|
Возможности и ограничения интегративного подхода в психологическом консультировании (психотерапии)Автор статьи: Греков Илья Игоревич
Одним из бесспорно значимых компонентов интегративного подхода для меня является возможность использовать различный комплекс техник и методов, принадлежащих к разным школам и направлениям. Интегративный подход ведет возможный диалог с представителями самых крупных школ, таких как: психоанализ, гуманизм, экзистенциализм и т.д. «Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненного общей цели, - углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества.» (1) На основе диалога происходит синтез различных теорий, терапевтических и диагностических инструментов. Интегративный подход можно сказать занимает позицию «над» и оттуда может более осмысленно провести анализ и тем самым формирует что-то новое и целое. Методологическая позиция интегративного подхода заключается в том что она соединяет непротиворечивые теоретические и практические компоненты, создавая при этом новое и уникальное. Важно также сказать, что в каждом ортодоксальном направлении есть множество своих интегративных подходов. Под интегративным подходом здесь следует понимать, что теоретическая позиция так или иначе проходит через личность человека, и в эту теоретическую позицию вкрапляется личностное видение. Нет двух психоаналитиков, которые бы провели идентично сессию с одним и тем же клиентом. В этом кроется и отрицательная сторона интеграции, даже если бы мы и хотели отказаться от нее, все равно она остается, а чистый психоанализ есть только на страницах книг Фрейда. Следствием являются размытые рамки направления, неспособность прийти к пониманию даже внутри школы. Г.С. Абрамова пишет: «Думается, что прежде чем начинать профессиональную деятельность, психотерапевту имеет смысл сдать самому себе экзамен на осмысление основных проблем, воплощающих сущность человека, пересмотреть тот арсенал философских аксиом, которые он будет нести своим пациентам».(2) Личностная интегративная позиция определяется умением задавать себе вопросы и отвечать на них. Если я как терапевт буду верить в постулаты своей школы, не ставя их под сомнение и не брать в расчет свое собственное мнение, это прямо будет отражаться на моем взаимодействии с клиентом. Клиент будет чувствовать мою неконгруэнтность, творческий компонент будет биться о стены моей закостенелости. Принципиально важным является собственное видение человеческой природа, процесса консультирования (психотерапии), место человека в мире и т.д. Отличие интегративного подхода от элективного Существует принципиальное отличие интегративной психотерапии от эклектической:
Иначе говоря, элективная психотерапия ориентируется на метод, интегративная психотерапия на идею. Я считаю, что каждый человек уникален и многогранен, для каждого нужен свой подход. Интегративный подход позволяет взглянуть на человека под всеми углами. Какому-то по душе быстрая краткосрочная проблемно-ориентированная работа, кому-то медленный процесс погружения в свою субъективность и реорганизация себя. У клиентов свое представление о терапии и свои цели. И конечно в современной реалии быстрой текучести и большого запроса на психологическую помощь психолог должен обладать большим количество инструментария. Как обучающийся искусству консультирования я нахожусь в постоянном поиске, нахождении своего стиля и ведения работы. В консультативной практике я стараюсь применить большой спектр техник, которые помогут мне для выявления психогенного материала. И если я вижу, что клиента задевают мои слова или трогают, он на нах эмоционально реагирует, то я продолжаю путь в том ключе, который был изначально т.е. придерживаюсь взгляда одной из школ на эту проблему в данном случае с данным клиентом, не забывая при этом и свое видение происходящего и видение клиента, сидящего на против меня.
Терапевт, придерживающийся интегративного подхода, делает работу не только более разносторонней, не только является более эффективным и может обслуживать большее число людей с их проблемами, но и дает свободу клиенту, подход может меняться в зависимости от клиента и, стать более подходящим для него. Также можно сказать, что интеграция стала движущей силой психотерапии, создавая новый подход, вбирая «лучшее» по мнению создателей направления, что есть в психотерапии. Эта новая школа обогащается опытом, формулирует и додумывает все свои позиции и благодаря интегративности готова всегда к изменениям. Примером может служить «гештальт терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов»».(4) Моя личная интеграция произошла на стыке идей гуманизма-экзистенциализма и психоанализа. Психоанализ, по сути - основа любой терапии. Практически все субъективно-ориентированные школы берут в учет защитные механизмы, наличие бессознательного, работают со снами, определяют характер в классификации психоаналитиков. Идеи о подавлении желаний, стремление к власти, наличие архетипов, все это может существовать с идеями о человеческой свободе, о том, что человек сам творит свою судьбу, о бытийных данностях, с которыми человеку приходится жить и т.д. Мне кажется, эти два направления имеют больше точек соприкосновения, чем противоречий. Более того, они дополняют друг друга. Все школы по эффективности равноценны, у всех есть то, что их объединяет - стремление понять человека. Мой личный опыт знакомства с интегративными подходами позволил более четко определиться и сформировать более устойчивую идентичность, видение себя, обогатил теоретическими и практическими компонентами. В частности, я познакомился с экзистенциальным анализом Лангле, и его экзистенциальными вопросами, которые он ставит перед человеком.
Работа с фантазиями и снами в гештальт-терапии. Этот опыт меня изменил, я был не просто наблюдателем со стороны, а клиентом. Попробовал на себе все богатство мысли. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|