|
Принцип четверичности. От Аристотеля до Юнга.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Эта статья, представляющая собой цитату Эдварда Эдингера, может служить прекрасным дополнением опуликованных мною статей, посвященных юнгианскому анализу рисунка. В этом отрывке мы снова возвращаемся к круговороту 4 функций или стихий, первоэлементов. С моей точки зрения, этот отрывок добавляет ясности в алгоритм интерпретации изображения. Любая сущность, согласно Аристотелю, имеет четыре основы, четыре aitia своего существования. Мы видим, что четверичность образующего принципа также владела умом Аристотеля, как и Эмпедокла, который говорил, что вся реальность основана на четырех элементах. Четыре причины, согласно Аристотелю, таковы: материальная причина, формальная причина, двигающая или действующая причина и конечная причина.Вот пример Аристотеля:Представьте, что у нас есть бронзовая статуя божества. Материальная причина – это то, что статуя бронзовая, то есть из чего сделана статуя; это достаточно неточное использование слова «причина», как мы думаем, но это слово имело еще более неточное значение. Одна из основ существования статуи – это материал, из которого она сделана, бронза. Ее формальная причина – это образ, по которому она была создана, что был в уме скульптора. Возможно, есть и другие образы Зевса, но у скульптора был именно этот образ в уме; и образ, который сам по себе бестелесен, - это формальная причина. Двигающая или действующая причина – это скульптор, который делает работу, кто производит форму и заполняет ее бронзой, и конечная причина – это цель всей операции, которая, мы думаем, - это украшение храма Зевса. И, таким образом, конечная причина – это почитание бога.Есть психологические параллели с этими четырьмя причинами.Грубо говоря, мы можем сказать, что ощущения говорят нам о существовании чего-то, что это является фактом, и что это там. Это соотносится с материальной причиной. Мышление говорит нам, что это, к какой категории оно принадлежит. Это дом? Это стол, стул? Это будет формальной причиной, определенной мышлением. Чувства говорит нам, нравится нам это или нет, и это не совсем двигающая причина, но точно определяет, будет ли эта вещь двигаться к нам или от нас. И наконец, интуиция говорит нам, откуда это пришло и куда уходит, и это имеет некоторые параллели с Аристотелиевской конечной причиной. Это не точные эквиваленты, четверичность действует в различных контекстах похоже, но не одинаково.Четыре причины сна могут быть описаны таким же образом.Материальную причину сна в большинстве случаев можно увидеть в событиях личной жизни сновидца, предшествовавших сну. Так часто происходит, и образы снов – это иносказание тех событий. Формальной причиной сна будут архетипические образы, которые выражены в нем. Двигающей или действующей причиной мы назовем динамический аспект Самости. Конечной причиной сна будет его цель, которую мы постигаем, когда находим смысл сна. Его целью может быть компенсация одностороннего сознательного отношения или, в общем, увеличение осознанности. Таким образом, четыре причины могут быть соотнесены и со снами.(Эдвард Эдингер "Душа в античности") Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|