в дороге»
  • Упражнения быстро снять тревогу. Упражнение «Ха-Ма»
  • Если бы по вашей жизни была написана книга (Упражнение)
  • Понять и принять себя (упражнение)
  • Что тебе нужно для счастья? Упражнение
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Определение цели жизни за 20 минут.Упражнение.
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Упражнение 1 - Как найти выход, если кажется, что выхода нет?
  • Откровенность и предметное внимание | Ресурсное упражнение
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Как подружить две части себя – «Домашнюю» и «Рабочую»? Упражнение
  • (Практическое упражнение!) Всего 7 минут! и Вы узнаете, Как на Вас влияет Ваше Окружение!!
  • Сам себе психолог: упражнение против тревоги.
  • 5 вещей, которые могли бы изменить вашу жизнь (Упражнение)
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь