|
Критика. Как воспринимать и как реагировать?Автор статьи: Юлия Таланцева
Критика- она вредная или полезная: как научиться воспринимать критику? Механизм критики научно доказан и объяснён. Оказывается, причины сопротивления ей лежат в далёкой древности. Наш мозг запрограммирован таким образом, что мы закрываемся, чтобы защититься от упрёков. Это опасения, сформировавшиеся у предков относительно выживания, страх оказаться вне племени.
Примеры нашей реакции на критику: Нас сравнивают и критикуют близкие, коллеги и даже случайные знакомые. Некоторые из нас при этом склонны бежать, а другие предпочитают сражаться. Мы ждём, что нас похвалят, и, если происходит обратное, расстраиваемся. В психологии это называется «подтверждение смещения» и означает тенденцию к поиску, продвижению информации, которая подтверждает наши собственные убеждения. А как же альтернативные возможности? 1. "Ну, и что с того?", ‒? скажут непробиваемые, толстокожие персонажи, которых не волнует чужое мнение. 2. "Мистер и мисс восприимчивость", напротив, слишком ранимы. Они реагируют на малейшее замечание и косой взгляд и начинают корить себя. 3. Другие защищаются, оправдываются, ссылаются на причины, от них не зависящие. 4. Агрессивные скажут: "Ой, на себя посмотри!". 5. А есть те счастливые, которые воспринимают всё правильно. Они умеют соизмерять и прислушиваться. Как нужно реагировать на критику.
Да, сначала ответы, скорее всего, будут затрагивать внешний мир, но постепенно станут касаться и вас. Это означает, что дискомфорт исходит не от человека, который подверг вас критике. Причина внутри вас: ею может быть некое убеждение, ошибочное мнение, аналогичная ситуация из прошлого. Окончательный ответ должен быть таким, который поможет убрать дискомфорт и начать действовать. Важно понять: нас критикуют -значит, мы живы и кому-то не безразличны. А это уже повод прислушаться. Критика - мощный катализатор роста.
Зачем люди критикуют. Все мы не совершенны, поэтому критика будет звучать в наш адрес много раз в жизни. Нужно научиться управлять ею, отсеивая всё ненужное и оставляя позитив и конструктив. Человек критикует, чтобы подсказать, или отправляет нам свои собственные разочарования? Это реально или лишь туманная двусмысленная альтернатива? Можно провести один простой, но полезный эксперимент: расскажите о ситуации близкому человеку и спросите, как бы он реагировал на вашем месте. Если выяснится, что вы действительно ошиблись, примите свои ошибки. Послушайте его мнение, подумайте о своем. Посмотрите на ситуацию со стороны. Это, пожалуй, самый трудный шаг,но выгода очевидна. Такой выход из ситуации позволяет нам переориентироваться и двигаться дальше. Признаки плохой критики. И в завершение несколько признаков плохой критики: в её основе лежит собственный отрицательный опыт критикующего, а сама она несёт негативно заряженные эмоции; замечания не основываются на фактах, опыте и знаниях, что можно легко выяснить, начав задавать вопросы; оппонент апеллирует к ненадёжным источникам, ссылается на события и факты, на которые вы не в силах повлиять (погода, кризис, возможная болезнь и т. д.). Слушайте критику, умейте фильтровать то, что вам говорят. И меняйтесь,совершенствуйте себя. Удачи!) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|