Детские страхи… Как много в этом словосочетании слилось.
Каждый из нас, взрослых, до сих пор помнит то, чего он боялся в детстве.
Кто-то вспоминает свои страхи легко и ярко, кто-то - сквозь туман и пелену, но все мы помним.
Почему? Потому что страх является одним из сильнейших переживаний и оставляет глубокий след.
Страхи бывают рациональные (страх выступления перед публикой, страх высоты, собак и т.д.) и иррациональные (страх чудовищ, темноты).
Дети могут начать испытывать систематический страх с трехлетнего возраста (когда появляются зачатки самосознания), реже с двух лет (при условии неблагоприятной среды или трагичного происшествия: испугала собака, другие дети, попадание в аварию и т.п.).
Если ребенок постоянно подвержен страхам, то это может сказаться на его психическом и физическом здоровье: снижение концентрации внимания, плаксивость, потеря контроля над поведением, нарушения сна, отсутствие аппетита, проблемы с поведением и адаптацией в школе или детском саду, вплоть до развития энуреза, сердечной и почечной недостаточности.
Но если бы у страха был адвокат, то он легко бы нашел слова в защиту обвиняемой эмоции. Страх нужен нам для выживания, он помогает мобилизовать внутренние резервы психики, поэтому «совсем терять страх» совсем даже не желательно. Все, что требуется от ребенка, да и от взрослого человека, это избавить себя от полного подчинения страху. Разбитая коленка заживет, но непобежденный страх может остаться на всю жизнь.
Можно ли научить ребенка управлять собственным страхом?
Часто страх ребенка получает развитие, потому что мы вовремя не помогли с ним справиться и не объяснили причину этого страха. Поэтому:
Не смейтесь, не преуменьшайте, не игнорируйте страхи ваших детей при первом упоминании о них. Смех нужно использовать, но не в самом начале работы со страхом.
Выслушайте ребенка внимательно, когда он рассказывает о страхе. Чем больше мы разговариваем с ребенком о его страхах, тем быстрей они проходят.
Ищите вместе способы борьбы со страхами. Если страх иррационален, то и способы могут быть иррациональными и рациональными. В поисках монстра загляните под кровати и в шкафы при свете, затем выключите свет и просмотрите все вместе с фонариком. Оставьте ночник, придумайте, что мягкие игрушки ночью становятся боевыми солдатами с огромной силой добра и легко справляются со всеми монстрами. У детей до 5-6 лет плохо развито логическое мышление, поэтому объяснять, что монстров в принципе нет - практически бесполезно.
Поощряйте детей за маленькие шаги в победе над страхами. Пусть ребенок забежит и выбежит к вам из темной комнаты, оставляйте на ночь ночник и музыку, потом найдите ночник с меньшей яркостью, затем оставляйте только спокойную музыку. Но не позволяйте ребенку ночевать в вашей постели, т.к. это вызывает регресс (остановку его собственного взросления), и после возвращения ребенка в свою спальню страх может усилиться.
Придерживайтесь позитивной линии. Прочитайте сказку про красавицу и чудовище. Наделите персонального монстра ребенка такими же добрыми чертами, используйте фразы «может быть, ему одиноко и ему нужны друзья», «возможно, он поменяется, если к нему относиться по-доброму и перестать его бояться». Нарисуйте, слепите, склейте фигурки страха. Сначала делайте это серьезно. Затем внесите смешные элементы, рассмешите ребенка. Это позволит ему отреагировать свой страх, прожить его.
Активно и сознательно используйте чувство юмора. Юмор задействует левое и правое полушарие одновременно, работа левого полушария успокаивает негативные эмоции правого. Прочитайте ребенку с выражением рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «Тук-тук-тук», сами придумайте юмористические рассказы про его монстров. Посмейтесь и вспомните аналогии из вашей жизни. Ребенок, который умеет себя смешить и видеть смешное вокруг, намного меньше подвержен страхам.
Используйте эстетику и историю. Ведь ночь - это не только страшно, но и красиво. Поиграйте в игру «Смотрим на звезды». Посмотрите на звездное небо, найдите знакомые созвездия, расскажите ребенку сказочные мифы, с ними связанные. «Рисуем ночь». Позвольте ребенку взглянуть на ночь по-другому. Ночь - это действительно прекрасно: ночные облака, луна, месяц. Сводите ребенка на экскурсию в обсерваторию. Нарисуйте все это вместе с ребенком.
Говорить ли о том, что подпитывать детские страхи фильмами ужасов и играми нельзя? Просто используйте добрые мультики как противовес. Приучайте к ним детей с раннего детства. Инициируйте и поощряйте проявления доброты и заботы о других со стороны ребенка.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.