|
Может ли критика быть полезной?Автор статьи: Скибина Виктория Борисовна
Часто встречаюсь с клиентским запросом «Не могу ‘нормально’ воспринимать критику, чувствую обиду в ответ, как начать реагировать иначе?» Другая, желаемая реакция — это обычно безразличие. Или даже воодушевление. Предлагаю сегодня разобраться с реалистичностью такого запроса и вообще с темой критики. Критика задевает нас. Практически неизбежно, всегда задевает — потому что отклик другого на наш проект/стихотворение/причёску резонирует с извечным человеческим желанием быть принятым, уважаемым, любимым. Поэтому стремление реагировать непогрешимым спокойствием на замечания других не всегда можно удовлетворить в реальности. Особенно если мы говорим про значимые для вас отношения. Если ваша реакция зашкаливает, можно проанализировать то, почему так происходит, какие старые раны (вероятно) задевает чье-то мнение о вас. Особенно критика нас задевает, если она неконструктивная. Это встречается довольно часто и приводит к тому, что мы, вместо того чтобы включить в свой опыт точку зрения другого человека, извлечь для себя пользу и сделать шажок на тернистом пути самосовершенствования, напротив, закрываемся в себе, переживая обиду, злость и уязвленность. Я думаю, первый шаг, который здесь можно сделать — это начать с себя. Ниже расскажу о том, как использовать критику именно в качестве полезного инструмента, а не орудия для разрушения самооценки (в том числе и своей).
💬 Придерживаться конкретики. Это означает, что «мишень» критики — не личность человека, а какой-то аспект его работы/поведения. Ваша цель не обесценить всю деятельность, а указать, что где конкретно вы видите ошибки, в чем их причина, и, если у собеседника есть на это запрос — предложить варианты решения. Важно критиковать только те моменты, которые человек способен исправить (человек с расстройством пищевого поведения, например, не может просто «начать есть нормально», и критика этой части его жизни вызовет только обиду, раздражение и боль). Это и про самокритику, конечно, тоже: мы часто объявляем себя неудачниками, а не разбираем конкретный негативный опыт. Анализировать свое поведение вместо того, чтобы впадать в самообвинения — это навык, которому можно обучиться самостоятельно или с помощью психолога. 💬 Учитывать контекст — например то, насколько человеку было трудно выполнять работу. Если меня сейчас поставить рядом с профессиональным кондитером и попросить нас испечь по торту, то мой результат, конечно, будет в разы слабее, потому что мой уровень кулинарного мастерства лежит где-то в районе нуля. Поэтому и критика для наших результатов была бы разной. В процессе самокритики тоже важно учитывать и свой уровень навыка, и физическое, психологическое состояние. Несправедливо требовать от себя высшего результата, если накануне вы спали 4 часа, или были простужены, и т.п. 💬 Использовать похвалу. Так называемый «принцип бутерброда» — похвала, критика, похвала. Таким образом вы заботитесь о чувствах другого человека. А возможно и расширяете его видение своих результатов — ведь зачастую мы замечаем только плохое. 💬 Оставляйте время на обдумывание. Так как критика чаще всего содержит что-то новое для нас, то важно дать себе (или собеседнику, чью работу вы критиковали) время, чтобы переварить информацию. Иногда нужно отложить саму критику — если человек расстроен или очень устал, то едва ли он сможет извлечь из нее пользу. Обобщить всю эту информацию я бы могла тремя словами — уважение, конкретика, поддержка. Я думаю, что если эти вещи будут присутствовать в вашей критике и самокритике — то от неё будет эффект и польза. Помните, что никто из нас не идеален, но мы всегда можем стать чуточку лучше в правильных условиях.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|