|
Упражнение 1 - Как найти выход, если кажется, что выхода нет?Автор статьи: 404
Как удивительно знакомыми звучат слова:
Земную жизнь, пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу Утратив правый путь во тьме долины
Слышите, как будто фраза или мысленный образ вдруг подаёт знак. Дремучий лес − это символ нашей с вами опутанности. Опутанности обязательствами, обстоятельствами, ответственностью, внушениями, которые как лианы и хищные растения или просто непроходимые кусты сковывают движения и мысли. И, кажется, что нет пути. Данте пытается подняться на холм. Ему мешают не острые колючки и камешки, ему мешают звери. Первой встречается рысь. Джованни Боккаччо утверждал, что это символ похоти. Почему же именно этот недостаток первым встречается у Данте на дороге к совершенству? Надо сказать, что описаны как трое врат, открывающие дорогу в ад – вожделение, гнев и жадность. Однако мне хочется, чтобы мы с вами попробовали почувствовать несколько другое. Мне кажется, есть чувство, которое беспокоит. Мы же можем почувствовать ощущения: И вот, внизу крутого косогора, Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора.
Она, кружа, мне преграждала высь, И я не раз на крутизне опасной Возвратным следом помышлял спастись.
Мы с вами способны почувствовать текст? Вот, кружится рысь. Это яркие пятна. Они предназначены для того, чтобы рысь сливалась с листвой, с ветками. Вместе с листвой, тенями и бликами леса, мелькала и исчезала из вида. Нет, рысь не может выражать похоти. Рысь это тревога. Рысь – это неизвестная угроза, прячущаяся в лесу обусловленности и запутанности. Рысь – это то, что мы сами себе придумываем. Рысь – это то, что невозможно уловить. Рысь – это не столько сама опасность, сколько иллюзия её постоянного присутствия. Рысь – это угроза, которая существует в будущем и не даёт двигаться вверх. Рысь – это ожившие пятна листвы, которые грозят смертью и не дают сдвинуться с места. Рысь – это то, в чём ты не уверен, что оно существует на самом деле, однако ты не можешь избавиться от этого страха, что ты сделаешь один не верный шаг, и тебя съедят. Эта рысь, и эта тревога, эта неуверенность что ты не способен сделать правильный шаг, естественно оказывается не одна. За ней идут лев и волчица.
При виде зверя с шерстью прихотливой; Но, ужасом опять его стесня, Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
Он наступал как будто на меня, От голода рыча освирепело И самый воздух страхом цепеня.
И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет; Немало душ из-за нее скорбело.
Меня сковал такой тяжелый гнет, Перед ее стремящим ужас взглядом, Что я утратил чаянье высот.
И как скупец, копивший клад за кладом, Когда приблизится пора утрат, Скорбит и плачет по былым отрадам,
Так был и я смятением объят, За шагом шаг волчицей неуемной Туда теснимый, где лучи молчат.
Вслушиваясь в звучание Данте, и понимая, что это внутреннее путешествие, такое же как совершаем мы, могли бы почувствовать, что звери значат. Кто они такие во внутреннем путешествии современного человека? Что они значат? Почему не пускают подняться на холм? Бони и Ричард Шауб создавшие на основе систему психотерапии, над вратами своих упражнений повесили простую истину: «Хотите преуспеть? Начните в аду!» Я хочу сказать, если мы с вами хотим почувствовать счастье, добравшись до конца «Божественной комедии», давайте прикоснёмся к аду своих зверей и попробуем понять, почему именно с них начинает Данте своё путешествие. Роль рыси-тревоги, которая сливается с обстоятельствами вокруг. Рыси, которую мы скорее придумываем в своём будущем, чем ощущаем, как реально существующую, и вам легко понять значение образов льва и волчицы. Лев − самый древний образ власти. Царь зверей. Желание царствовать, ну хотя бы над кем-нибудь – вот что останавливает нас перед восхождением на духовный холм. Не важно над кем мы будем властвовать. Кто будет подчинён нам абсолютно: члены нашей семьи, сотрудники, любимые люди, дружеская компания, наши ученики. Не так важно над кем мы хотим царствовать, важно то, количество усилий, которое мы в жизни тратим на это царствование. Это одна из причин по которой мы топчемся в этом самом сумрачном лесу. Если пользоваться русской пословицей, то мы всего-навсего блуждаем между трёх елей. Не так уж он и густ этот лес. Но волчица, я думаю, вы тоже догадались, поскольку Данте говорит об этом прямо: … чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет; Немало душ из-за нее скорбело.
И мы скоро встретимся с этими душами в кругах ада. Алчбы – это желания. Каждый из нас непрерывно чувствует себя худой волчицей между тех самых трёх елей, в которых мы заблудились. Нам всё время чего-то не хватает. А у нашего соседа тут за ёлкой всё время что-то лучше. Волчица – это символ желаний, приводящих к зависти. Избыточных желаний вещей и предметов, которые всё время кажутся нам символами царства. Поэтому волчица и сопровождает льва. Мы всё время бьёмся в иллюзии того, что если мы что-то купим, добудем, сделаем ремонт, купим шикарную электронику и бытовую технику, то мы будем жить как люди. − Вот я куплю новый автомобиль, и тогда я буду лев. Значимый человек, уважаемый человек. Огромное количество душевных сил непрерывно тратится на этих трёх зверей. На тревогу, которая вечно мерещится где-то среди веток будущего. На льва – ради того, чтобы добиться власти. И на волчицу, которая всё время алчет чего-то, пытается чего-то добыть и не добывает ничего. Граница старого и нового, рождение чего-то нового в душе предполагает наше желание измениться. Мы собираемся под одной из елей из тех трёх, возле которых блуждаем и хотим избавиться от всего того плохого, что было в прошлом и найти что-то такое, что обязательно произойдёт в будущем. Мы надеемся на юность и свежесть. Давайте попробуем с помощью Данте понять, что надо сделать для того, чтобы измениться? Это серьёзная работа. Но если она у вас получится, на душе станет легче, а смутное желание измениться, приведёт к тому, что вы выберетесь из своего тёмного леса или из своих трёх ёлок.
Упражнение: Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нём три раза простейшие песочные часы. Если хотите, три галочки, обращённые вершинами друг к другу. Или два конуса обращённые вершинами друг к другу. Они будут символом времени, бесконечности и священных холмов реальной жизни и холмов к которым стремимся. Песок времени должен просыпаться в новое, через конусы. Конусы символически отображают рысь, льва и волчицу, которые не дают сочиться песку Вашего времени. Они мешают песку вашей души просыпаться в светлый холм жизни, поскольку сами они не могут пройти в это горлышко.
Теперь, в первом конусе, в верхней части напишите список не менее чем из 10 песчинок того, чем мешает вам тревога за будущее. Это все ваши страхи, тревоги, сомнения. Например, Я не в состоянии разослать резюме фирмам, расположенным в разных городах, потому что я боюсь, что без связи никого на работу не берут. Я боюсь начинать продавать, потому что я не верю в успех бизнеса. Я боюсь признаться Васе в любви, потому что он меня отвергнет. Я боюсь пойти к стоматологу, потому что боюсь, что у меня настолько больные зубы, что нормальное лечение я не смогу оплатить.
Рысь, которую мы придумываем в ветвях деревьев нашего леса – это наши мелкие будничные повседневные страхи. А теперь, в нижней части первых песочных часов напишите десять возможностей: что могло бы быть, если ваше поведение очистится от страхов, тревог, переживаний.
Например, Я нашёл бы новую хорошо оплачиваемую работу. Я вышла бы замуж за Васю. Я несмотря на возраст научилась бы зарабатывать…
Дальше приступаем к конуса льва. В верхней части берём и честно себе признаёмся в своих желаниях власти, управления, контроля, 10 песчинок, без которых сейчас Вы не представляете свою жизнь, но эти же качества отнимают силы, здоровье, спокойствие и умиротворение. Например: Я хочу управлять своими эмоциями, это даст мне.... Я хочу управлять поведением других людей, это откроет для меня... Я хочу управлять своими детьми (женой, мужем - по отдельности), это придаст мне ... Я ежедневно устраиваю скандалы, потому что не умею доверять. Отдел работает плохо, потому что я не умею доверять сотрудникам. Мои ученики не любят меня, потому что я не обращаю внимание на их индивидуальные особенности. Я учитель, значит я хозяин. Я пошёл работать начальником, для того чтобы быть выше и чувствовать власть над своими подчинёнными. Я пытаюсь добиться от них того, чего хочу, я разучился их слушать. У меня остаётся время отдавать приказы.
А теперь подумайте, что могло бы получится, если бы желание всяческой власти вас покинуло и ваша Душа стало свободной от всего этого. Напишите 10 возможностей.
Например, вместо управления своими эмоциями я научусь их принимать вместо управления поведением других, я потрачу время на самого себя я стану больше доверять людям и принимать их
И приступаем к волчице. Алчбы. Желания чего-то или кого-то. Вся жизнь становится стремлением овладеть. Вверху напишите 10 ваших желаний Например: Я мечтаю о том, чтобы купить…. потому что это есть уже у ...., он может себе это позволить, а я нет. Я хочу участвовать в ...., потому что это повышает мой статус в глазах других Найдите десяток своих «Я хочу»
А внизу песочных часов, когда Вы просачиваетесь в новый мир без волчицы, появляются ВОЗМОЖНОСТИ. напишите, как вы бы могли потратить свою энергию, если бы этого не хотели.
Например: Мне не нужно было бы доказывать свою состоятельность, потому что я уже состоятелен в свой жизни, я знаю, что и без этого я хороший Мой статус таков, каким я его вижу, и мне не важно мнение другого Я получаю свободу Я не тратил бы средства на ненужные мне вещи
Посмотрите на те возможности, которые перед вами открываются, если Вы попадаете в нижнюю часть своих часов времени. Это Ваше время. На что тратите его сейчас (верхняя часть часов) и на как чувствуете себя, читая нижние части?
Я не призываю вас отказывать себе в желаниях или посмотреть правильные они или нет. Просто это напишите. Удивительно, у людей, у которых хватило сил описать эти три конуса, какая-то тяжесть падает с души. Ни от чего не надо избавляться, ни с чем бороться. А просто написать, как сделал это Данте. Мы с вами движемся путям развития, который подразумевает борьбу с собственным самолюбием. И следуя за Данте далеко не только за ним, следуем путём вниз – против самолюбия – в Ад.
Что может быть обыденней леса, в котором ты заблудился? Мы в обыденном лесу непрерывно выбираем один из двух путей. Именно тут, в начальной точке путешествия Данте, люди делятся на тех, кто после первого воскресенья мёртвых будет жить вечно, и тех, кто после второго воскресения сколотившись в компактную толпу пойдёт на штурм Нового Иерусалима. Однако окрестности этого града окажутся местом их окончательной гибели. Они в огненном озере переживут смерть вторую или по апостолу Павлу «погибель вечную». Эти две категории людей разделяет великий рубеж. Этим рубежом является рождение свыше. Рождение свыше это не только и не столько покаяние. С точки зрения психологии наших глубин, покаяние это лишь переход из состояния полной бездумности в состояние размышлений о себе самом и собственных поступках. Это размышление крутится вокруг одной мысли – родится свыше или не родится? В Ветхом Завете своя география. Между покаянием и рождением свыше простирается пустыня. Пустыня – такая же метафора, как и лес. Тоже, только южнее. Это место, где человек может заблудиться в бесконечном однообразии или кажущемся бесконечном однообразии мира, который его окружает. Попытка преодолеть пустыню – написана от Исхода, до книги Иисуса Навина. Целью путешествия в Ветхом Завете была Земля обетованная. Если смотреть по карте, то по прямой пешком было всего несколько дней или недель пути. Однако бог не повёл их по прямой. Если восстанавливать их путь, то люди ходили кругами. И не несколько недель, а сорок лет. Они блуждали в своём собственном сумрачном лесу. И на то были серьёзные духовные основания. Покой Земли обетованной, пройдя круги Ада, могли попасть только те из людей, которые не только решили окончательно отказаться от греха, но и отказаться от конкретных поступков. В Землю обетованную вошли всего несколько десятков человек. Остальные, познакомившись с характером пустыни, предпочли вернуться в Египет, предпочли блуждать по своему жизненному лесу. В пустыне или в лесу мы с вами проводим столько времени, потому что именно здесь принимается окончательное человеческое решение об обращении к одному из двух духовных полюсов Вселенной. И до этого покаяния-размышления о своих волчицах, львах и рысях самостоятельный выбор невозможен, поскольку все деревья леса, каждая песчинка, каждая крупица манны похожи друг на друга. И когда мы говорим о Данте или вспоминаем его проводника Вергилия, мы пытаемся разгадать загадку тех людей и их свойств, которые смогли пройти весь Ад и чистилище к свету. Кто они, которые смогли начать размышлять и пройти этот путь?
Пока к долине я свергался темной, Какой-то муж явился предо мной, От долгого безмолвья словно томный.
Его узрев среди пустыни той: "Спаси, - воззвал я голосом унылым, - Будь призрак ты, будь человек живой!"
Каждому в этом лесу дано обрести своего Вергилия. Этим Вергилием может стать Ваш психотерапевт. Главное осознать, что действительно нужен проводник. Ps: попробуйте найти свой образ животным. Например: рысь, лев и волчица это олицетворение тщеславия, высокомерия и зависти. Попробуйте то же упражнение, выписав 10 стремлений хорошо выглядеть в глаза окружающих (тело, эмоции, духовная часть) и пропустив песок времени запишите 10 возможностей, если бы вы к этому не стремились. О высокомерии напишите 10 вариантов, как вы хотите показат своё превосходство над другими. И так же 10 возможностей, если вы не будете этого делать. О зависти к материальным и нематериальным ценностям других людей, и возможности, которые перед вами откроются, если не нужно будет завидовать.
Путешествия во внутренний мир с помощью "Божественной комедии" открывает нам первый пароль выражения своих намеряний. Упражнение 2: https://www.psyoffice.ru/article/58853/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|