Наша зависимость делает нас рабом, особенно зависимость нашего самоуважения. Если вы нуждаетесь в ободрении и похвале от каждого человека, вы каждого делаете вашим судьей. Ф. Перлз
Каждый хотя бы раз в жизни встречается с критикой в свой адрес. Но лишь немногие способны достойно на нее ответить. Большинство проявляет ненужные эмоции, которые приводят к необдуманным поступкам. Как же научится достойно отвечать на критические замечания?
Никто не любит критику, но обычно в ней есть доля правды. Нужно научиться извлекать из этой правды максимальную пользу. Некоторые замечания помогут измениться в лучшую сторону, если их вовремя услышать.
Человек любит, когда его хвалят, восторгаются им. А критика воспринимается как нечто плохое, способное ввести в депрессию. Но без негативного опыта нельзя добиться значительных успехов. Обоснованная критика - это залог развития, поэтому необходимо научиться ценить ее.
Критика часто воспринимается как оскорбление личности. Но большинство замечаний критикует лишь один аспект личности человека. Например, можно сказать, что человек плохо рисует. Это не оскорбление его личности, а замечание, которое относится к рисунку. Критика отрицательных черт характера, наример, таких как излишняя агрессивность или зависть, никак не затрагивает внутреннее "я". Это лишь эмоции, которые подвержены изменению.
Следует понимать разницу между конструктивной критикой и безосновательной. Довольно неприятно слушать замечания, которые являются ложью. Единственное оружие в подобной ситуации - абсолютное спокойствие и игнорирование оппонента. Любые эмоции станут подтверждением того, что человеку небезразлична критика и в ней есть доля правды. Безосновательная критика не способна причинить вред, если человек при этом сохраняет достоинство.
Выслушав критическое замечание, следует немного подождать. Пусть улягутся эмоции. Иначе поспешный ответ может привести к нежелательным последствиям. Только успокоившись можно отвечать на замечание.
Еще одна распространенная ошибка - реакция не на замечание, а на тон, с которым оно сказано. Очень важно научиться отделять эмоции от полезной информации, которая заключена в критике.
Самым ценным оружием в борьбе с критикой может стать улыбка. Она помогает успокоиться, разрядить обстановку. Увидев улыбку, соперник, может смягчиться и перейти к конструктивному диалогу.
Каждый человек может научиться, достойно отвечать на любые критические замечания. Это очень полезный навык особенно необходим в обществе, где каждый, за редким исключением, критикует каждого.