В настоящее время существует 6 волн психологии: физиологическая психология, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально - гуманистическая психология, трансперсональная психология, коммуникативная психология и интегративная психология. Коммуникативная методология является необходимой стадией формирования седьмой волны - интегративной психологии (К. Уилбер, В.В. Козлов), которая предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии. Можно сказать, что существуют пять базовых моделей психологии со своими принципами, методологией, предметом и пятью магическими кристаллами, пятью линзами, через которые воспринимают психологи каждого клана психическую реальность совершенно своеобразно. И вот усилия седьмой волны психологии, интегративной, направлены на то, чтобы наладить взаимодействие этих «линз», магических кристаллов с целью сформировать, сконструировать совершенный объектив, адекватно отражающий психическую реальность. Интегративная психология предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителями всех пяти направлений психологии, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению психической реальности. Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех пяти волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненное общей цели, - углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества [1, с 7 - 8]. Другими словами, мы можем сказать, что интегративная психология - это система концепций, методов и техник, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности и раздробленности в сознании, в деятельности и в поведении. А интегративная психотерапия – ряд психотерапевтических подходов, как правило, авторских, ориентированных на интеграцию и восстановление целостности эмоционального, поведенческого, когнитивного, физиологического уровней функционирования, не исключая и духовное измерение. Интегративный подход это чрезвычайно новый подход в истории западной психологии и исходя из своей специфики наиболее продуктивный. Наряду с этим существует множество разнообразных психотерапевтических направлений: арт-терапия, сказкотерапия, телесноориентированная психотерапия, музыкотерапия и т.д. Все они являются системой лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека по средствам различных методик. По нашему мнению, необходимо стремиться к тому, что все психотерапевтические направления основывались на интегративном подходе и соединяли в себе свои первоначальные принципы и принципы интегративного подхода, т.к. только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья, целостности и как следствие гармонии личности, что является одной из важнейших проблем на современном этапе развития общества. Исходя из актуальности данной проблемы мы решили рассмотреть возможность применения интегративного подхода к такому направлению как сказкотерапия, рассмотреть методологические и методические аспекты интегративного подхода в сказкотерапии, для определения ее возможностей и влияния на личность. Так как именно такой подход в психотерапевтическом направление способен в полной мере привести к целостности, гармонии человека и способствовать развитию личности [2, с 200 - 201].
После проделанного теоретического анализа двух новых направлений - мы сделали попытку интеграции двух новых направлений - интегративная психология и сказкотерапия и разработать принципы интегративной сказкотерапии, которая уже начала использоваться в психотерапии. Данные представлены в таблице
Таблица
Принципы интегративной сказкотерапии
№
Принципы интегративного подхода (В.В. Козлов)
Принципы сказкотерапии
(Т.Д. Евстигнеева - Зинкевич)
Принципы интегративной сказкотерапии
1
Принцип целостности.
Подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, мно-гоуровневой, самоорга-низующейся системы, обладающей способ-ностью поддерживать себя в состоянии динамического равно-весия и производить новые структуры и новые формы организации. Принцип целостности в контексте интегративной методологии является в первую очередь принци-пом экологичности и подразумевает следова-ние логике внутреннего процесса трансформации личности.
Принцип базовых Жизненных Ценностей. Психологическое воз-действие происходит на ценностном уровне, сказкотерапевт в своей работе опирается на базовые жизненные ценности
Принцип целостной сказки. Один из основных аспектов интегративного подхода это расширение свободного самосознания и движение вперед, т.е. возможность дать человеку понять кем он хочет и может быть. Для этого необходимо помочь человеку осознать свою жизнь в прошлом, посмотреть на себя со стороны в будущем и только тогда человек сможет понять чего ему не хватает, для того что бы стать тем, кем он хочет стать. Для этого необходимо обращение к трем временам жизни человека - прошлое, настоящее, будущее. В данном случае это можно сделать по средствам сказки которую сочиняет сам человек. Можно написать 3 варианта сказочной истории, о том что было, что есть сейчас и сказка о будущем. Или продолжать написание одной сказки до тех пор, пока в ней не будет четко прописаны три времени. Сказка, как текст в наибольшей степени позволяет обратиться к трем временам жизни.
2
Генетический принцип или принцип развития. Выражается в том, что человеческая психика, личность, группа любого уровня структурной и функциональной слож-ности, имеет множество потенциальных направ-лений своего развития. Эти направления опреде-ляются в критических точках — точках кризисного состояния, где личность, или группа, делает выбор в отношении пути своего дальнейшего развития.
Принцип Жизненной Силы. Для положительных измене-ний нужна Жизненная Сила, сказкотерапевт укрепляет веру человека в собственные силы, закла-дывает позитивную жиз-ненную программу, учит человека копить, восста-навливать и познавать собственную силу
Принцип жизненных путей. В данном случае применяя генетический принцип к сказкотерапии мы делаем упор на возможные эффективные варианты развития жизненного сценария человека по средствам сказки и перекладывание их на жизнь пациента. После написания сказки, пациент прописывает несколько возможных вариантов истории в будущем (или психолог сам пишет их к данной сказки) и человек на бессоз-нательном уровне выбирает тот вариант который хотел бы и мог реализовать в своей жизни. Здесь же, действует другой принцип интегративного подхода - принцип многомерности истины.
3
Принцип обусловленности. Психическое пространст-во представляет собой систему взаимосвязан-ных пространственно - временных сознательных и бессознательных структур (гештальтов, целостностей психичес-кой реальности, систем конденсированного опы-та и т.п.), между которыми существует энергоин-формационное взаимо-действие внутри психики; характер этого взаимо-действия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром. Принцип обуслов-ленности подразумевает существование не только линейных причинно - следственных отноше-ний "здравого смыcла", но и каузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между событиями внут-реннего и внешнего мира.
Принцип многогранности. «Проблемное видение» ситуации возникает тогда, когда рассматривается лишь одна или две ее грани, в то время, когда их значительно больше. На основании третьего принципа сказкотерапевт старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наиболь-шего спектра ее граней. В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Принцип архетипа.
В данной работе, в дальнейшем мы будем рассматривать развитие личности и основой будет теория личности К.Г. Юнга, где говорится о системах личности и энергообмене между этими системами. Применяя принцип обусловленности к сказкотерапии, в данном случае обратимся к архетипу который находится в бессознательном и который является основой теории К.Г. Юнга. В каждой сказке есть архетипы и человек сочиняя сказку проецирует в нее свои бессознательные архетипы. В данном случае, когда человек находится в кризисном состояние то наполняет свой архетип исходя из своего состояние. Задачей интегративной сказкотерапии является наполнение архетипа человека таким содержанием, которое бы вывело человека из состояния кризиса.
4
Принцип позитивности. Принцип позитивности подразумевает центриро-вание специалиста и клиента на положи-тельном опыте. Одним из первых шагов в психосоциальной работе является нахождение позитивных смыслов в проблемном состоянии, если это удастся, клиент может быть впервые получает возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.
Главный смысл принципа позитивности в том, что сонастроенность человека с положительными состояниями обеспечивает его высокой степенью энергии, доступом к творческим ресурсам, эффективными навыками саморегуляции, проявле-ния в социуме. Выражением принципа позитивности для пациента является осознание им необязательности страдания ради того, чтобы жить в соответствии со своими потребностями, возмож-ностями и способностями творить положительные переживания в собственной жизни
Принцип осознанности – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развиваю-щихся событиях
Принцип позитивного опыта. Принцип позитивности в интегративном подходе соотносится с принципом Базовых жизненных ценностей в сказкотерапии. Психотерапевт пишет такую сказку которая отражала бы жизненную ситуацию и душевное состояние клиента на данный момент и показывает в сказке все позитивные моменты которые человек мог бы взять из данной ситуации.
5
Принцип соотнесенности. Подразумевает соответст-вие характера и интен-сивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики
Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуация
Принцип соответствия. Данный принцип говорит о том, что для каждого пациента необходимо подбирать ту сказку, которая в большей степени будет подходить возрасту пациента, его состоянию на данный момент, уровню сознания.
6
Принцип потенциальности. Исполь-зование этого принципа предполагает, что индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления кризисного состояния, фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватность самопод-держки. На взгляд Козлова, каждый человек обладает тенденцией к саморазвитию и потен-циальностью, интенцией к целостности, большей свободе. Раскрытие потен-циальности может быть достигнута на разных уровнях и не обязательно включать в себя так называемый духовный уровень
Принцип творчества.
Принцип потенциальности в интегративном подходе отождествляется с принципом Жизненной силы в сказкотерапии. Здесь применимо любое творчество связанное со сказкой, волшебством, разыгрыванием различных ролей и продумывание сцена-риев. В состояние творчества будут мобилизироваться все творческие силы которые есть у человека. Основная цель данного принципы - возродить творческий потенциал человека. По средствам этого расширить границы свободного сознания и дать человеку почувствовать свою внутреннею силу.
7
Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапев-тический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся зачастую их полноте и универсаль-ности являются спра-ведливыми лишь при определенных обсто-ятельствах и с известной долей вероятности. Наш разум производит объяснения, а реальность снисходительно принимает любое из них [3, с. 363 - 365]
Принцип жизненной многогранности. Этот принцип соотносится с одним из принципов сказкотерапии. Говорит о том, что надо научить клиента смотреть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и с точки зрения разных людей. С точки зрения этого принципа любая проблема может иметь несколько вариантов решения и с точки зрения разных людей может нести множество разнообразных смыслов для одного человека. По средствам сказки и сказочных героев можно спроектировать любую ситуацию, для любого человека. Из множества смыслов и точек зрения, отраженных в сказке человек бессознательно выберет ту, которая в наибольшей степени ему близка [4, с. 16]
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что принципы интегративного подхода в небольшой степени схожи с некоторыми принципами сказкотерапии. И мы, сделали попытку интегрировать принципы интегративного подхода с методологическими основаниями сказкотерапии. И таким образом положить начало разработки методологических оснований нового и более эффективного метода - интегративной сказкотерапии, принципы которого будут более расширенны, многогранны и более эффективны для восстановления целостности личности и всех ее систем. Таким образом:
Интегративная сказкотерапия - направление в практической психотерапии, которое используя принципы интегративного подхода и методологические основы сказкотерапии способствует развитию гармоничной личности, посредством дифференциации и объединения систем личности через постижения и трансформации природы человека через сопровождаемое символическое и метафорическое интегрирование посредством волшебных, сказочных, мифологических текстов, историй, предметов силы и действий, имеющих трансперсональный потенциал и родовую архетипическую энергию.
Список используемой литературы
1 Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии / В.А. Мазилов // Седьмая волна психологии. - Ярославль, 2009. - С. 7-8
2 Мазилов В.А. Современная российская психология: поиски новой методологии / В.А. Мазилов // В сб.: Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В.В. Козлова - Ярославль: МАПН, 1998. - С. 200 - 201
3 Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект / В.В. Козлов, В.В. Майков. - М., 2007. - 424с.
4 Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.