|
Ответы на вопросы. Детские страхи. Как помочь ребёнку?Автор статьи: Вельможина Лариса Леонидовна
Я предложила своим читателям писать свои вопросы, качающиеся разных психологических аспектов в жизни. **************************************************************************** Первый вопрос. **************************************************************************** Мой ответ: Из вашего вопроса я вижу, что вы уже какие-то действия предпринимаете, чтобы помочь сыну справиться со страхом тигра. Т.е. вы тигра везде искали, и тем самым, сын получил подтверждение, что в квартире тигра нигде нет. Также вы рассуждали вместе с сыном о том, как тигр мог бы попасть в вашу квартиру. И вероятно, ваши рассуждения тоже подтвердили, что тигру никак не попасть в квартиру. И тем не менее, на каком-то рациональном, логическом уровне это не помогает справиться сыну со страхом. И я предлагаю вам поразмышлять об этих страхах: о страхе темноты и о страхе тигра. Страх играет очень важную роль в нашей жизни. Страх помогает нам избегать каких-то опасностей. Он помогает обеспечивать нам нашу безопасность. И вполне естественно, что у детей по мере взросления и по мере большего понимания об окружающем мире, и о себе, о том, как всё устроено, по мере получения нового опыта страхи начинают появляться. Т.е. чем больше ребёнок чего-то нового узнаёт, тем больше может появляться для него чего-то пока не известного и от этого его пугающего. И тот страх темноты, о котором вы пишите, он вполне естественен для ребёнка 5-ти лет. Этот страх может быть связан с тем, что ребёнок примерно к этому возрасту сталкивается с понятием смерти. Т.е. он может видеть погибших жучков, червячков, птиц, животных. Или он может сталкиваться с тем, что кто-то умирает из окружения: бабушка или дедушка и т.п. И тогда этот страх темноты может быть связан с тем, что ребёнок может пугаться того, что когда он засыпает, то он как будто бы исчезает, как будто бы он перестаёт существовать. Можно помочь ребёнку этот страх прожить и освободиться от него. Ещё важно пояснить, что есть страхи реальные, которые нам помогают безопасность обеспечивать, а есть страхи иррациональные. Как раз страх темноты и страх тигра в городской квартире – он про то, что маловероятно, что тигр в квартире может оказаться – это иррациональные страхи. Т.е. они не имеют отношения к той реальности, в которой ребёнок живёт. И тогда что важно понимать? Т.е. первое, что мы делаем – мы не отрицаем этот страх, не обесцениваем его, а признаём, что это действительно может быть страшно, и может напугать. Т.е. первое, что важно – это не отрицать, а признавать, что «да, ты боишься, тебе страшно, я тебя понимаю, и я тебе сочувствую». Т.е. первое, признаём, второе, проявляем понимание и сочувствие к ребёнку. В третьих, что мы можем сделать? Чтобы уменьшить этот страх важно отделить его от ребёнка, чтобы ребёнок меньше был захвачен страхом. И для этого я предлагаю ребёнку нарисовать свой страх. Т.е. вы, Светлана, можете предложить сыну «Давай нарисуем это страх темноты?». И когда он его рисует мы спрашиваем «а что ты думаешь про этот страх?», «что ты к нему чувствуешь?». И сами можете с ребёнком поделиться тем, что вы замечаете к этому рисунку страха. Например, может оказаться, что этот страх сам выглядит, как тот, кто нуждается в какой-то помощи, ему самому как-то не очень хорошо и уютно. Тогда мы можем сказать «похоже, этому страху непросто. Похоже, он сам боится. Я ему сочувствую. Мне хочется его пожалеть. А тебе? Давай нарисуем что-нибудь, чтобы ему было лучше. И вообще, какой-то он такой одинокий. А что, если мы с тобой с ним подружимся? А что, если он будет нашим другом?» Т.е. третий шаг – мы предлагаем ребёнку страх нарисовать и он уже таким образом оказывается отделённым от ребёнка. И он оказывается меньше, чем ребёнок и он для ребёнка становится более понятным и менее пугающим. Т.е. страх – отдельно, ребёнок – отдельно. Страх уже извлечён и на него уже можно со стороны посмотреть. Пока он внутри ребёнка, он как бы захватывает всё эмоциональное пространство ребёнка. Когда же ребёнок его рисует, то страх оказывается отделённым от ребёнка. Потом важно заметить, что мы к этому нарисованному страху чувствуем. «Что ты к нему чувствуешь? Что я к нему чувствую?» И предложить как-то с ним поговорить, может быть договориться, может быть подружиться. Может быть, сказать «давай попросим, чтобы он нас защищал?» Потом предложить что-то изменить в рисунке «что тебе хочется изменить в этом рисунке?», «сделай это». Так же можно предложить нарисовать эту пугающую сына темноту. И потом дорисовать что-нибудь, что в этой темноте может быть интересного, и совсем не пугающего. Например, кровать, где спят папа и мама, и другую кровать, где спит сын, игрушки, машинки, стол, полки с книжками и т.п. Т.е. мы рисуем темноту и наполняем её известными и безопасными людьми и предметами. И снова спрашиваем «что ты сейчас к этой тёмной комнате чувствуешь? Что тебе хочется ещё изменить в ней?» И замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына. Далее, не обязательно сразу, лучше спустя время предложить ребёнку нарисовать страх тигра. И когда он уже будет нарисован по той же схеме «что ты к нему чувствуешь? А я вот замечаю, что он вот такой». Т.е. так же, когда ребёнок рисует этот страх тигра, он его уже от себя отделяет, он уже не захватывает так ребёнка. И мы предлагаем дальше «а что тебе хочется изменить в своём рисунке?» И снова замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына. А потом ещё лучше нарисовать самого тигра. И может быть, на рисунке добавить тигрицу и тигрят. И, к примеру, рассказать историю про семью тигра. Как они живут. Как тигр ходит охотиться, и как он защищает своё семейство. Как ему пришлось напасть на человека, потому что человек зашёл на территорию тигра, и тигр защищал своё семейство, он испугался, что человек причинит что-то плохое его тигрице и тигрятам. Что если бы человек не стал заходить на территорию, где жил тигр, то тигр и не стал бы нападать на человека. И потом опять спросить «что ты чувствуешь к этому рисунку? Что тебе хочется в нём изменить?» И снова замечаем, как меняется эмоциональное состояние сына. Таким образом, то, что пугает ребёнка – становится для него более понятным и менее пугающим. Надеюсь, Светлана, что мои рекомендации помогут вам и вашему сыну справиться с его страхами и сделать их полезными и защищающими сына, а не мешающими его спокойной жизни и активному развитию. Надеюсь, мои рекомендации окажутся полезными и вам, дорогие мои читатели. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|