Возможности и ограничения интегративного подхода в психологическом консультировании (психотерапии)

Одним из бесспорно значимых компонентов интегративного подхода для меня является возможность использовать различный комплекс техник и методов, принадлежащих к разным школам и направлениям. Интегративный подход ведет возможный диалог с представителями самых крупных школ, таких как: психоанализ, гуманизм, экзистенциализм и т.д. «Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненного общей цели, - углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества.» (1) На основе диалога происходит синтез различных теорий, терапевтических и диагностических инструментов. Интегративный подход можно сказать занимает позицию «над» и оттуда может более осмысленно провести анализ и тем самым формирует что-то новое и целое. 

Методологическая позиция интегративного подхода заключается в том что она соединяет непротиворечивые теоретические и практические компоненты, создавая при этом новое и уникальное.

Важно также сказать, что в каждом ортодоксальном направлении есть множество своих интегративных подходов. Под интегративным подходом здесь следует понимать, что теоретическая позиция так или иначе проходит через личность человека, и в эту теоретическую позицию вкрапляется личностное видение. Нет двух психоаналитиков, которые бы провели идентично сессию с одним и тем же клиентом. В этом кроется и отрицательная сторона интеграции, даже если бы мы и хотели отказаться от нее, все равно она остается, а чистый психоанализ есть только на страницах книг Фрейда. Следствием являются размытые рамки направления, неспособность прийти к пониманию даже внутри школы.

Г.С. Абрамова пишет: «Думается, что прежде чем начинать профессиональную деятельность, психотерапевту имеет смысл сдать самому себе экзамен на осмысление основных проблем, воплощающих сущность человека, пересмотреть тот арсенал философских аксиом, которые он будет нести своим пациентам».(2) Личностная интегративная позиция определяется умением задавать себе вопросы и отвечать на них.  Если я как терапевт буду верить в  постулаты своей школы, не ставя их под сомнение и не брать в расчет свое собственное мнение, это прямо будет отражаться на моем взаимодействии с клиентом. Клиент будет чувствовать мою неконгруэнтность, творческий компонент будет биться о стены моей закостенелости. Принципиально важным является собственное видение человеческой природа, процесса консультирования (психотерапии), место человека в мире и т.д.

Отличие интегративного подхода от элективного

Существует принципиальное отличие интегративной психотерапии от эклектической:

  • эклектическая психотерапия ориентирована на метод и ситуативный результат;
  • интегративная психотерапия ориентирована на идею, стоящую за любым методом и предвосхищаемый результат.(3)

Иначе говоря, элективная психотерапия ориентируется на метод,  интегративная психотерапия на идею.

Я считаю, что каждый человек уникален и многогранен, для каждого нужен свой подход. Интегративный подход позволяет взглянуть на человека под всеми углами. Какому-то по душе быстрая краткосрочная проблемно-ориентированная работа, кому-то медленный процесс погружения в свою субъективность и реорганизация себя. У клиентов свое представление о терапии и свои цели. И конечно в современной реалии быстрой текучести и большого запроса на психологическую помощь психолог должен обладать большим количество инструментария.

Как обучающийся искусству консультирования я нахожусь в постоянном поиске, нахождении своего стиля и ведения работы. В консультативной  практике я стараюсь применить большой спектр техник, которые помогут мне для выявления психогенного материала. И если я вижу, что клиента задевают мои слова или трогают, он на нах эмоционально реагирует, то я продолжаю путь в том ключе, который был изначально т.е. придерживаюсь взгляда одной из школ на эту проблему в данном случае с данным клиентом, не забывая при этом и свое видение происходящего и видение клиента, сидящего на против меня.

 

Терапевт, придерживающийся интегративного подхода, делает работу не только более разносторонней, не только является более эффективным и может обслуживать большее число людей с их проблемами, но и дает свободу клиенту, подход может меняться в зависимости от клиента и, стать более подходящим для него.

Также можно сказать, что интеграция стала движущей силой психотерапии, создавая новый подход, вбирая «лучшее» по мнению создателей направления, что есть в психотерапии. Эта новая школа обогащается опытом, формулирует и додумывает все свои позиции и благодаря интегративности готова всегда к изменениям. Примером может служить «гештальт терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов»».(4)

Моя личная интеграция произошла на стыке идей гуманизма-экзистенциализма и психоанализа. Психоанализ, по сути - основа любой терапии. Практически все субъективно-ориентированные школы берут в учет защитные механизмы, наличие бессознательного, работают со снами, определяют характер в классификации психоаналитиков. Идеи о подавлении желаний, стремление к власти, наличие архетипов, все это может существовать с идеями о человеческой свободе, о том, что человек сам творит свою судьбу, о бытийных данностях, с которыми человеку приходится жить и т.д. Мне кажется, эти два направления имеют больше точек соприкосновения, чем противоречий. Более того, они дополняют друг друга. Все школы по эффективности равноценны, у всех есть то, что их объединяет - стремление понять человека. 

Мой личный опыт знакомства с интегративными подходами позволил более четко определиться и сформировать более устойчивую идентичность, видение себя, обогатил теоретическими и практическими компонентами. В частности, я познакомился с экзистенциальным анализом Лангле, и его экзистенциальными вопросами, которые он ставит перед человеком.

  • Имею ли я право жить?
  • Нравиться ли мне жизнь?
  • Имею ли я право предъявлять себя миру?
  • Ценю ли я себя?

Работа с фантазиями и снами в гештальт-терапии. Этот опыт меня изменил, я был не просто наблюдателем со стороны, а клиентом. Попробовал на себе все богатство мысли.

Литература

  1. Козлов В.В., Интегративная психология
  2. Абрамова Г С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - М:А кадемический проект, 2003. – 496 с
  3. Лаврова О. В. Интегративный подход и групповая психотерапия
  4. Александров А. А. Интегративная психотерапия


Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Жизнь на песке, или песочная психотерапия в призме интегративного подхода
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Интегративный подход в психотерапии
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Мой клиентский опыт: что для меня психотерапия
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • Все, что вы хотели знать о психотерапии, но боялись спросить - в помощь клиенту
  • Как понять, что мне доверяют? Нестандартный подход
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Что вы говорите перед тем, как сказать Прощай? Психотерапия Горя.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь