|
Феноменологический подход и процессуальная диагностика в клиент-центрированной психотерапииАвтор статьи: Галина Чикова
*** В клиент-центрированной психотерапии мы опираемся на феноменологический подход к пониманию личности клиента. Согласно феноменологическому подходу, именно субъективная способность индивидуума постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека: субъективные восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Мы выстраиваем терапевтическую работу через понимание субъективной реальности клиента: понимание его восприятия мира вокруг и самого себя в окружающем мире; его отношения к миру и к самому себе; его способов реагирования на воспринимаемую реальность и особенностей взаимодействия с миром и построения отношений с другими людьми, продиктованных его субъективным восприятием действительности. Субъективный мир человека, закладываясь в раннем детстве на основе его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми, формируется в течение всей жизни. Таким образом, в психотерапии мы одновременно имеем дело с тем, что «заложено» в структуру личности индивида (т.е. с личностью клиента как «системой», сложившейся до знакомства клиента и терапевта), и с живым, происходящим здесь-и-сейчас на терапевтической сессии опытом взаимодействия клиента и терапевта (т.е. с «процессом» изменения феноменологического опыта клиента). Этот одновременно системный и процессуальный характер психотерапии в наибольшей степени проявляется, когда мы обращаемся к процессуальной диагностике («diagnostics by process», W. Keil) как к терапевтическому инструменту. В то же время процессуальная диагностика помогает нам выстроить такое взаимодействие с клиентом в терапевтических отношениях, учитывая его индивидуальные особенности, которое способствует самопониманию клиента и встраиванию нового опыта в его феноменологическое поле («процессуальная» составляющая процессуальной диагностики). С этой точки зрения психодиагностика в клиент-центрированном подходе – не просто процесс, но бесконечный процесс, потому что в терапии у клиента появляется новый опыт – а появление нового опыта неизбежно влияет на уже прожитый опыт, привносит своё, что-то дополняет, что-то опровергает, что-то подвергает сомнению, что-то утверждает и проч. По мере приобретения нового опыта в терапии меняется сама личность. Эти изменения могут быть не видны сразу, но мы их всё время должны иметь в виду, подразумевать их и опираться на это подразумевание. Поэтому проверка и пересмотр терапевтических гипотез понимания будет неотъемлемой частью процессуальной диагностики. Терапевт делает "наброски" о структуре личности клиента и предположения об истоках неконгруэнтности (что такое могло происходить или чего не доставало в прошлом опыте клиента, что сказалось на его восприятии мира и себя в этом мире; выражении себя, своих мыслей, чувств и эмоций; реагировании на события, внешние и внутренние импульсы; способах выстраивания отношений с другими людьми и проч. в его сегодняшней жизни) и, по мере продвижения в терапевтическом процессе, корректирует, дополняет и расширяет своё понимание вместе с клиентом. Процессуальная диагностика начинается с первого контакта клиента и терапевта и заканчивается только с окончанием терапии. Первый контакт с клиентом – звонок, письмо, первая встреча, первые слова, невербальные проявления клиента, это всё с первых секунд взаимодействия – уже начало диагностики, уже материал для выработки гипотез понимания. Процессуальная диагностика продолжается также между сессиями – во время рефлексии и саморефлексии терапевта, на супервизиях и интервизиях. И, конечно, процессуальная диагностика в полной мере разворачивается на терапевтических сессиях при взаимодействии с клиентом. Каким образом это происходит? Благодаря удержанию внимания терапевта на текущем моменте и изменениях в текущем моменте («моментах движения в процессе» по Роджерсу): - что происходит с клиентом (его эмоции, переживания, реакции, поведенческие особенности, вербальные и невербальные проявления и проч.), - что происходит с терапевтом (резонанс терапевта на то, что происходит/ не происходит с клиентом), - что происходит между ними (как клиент и терапевт ощущают себя во взаимодействии друг с другом, в каких «ролях» обнаруживают себя, как выстраиваются их отношения). Фоном для всего этого является контекст, который терапевт также удерживает во внимании и к которому периодически обращается – всё, что терапевт уже знает и узнаёт о клиенте, сопоставляется с тем, что происходит здесь-и-сейчас. Схематически мы так можем изобразить области внимания терапевта в процессуальной диагностике: Процессуальная диагностика позволяет нам следовать за изменениями, происходящими в феноменологическом опыте клиента, сохраняя при этом целостное понимание его личностной структуры. Выстраивая гипотезы понимания клиента, терапевт выбирает, на что обратить внимание, к чему и как обратиться в терапевтическом процессе, и тем самым приближает клиента к большему пониманию самого себя. Расширяющееся и углубляющееся самопонимание, изменение самоотношения, приобретение нового опыта переживания клиентом своего Я запускают динамику продвижения в терапии. Карл Роджерс пишет: "…моё понимание дает им возможность изменяться. Оно дает им возможность принять собственные страхи, причудливые мысли, чувство горя и упадок духа, так же как и свое мужество, доброту, любовь и нежность. И их опыт, и мой говорят о том, что если кто-то полностью понимает их чувства, они сами становятся способны принять их. И после этого клиенты обнаруживают, что и чувства, и они сами – изменяются. Понимаю ли я женщину, которая чувствует, что у нее в голове крюк, за который другие водят ее повсюду, или мужчину, чувствующего, что никто так не одинок и не отделен от других людей, как он, – это понимание важно для меня. Но так же и даже более важно то, что тебя понимают, для человека, которого понимают". Таким образом, не «постановка диагноза» является целью процессуальной диагностики в клиент-центрированном подходе, а более глубокое и полное понимание личности клиента, особенностей его личности, истории возникновения и формирования этих особенностей, понимание того, как эти особенности сказываются на его самоощущении и мироощущении – и, опять же, не для того, чтобы «исправить» или «вылечить» клиента, а чтобы помочь ему узнать, понять, познать самого себя, найти недостающие фрагменты своего Я (отвергнутые или искажённые), интегрировать ранее непонятое и непринятое в свою Я-концепцию, сдвинуться от заданности и ригидности существования к живому актуальному проживанию собственной жизни. Это путь к целостности клиента. В итоге – это путь к «полноценно функционирующей личности», как её определял К. Роджерс.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|