Разрывая круг...

Кен Ригби

 

Разрывая круг…

 

Перевод Анны Климовой

 

В наши дни сообщения об издевательствах детей друг над другом и жестоком обращении в школах часто появляются на страницах газет. Ведущий эксперт по вопросам буллинга*  доктор Кен Ригби (Австралия) рассказывает о том, как школы могут предотвратить буллинг и помочь разобраться в сложных ситуациях.

 

В последнее десятилетие или около того в литературе появилось много информации на тему буллинга в школах. В основном работы были посвящены тому, как можно снизить уровень насилия в школе. Многие исследования проводились для того, чтобы узнать, насколько эффективными являются существующие анти-буллинговые программы и стратегии вмешательства.

Вердикт таков: все программы умеренно успешны. Если оценить это в цифрах, то программы по профилактике буллинга в среднем помогли снизить уровень насилия на 20% в тех школах, где они внедрены и регулярно отслеживаются их результаты. Во многих европейских странах отмечается значительное снижение количества жертв буллинга. Тем не менее, многие наблюдатели считают, что ситуация ухудшается и требует принятия экстренных мер.

Почему, несмотря на неоспоримый прогресс в снижении буллинга в школах, ситуация не становится удовлетворительной? Отчасти потому, что случаи насилия и издевательства в школах продолжают встречаться очень часто. Недавно в Австралии проводилось исследование, которое показало, что каждый четвертый ученик с 5 по 9 класс сталкивается с издевательствами со стороны других учащихся примерно раз в неделю или чаще. Почему же, несмотря на все полученные в последние годы  знания о буллинге и способах борьбы с ним, эффект от их применения так незначителен?

Я считаю, что школы просто не внедряют и не используют новые современные программы по работе с буллингом.

Существуют два основных направления работы с буллингом. Во-первых, это профилактика. Она состоит в том, что школы могут помочь учащимся наладить и поддерживать друг с другом позитивные взаимоотношения и более адекватно разрешать межличностные конфликты. Для этого необходимо проводить специальные занятия, во время которых у учащихся развивается эмпатия, навыки сотрудничества, толерантность и умение поддерживать тех, кого обижают, например, с помощью активной реакции на ситуацию унижения. Все это может помочь снизить количество случаев издевательств, которые иначе потребуют вмешательства школы.

Второе направление работы можно назвать реактивным. Оно требует использования эффективных методов вмешательства в ситуации буллинга. Исследования, которые проводились в Англии, Австралии и Соединенных Штатах, показали, что такие вмешательства часто оказываются неэффективными. Около 30% опрошенных учеников рассказывали об издевательствах учителям. При анонимном опросе 50% учеников отметили, что это никак не улучшило ситуацию. Вот что вызывает наибольшие опасения.

Мои опасения усилились еще больше, когда я узнал, что во многих школах методы вмешательства, которые показали свою эффективность во многих ситуациях, просто не используются.

Существует шесть основных стратегий вмешательства в ситуацию буллинга (издевательства, насилия одних учащихся над другими) в школе:

- Традиционный дисциплинарный метод (наказания, угрозы, вызов родителей);

- Поддержка и помощь жертве буллинга;

- Медиация (решение конфликта с помощью посредника в переговорах);

- Метод восстановления;

- Метод групповой поддержки;

- Метод разделенной ответственности.

Каждый из этих методов может быть эффективным и полезным в некоторых случаях буллинга в школе.

Все ситуации школьной травли отличаются друг от друга и могут потребовать различных способов вмешательства. В основном издевательства носят умеренный характер и состоят из постоянных повторяющихся словесных оскорблений или угроз, толчков и пинков, время от времени, и частичного или временного игнорирования группой. Тем не менее, такое отношение может быть очень травмирующим для некоторых учеников и заслуживает внимания и вмешательства. Если не вмешаться вовремя, то ситуация может дойти до случаев физической расправы и последующего полного отвержения группой.

При вмешательстве в ситуацию необходимо учитывать насколько серьезными были издевательства и совершались ли они группой или в одиночку. К тому же сотрудники школы должны обладать соответствующими умениями и навыками, а вмешательство не должно противоречить общей политике школы относительно буллинга.

Традиционный дисциплинарный метод

Согласно исследованиям, которые проводились среди педагогов и преподавателей многих стран, включая США, Австралию, Канаду, Германию, Норвегию и Финляндию, около 75% педагогов считают, что традиционный дисциплинарный метод является наиболее эффективным во многих, если не во всех ситуациях школьной травли (буллинга).

Метод заключается в том, чтобы прекратить издевательства путем применения санкций или наказания агрессора (того, кто издевается). При этом остальные ученики получают «послание» о том, что будет с ними, если они принимают участие в издевательствах. Кого-то из учеников это может и остановит, но чаще всего издевательства продолжаются в более скрытой форме или там, где нет свидетелей, что совсем не уменьшает страдания жертвы.  Этот метод требует высокой степени корректности, которой бывает трудно добиться. Тем не менее, в случае насильственного и криминального поведения, или если все остальные методы оказались неэффективными, следует налагать санкции.

  Поддержка и помощь жертве буллинга.

Этот метод предполагает обучение тех, кто подвергается издевательствам, более эффективным стратегиям поведения в общении с агрессором или агрессорами. Учеников, на которых направлена агрессия и насилие, учат быть менее уязвимыми, вести себя более уверенно. Одна из техник, которым можно обучать жертву издевательств, подразумевает открытое признание того, что агрессор действительно верит в те негативные вещи, которые говорит, но жертва учится не принимать их близко к сердцу, не пугаться и не реагировать на устрашение. Это может быть эффективным в некоторых случаях, когда обидчик и жертва оказываются один на один.

Медиация

Согласно этой стратегии, участники конфликта привлекаются к работе с подготовленным педагогом или психологом (медиатором), для того, чтобы найти обоюдно приемлемое решение их проблемы. Это требует готовности обеих конфликтующих сторон идти на компромисс и искать решение при содействии (но без навязывания) нейтральной персоны. Эта стратегия работает эффективно только в тех случаях, когда и агрессор и жертва искренне заинтересованы в разрешении конфликта, а медиатору (посреднику) удается оставаться беспристрастным, поэтому применение ее ограничено. Часто агрессор не заинтересован в разрешении конфликта, а взрослому очень трудно сохранять нейтральную позицию в ситуации такого несправедливого отношения, каким и является буллинг. Тем не менее, эффективное применение этой стратегии помогает создать в школе такую атмосферу и традицию взаимоотношений, в которой вряд ли будет процветать буллинг или любое другое агрессивное поведение. Мнения педагогов относительно применения медиации разделились.

 Метод восстановления

Этот метод основывается на том, что агрессору помогают осознать свое неприемлемое поведение, испытать чувство стыда и раскаяния и изменить свое поведение так, чтобы восстановить разрушенные отношения с жертвой буллинга и всего школьного коллектива. Применение этого метода возможно на общешкольном собрании или конференции с участием тех, кто вовлечен в конфликт, а также значимых взрослых, например родителей. Его можно использовать для разрешения конфликта, в котором замешана группа учащихся или целый класс.  Необходимым элементом в этом случае является наличие или последующее появление раскаяния со стороны обидчика и готовность жертвы и других присутствующих принять извинения и другие попытки примирения.

Метод групповой поддержки

Этот подход исключает наказание или другие дисциплинарные меры. Он заключается в том, что учащиеся, которые издевались над кем-то из ребят, в ходе группового обсуждения сталкиваются с очевидными свидетельствами боли и страдания жертвы буллинга. Среди присутствующих должны находится друзья обиженного ученика и те, кто к нему хорошо относится, но сам он не принимает участие в таком собрании. Всем участникам предлагается сказать, что они сделают, чтобы помочь и облегчить ситуацию, в которой оказался тот, над кем издеваются. Этот метод подходит для случаев буллинга, где нет физического насилия или криминала. Тем не менее, в данном случае необходимо помнить о возможных провокациях, которые могут привести к усилению буллинга, а также о необходимости изменений в поведении обеих сторон конфликта.

Метод разделенной ответственности

Этот метод также относится к не-карательным (не-наказательным). Сначала проводится индивидуальная работа с каждым из тех, кто является агрессором, а также с жертвой буллинга. Когда в индивидуальной работе появляется прогресс, проводится групповая встреча «агрессоров» с обсуждением возможных вариантов решения проблемы. В последствии к ним присоединяется жертва буллинга и все вместе они обсуждают проблему и договариваются о ее решении. Хотя для реализации этой стратегии требуется больше времени, но она дает убедительные положительные результаты и прекрасно подходит для случаев группового буллинга, когда поведение жертвы бывает провокационным. По статистике примерно в 20% случаев жертва буллинга демонстрирует провокационное поведение. Случаи, связанные с насилием и криминальным поведение не разрешаются этим способом.

В настоящее время по результатам существующих исследований наиболее эффективными признаны метод групповой поддержки и метод разделенной ответственности. При выборе метода воздействия необходимо учитывать следующие два фактора:

во-первых, характер и обстоятельства каждого случая буллинга (в некоторых случаях один способ может быть более эффективен, чем все остальные);

во-вторых, уровень подготовки и квалификация специалиста, использующего метод.

 

Профессор Кен Ригби – ведущий эксперт по буллингу в Австралии. Вы можете больше узнать о его методах работы с буллингом и написанных книгах на сайте www.kenrigby.net

 

 

*Буллинг - (тра́вля, бу́ллинг от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или его части.

Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, игнорирование, порчу вещей, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание
  • О проблеме буллинга и некоторых аспектах стратегии его преодоления
  • Мой ребёнок жертва буллинга
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • О жертвах буллинга и коллективной травле
  • К чему относится НЛП - к науке или псевдонауке? Это метод психотерапии или метод зомбирования людей?
  • Методы расстановки приоритетов в выполнении задач: принцип Парето, метод АВС, метод Д. Эйзенхауэра.
  • Экспресс-метод снятия стресса: метод мандал
  • Трансгенерационный метод работы с лишним весом или в кого я ем, когда я ем как в не себя
  • Метод «Кейса» или Психологическое решение повседневной проблемы в школе
  • Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.
  • Почему гипноз - самый безопасный метод среди других методов психокоррекции/терапии?
  • Действенный метод помощи подросткам, которые режут свое тело.
  • Метод работы с Тенью (один из …)
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Метод "Позитивная психотерапия". Краткосрочный метод.
  • Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как избавиться от болезненных воспоминаний и травм прошлого, которые влияют на вашу жизнь? Метод ДПДГ.
  • «Экспресс-расклады Таро» – лучший метод, когда помощь психолога нужна сию же минуту!!!
  • Контрактный метод работы
  • Развивающий диалог как метод предупреждения психического выгорания у педагогов
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Фототерапия как психокоррекционный метод в работе школьного психолога
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей
  • Нейропсихологический метод исследования детей с ОНР
  • Песочная терапия – уникальный метод работы
  • Самый эффективный метод работы с бессознательным.
  • Какой метод подходит Вам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь