Фототерапия как психокоррекционный метод в работе школьного психолога

 

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на  развитие и гармонизацию личности.Каким же образом школьный психолог может применить данный психокоррекционный метод в работе с детьми?  

Для детей и подростков естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов,  так же как и рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим  миром.В работе психолога в школе фототерапия может применятся как элемент психологического тренинга, а также можно использовать в контексте арт-терапии. Цели применения фототерапии: развитие памяти, внимания, тренировка визуального и понятийного мышления, развитие тонкой моторики, совершенствование навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализация и проявление латентных потребностей и свойств личности. Фототерапия включает  в себя те формы работы, которые можно применить с целью решения проблем адаптации. Работа по методу фототерапии может предполагать использование готовых снимков из семейного альбома, снимков детей и подростков на заданную, актуальную тему, различные фотоколлажи и ассамбляж. Также это могут быть  снимки сделанные психологом  в течение работы с группой. Для планирования работы в школе с детьми требующими особого внимания по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии.

Функции фотографии (по А.Копытину)

    Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Ребенок может открыться самому себе и окружающим с новой стороны благодаря, например, тому, что снимки запечатлели его в непривычном состоянии. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

    Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

    Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.

    Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления ребенка, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Ребенок может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, где он находится, его друзья в кадре связаны с его чувством и потребностями в изменении своего «Я».

    Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

    Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности ребенка осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом.

    Смыслообразующая функция заключается в способности фотографии помочь ребенку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет «остановить мгновение» и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно.

    Экспрессивно-катарсическая функция реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков ребенок находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

 

Упражнение с использованием фотографии при групповой работе с детьми 5 класса.

Содержание: Учащимся необходимо разделиться на несколько групп. Далее предлагается создание группового коллажа, используя вырезки из журналов, и возможно, личные фотографии на тему «Трудности с которыми мы столкнулись в 5 классе». Каждой группе необходимо рассказать о содержании своей работы.  Целью такого занятия может быть снижение уровня тревоги в период адаптации.

 

Заключение

    Фототерапия – метод терапии творческим самовыражением, разработанный в1989.

    Этот метод, не предназначен для развития творческих функций и эстетических запросов взрослого человека, или ребенка, а служит целям самопознания и самовыражения, поиску своих уникальных душевных возможностей и духовных потребностей, своего смысла жизни среди людей с другими характерами. 

 

Литература

1. Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь, 2010.

2. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.

3. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. – М. «Когито-Центр», 2009.

 

 

 

 

 



Просмотров: 599
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике
  • Фотографии раскрывают секреты: что можно сказать о фотографии
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Розен-метод. Фотографии и впечатления!
  • Фотографии для глубинной терапии
  • Неудачные фотографии нашей жизни
  • Что можно сказать по фотографии
  • Фотография как инструмент в работе психолога. Фототерапия.
  • Фотографии в соцсетях
  • Что Вы видите на фотографии?
  • Старые фотографии
  • Какие фотографии надо делать для сайта знакомств?
  • Угадай по Фотографии, Кто Я Такой
  • Терапевтические фотографии природы
  • Фотографии хранят истории…
  • До и после . Разбирая старые фотографии.
  • «Я смотрю на фотографии, на которых его нет». Наследство рода.
  • Как избавиться от хлама в доме с помощью фотографии.
  • Психология фотографии или почему мы любим фотографировать
  • 10 способов порадовать близких при помощи фотографии.
  • Сопротивление и срывы в терапии. Что такое, функция и проявление
  • Какие фотографии нужно добавлять женщине на сайт знакомств. Для тех, кто в поиске серьезных отношений.
  • Мама – это функция)) А ребенок?
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Стать родителем самому себе или Внутренняя функция границ.
  • Юнгианская типология личности. Функция "Чувство"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Ощущение"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".
  • Юнгианская типология личности. Функция "Интуиция".
  • Выбор и Трансцендентная функция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь