|
Диагностика в психологии. Ориентация клиентаАвтор статьи: Лоик Александр Николаевич
Всем доброго времени суток. Сегодня я решил отдохнуть от Magellano University, и порассуждать на смежную тему, я бы даже сказал, непосредственно относящуюся к диагностике. Вопросы, которые меня волнуют каждый раз, когда я сталкиваюсь с необходимостью проводить диагностические процедуры: - Как добиться искренних ответов? - Будут ли результаты достоверны? - Как избежать социально-желаемых ответов? И, с сожалением, вынужден констатировать, что панацеи не существует. Нет ни одного способа избежать этих проблем, который бы работал в 100% случаев. Однако, есть способы, которые могут помочь нам получить более или менее адекватные ответы (но, опять же, прошу заметить, что гарантировать это однозначно невозможно). Способ 1-й. Правда/ложь.В некоторых методиках вводится так называемая шкала лжи. Чаще всего она представляет из себя серию вопросов, которые предполагают однозначный ответ. Наличие другого ответа, может свидетельствовать о желании испытуемого дать социально желаемый ответ, казаться лучше. Естественно, что таких вопросов несколько и мы говорим о недействительности результатов в том случае, когда около половины вопросов получают определенный ответ. Внедрение шкалы правды/лжи, чаще помогает при работе с подростками. Поскольку более взрослые люди могут спрогнозировать реакции на вопросы и предполагать, какой ответ должен быть "правильным". И с этой ситуацией часто можно столкнуться при диагностике соискателя на вакантную должность. Разумный человек, может предположить (или твердо знать), какие качества от него ожидают и в опросниках продемонстрировать ответы, соответствующие этим ожиданиям. Способ 2-й. Противоречия.Достаточно длинные методики или опросы могут содержать практически идентичные, повторяющиеся вопросы. Подобные повторы очень часто служат для проверки адекватности отвечающих. Предполагается, что последовательные ответы (то есть одни и те же ответы на дублирующие вопросы) говорят об адекватном заполнении методики. Человек внимательно прочитал вопросы и ответил на них искренне. Ведь неискренние ответы, не отражающие реальное положение дел, достаточно быстро могут быть вытеснены и на следующий вопрос Вы получите совсем другой ответ. Или же наш испытуемый даже не затрудняется вчитываться в вопросы и отвечает как попало. Способ 3-й. Призыв.Этот способ мы используем чаще всего. Заключается он в актуализации для испытуемого искренности в ответах. Перед началом диагностики задача консультанта объяснить простыми словами. Тест используется для диагностики (качеств, черт личности, темперамента, характера, акцентуаций и т. п.). Полученные результаты будут соответствовать действительности и помогут человеку разобраться в себе, понять какие-то особенности, только в случае искренних ответов, отражения наиболее типичного поведения. Когда человек говорит о себе, какой он есть, а не каким он хотел бы быть. Очень важно это проговорить и родителям (если дети пришли с родителями) и самим детям. Ведь желание узнать больше о себе может превзойти стремление показаться лучше. Человек, который заполняет тест самостоятельно, заинтересован в достоверных результатах. Напомните ему об этом. Только так можно получить адекватный срез и использовать эту информацию для дальнейшего развития и необходимой коррекции. В случаях, когда человек вынужден заполнять методики не по своей воле ожидать искренности не приходится и все будет зависеть только от открытости и ответственности испытуемого. Очень важно создать правильную мотивацию для заполнения методики. В профдиагностике мы сталкиваемся с этой же проблемой. И перед проведением диагностических процедур будет правильно провести мотивирующую беседу. Испытуемый должен понимать, что это его инициатива, его собственная ответственность. Отсутствие достоверных результатов не принесет ему пользы, лишь потерянное время. Только искренние ответы позволяют получить достоверные данные и использовать их для самопознания и саморазвития. Всегда помните об этих особенностях диагностики. Это позволит Вам избежать преждевременных выводов, и скоропалительных умозаключений, не соответствующих реальному положению дел. Именно в ходе консультации, беседы с человеком мы имеем возможность выяснить соответствие результатов, узнать причины, вызывающих сомнения ответов и т. д. и т. п. Консультация при профдиагностике позволяет Вам получить качественную обратную связь. Прояснить детали. Сформировать более полную картину. В том числе и поэтому консультация играет значимую роль при прохождении диагностических процедур. Все ли я способы отметил? Думаю, что нет. Поделитесь пожалуйста своим опытом. Лоик Александр Николаевич Педагог-психолог по напралению профориентации. Сертифицированный консультант по методике Magellano University. По всем вопросам диагностики и проведения консультаций по профориентации Вы можете обращаться в личку или по почте: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|