В понимании современного жителя мегаполиса шоппинг – это форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов, обычно в торговых центрах покупки товаров — одежды, обуви, аксессуаров, подарков, а также комплекс, включающий в себя попутные развлечения (детские площадки, рестораны, кафе, кино и пр.).
Существует ли у людей зависимость от шопинга?
Формирование нарастающего влечения к совершению покупок зависит от характерологических особенностей человека и его личных проблем, сформированных в раннем детстве стереотипов поведения, насколько он удовлетворен жизнью и ценен сам для себя. Шоппинг социально приемлем и одобряем, но если человек уходит от всех интересов и зацикливается только на шоппинге, как способе удовлетворения своих потребностей, то это зависимость.
На ваш взгляд, уместно ли назвать это шоппингоманией?
Зависимость от шоппинга называется шоппинг-аддикция, в народе шоппоголизм. Можно сравнить с игровой зависимостью, человек теряет контроль над тратой денег, не в состоянии остановиться, когда доступные средства потрачены, приобретает желаемые вещи в долг. Покупки помогают почувствовать себя увереннее, повысить свою самооценку, приобрести потерянный смысл жизни, временно исчезает чувство одиночества, изолированности, возникает иллюзия безопасности, защищенности.
Считаете ли вы, что это вредит людям? Можно ли назвать болезнью?
Шоппинг-аддикция вызывает значительные отрицательные последствия, это источник нарушения эмоционального, психологического и личностного уровней. Шоппинг, как и другие зависимости начинается с сильной эмоциональной фиксации на акте совершения покупки. Формируется в детстве - первые подарки, сладости, одежа, магазины. Если родители посещают магазины с завидным постоянством, дети привыкают к такому ритуалу и шантажируют родителей постоянно требуя покупок, устраивая скандалы в магазинах, если родители им отказывают. Покупка выступает, как подкрепление удовольствия. В возрасте 3-5 лет ребенок начинают верить, что обладая какой-то вещью, он демонстрирует личные качества, ощущая свое превосходство над сверстниками. В следствие чего у него формируется установка, что качество личности зависит от того, какие игрушки у тебя есть. Часто можно услышать от родителей «если ты будешь послушный, мы купим тебе игрушки, а если не будешь слушаться ничего не получишь», данная установка усваивается и во взрослом возрасте человек, чтобы снова почувствовать себя «хорошим» идет в магазин и покупает себе «подарок». Поэтому покупать игрушки и дарить подарки своим детям – это всегда приятно, но это не должно стать единственным стимулом подкрепления вашей и любви и не способствовать формированию зависимости от покупок. В будущем приобретение товаров стимулируется желанием соответствовать установкам общества, подчинять свою жизнь требованиям рекламы, демонстрировать окружающим свою материальную достаточность, соответствие статусу. Психологический анализ шоппинг-аддиктов, обнаруживает что им свойственны серьезные проблемы, связанные с самооценкой и чувство одиночества.
Как можно излечиться от шоппоголизма?
Для распознавания шоппинг-зависимости полезно научиться как можно четче разделять понятие «физическое желание» и «психологическая потребность», где первое купить необходимое, продукты, лекарство, одежду по сезону. Психологическая потребность рассматривается, как потребность к принадлежности, повышение самооценки от приобретенных вещей, чувство независимости и автономии.
Меньше времени проводить в магазинах, рассматривать витрины, исключить защиту «я просто посмотреть» - не получится, желание приобрести очередную ненужную вещь победит.
Составить список необходимых вещей и следовать ему.
Реже посещать супермаркеты, что очень трудно, для шопоголика, т.к. здесь соблазны многочисленные и воздействуют на все органы чувств, что оказывает сильное впечатление, атмосфера праздника, все направлено на то, чтобы посетитель проводил в нем больше времени.
Если замечаете, что приобретаете лишние вещи, как можно быстрее остановиться и задуматься над происходящим в вашей жизни, и прежде всего с самим собой. Сместить фокус внимания со сферы покупок и сервисных услуг на размышления о своих не полностью раскрытых способностях, личном потенциале, истинных желаниях и потребностях, не связанных с переживаниями шоппинга.
Как правильно ходить по магазинам, чтобы покупать только необходимое?
Это сложно, потому что современный маркетинг направлен на то, чтобы люди покупали как можно больше и чаще. В магазинах создается атмосфера предвкушения, звучит приятная музыка, световые композиции, яркие рекламы, легкий, едва уловимый запах – все это у потенциального покупателя вызывает эмоциональный подъем, желание получить удовольствие и даже если у нас нет четкого плана покупок, обстановка располагает к тому, что вы будете покупать спонтанно. Рекламные ролики по ТВ бессознательно воздействуют на человека, затрагивают сферу скрытых желаний. Реклама на бессознательном уровне способна активизировать чувство зависти, вызывать воспоминания забытых детских желаний. Особый стимул к приобретению вещей – каталоги, они захватывают внимание у человека, возникает желание, что-то купить, вы замечали как вам в пакет с покупкой предлагаю каталог магазина «в подарок».
Я надеюсь, что эти знания помогут вам, внимательнее относиться к свои истинным желаниям, в любом случаи всегда есть выбор, либо вы выбираете либо выбирают за вас.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.