|
К вопросу о конкурентоспособности специалиста-психологаАвтор статьи: Фёдорова Наталья Андреевна
В современном и динамичном мире каждый из нас стремится занять свое место, то, которое в его представлении - наиболее идеально. Жизнь диктует жесткие правила, потому современный человек оказывается в ситуации постоянного выбора и влияния стрессовых факторов. Наиболее часто в исследованиях указываются следующие черты современной ситуации развития общества - утрата идеалов, подмена жизненных ценностей, обесценивание опыта предыдущих поколений, заострение внимания на собственной личности, нежелание смотреть вперед на несколько поколений. Доброта и вежливость воспринимаются как признаки слабой личности. А престиж человека труда сменился на престиж богатства, независимо от способа его приобретения. Стали неопределенными перспективы развития общества и личности в целом. Это состояние хоть и констатируется политиками, учеными и многими другими, но в целом ничего не меняется. Андрей Владиславович Юревич в психологическом анализе «Нравственность современного российского общества» отмечает: «Сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории». Таким образом, самая актуальная проблема современного человека - это как стать быстрее, выше, сильнее? В таких условиях выживания резко возросло количество лиц, страдающих психосоматическими, невротическими и психическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Ряды нуждающихся в психологической помощи пополнились беженцами и жертвами различных катастроф (экологических, производственных, социальных). Поэтому проблема оказания качественной психологической помощи является одной из самых актуальных проблем современности. Вопрос психологического здоровья населения – это вопрос будущего благополучия нашей страны. Но, к сожалению, как показывают опросы, население в большинстве своем испытывает нехватку знаний о критериях качества оказания психологических услуг. Психологическая помощь - система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни. Качество психологической помощи - совокупность характеристик, отражающих правильность выбора средств и методов ее оказания, степень достижения запланированного результата, согласованного с получателем психологической помощи. В современном мире понятия психология и психологическая помощь прочно закрепились. Психологией интересуются многие. Пол, возраст, социальный статус - всё это не влияет на интерес к данной науке. Сфера оказания психологических услуг пестрит предложениями: специалисты разных направлений предлагают всевозможные консультации, тренинги, лекции. Интернет и книжные магазины переполнены психологической литературой (как профессиональной, так и популярной). Для улучшения качества жизни населения свои услуги предлагают даже потомственные колдуны, экстрасенсы и другие специалисты. Как не утонуть в этом море информации и предложений? Как получить действительно качественную и профессиональную помощь? Как не быть обманутым и выйти на необходимый результат? Неудивительно, что все эти вопросы начинают возникать у человека, нуждающегося в психологической помощи. Именно в этот момент начинают остро осознаваться проблемы психологического просвещения населения и поиска необходимого специалиста. Психологическое просвещение – деятельность, способствующая формированию у субъекта положительных установок к психологической помощи и расширению его кругозора в области практической психологии. Кто такой психолог? Каков его образ в массовом сознании? Это волшебник, который за определенное вознаграждение наведет порядок в Вашей жизни? Специалист, который с первого взгляда расскажет Вам, какой Вы, и составит персональный гороскоп на будущее? Кто этот человек, чем занимается? И как найти хорошего специалиста? К сожалению, часто люди имеют собственное представление о психологе. Что влияет на их представления о его работе и предназначении, и, как следствие, приводит к тому, что их ожидания от терапии не всегда оправдываются. Смутное представление о том, что же это за специалист, недостаток достоверной информации способствуют возникновению догадок и мифов. Приведем примеры подобных убеждений: - психолог и психиатр - по сути, одно и то же, - услуги психолога - для психически нездоровых людей, - психолог решает за людей их проблемы, - психолог видит людей насквозь и обладает сверхспособностями, - у психолога не может быть своих проблем, - психологи - безотказные добряки, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах. В последнее время проблема поиска хорошего специалиста стала еще более актуальной, о качестве психологической помощи стали задумываться на государственной уровне. В России в 2014 году вышел проект закона: «Федеральный закон о психологической помощи населению в Российской федерации». Закон пока не принят, проект закона находится на стадии обсуждения, проходит ряд согласований. Но это уже важный шаг в попытке разрешить вопрос о создании и регулировании системы оказания профессиональной психологической помощи населению. Итак, как же человек, нуждающийся в психологической помощи, принимает решение о выборе специалиста? На какие критерии обращает внимание? Проводя анализ сайтов, мы обратили внимание на то, что многие специалисты-консультанты активно обсуждают данную тему, что свидетельствует об ее актуальности в обществе. В своих статьях они пишут о критериях выбора специалиста, поясняют мифы о психологах, показывают разницу между врачами-психиатрами, психотерапевтами и психологами. Итак, к кому и куда обращаться за помощью? Основной критерий, который мы смогли выделить - это субъективные ощущения самого клиента (помогает ли общение со специалистом). Мы обратили внимание на то, что сами специалисты поднимают вопрос о качестве образования и подготовки психолога/психотерапевта. А это, в свою очередь, может говорить о наличии проблемы не только качества оказания помощи, но и конкурентоспособности специалистов. На многих сайтах клиенты могут оставлять свои отзывы. Но, как мы заметили, специалисты рекомендуют обращать внимание не на отзывы, размещенные на сайтах, а на отзывы знакомых, уже получивших психологическую помощь. В нашей практике клиенты обращались за консультацией по рекомендациям от своих знакомых («Мне посоветовали именно Вас» и т.д), через государственное учреждение (свой выбор поясняли: «Это государственное учреждение, а в клиниках - неизвестно, кто принимает») или через известный профессиональный сайт, из чего были сделаны выводы, что клиенты нуждаются в гарантиях качества оказываемой помощи. А как свой выбор делает человек, выбирая специалиста «вслепую»? Чем руководствуется в своем выборе, и на какие критерии опирается? Снова обратимся к сайтам: «Здесь множество направлений: реабилитологи, спасатели от зависимостей и т.д.. Все обещают помочь и 100% решить проблему». Может быть, важна привлекательная внешность специалиста? Правда, практика показывает, что внешний вид некоторых психологов, мягко говоря, не располагает к контактам или вообще отталкивает («Вот например мужик с признаками алкоголизма, первый в списке. Хотя может я не права, т.к. у него куча степеней») (психологический форум). Или еще вариант: «Решил выбрать психолога из числа специалистов сайта Б17, но запутался в 1822 резюме из 279 городов» (сайт: b17). При обсуждении выбора психолога на сайте "psychforum.ru": часто встречаем: «… рекомендации неплохо, НО зачастую людям не очень хочется ходить по знакомым/друзьям и расспрашивать о психологах... я так думаю! Хотя, рекомендации - вещь нужная», «Отношение психолога должно быть бережным, теплым, слова должны быть понятными, доступными, испугать может не просто оценочное суждение, но и не принимающий взгляд», ««Отличить» можно в процессе консультирования, когда почувствуете отсутствие эффекта консультирования», « … не пойду без рекомендации, не хочется быть жертвой непрофессионализма», «психолог - это врач!» и т.д. Чаще всего клиент, выбирая себе специалиста, изучает его. Пол, возраст, внешность, образование и другие критерии - все это влияет на выбор специалиста «вслепую». Раскрыться перед психологом/психотерапевтом - очень сложный момент для клиента. Поэтому поиск подходящего специалиста сопровождается размышлениями и анализом всей информации о нем. Клиента может притянуть харизма личности специалиста, чувство доверия, интуитивное мнение о нем. Судя по отзывам, большинство людей обращается за помощью к психологам по рекомендациям. Что подтверждает то, что в настоящее время население нуждается в гарантиях качества. Теперь обратимся к другой стороне. Молодой специалист. Какие чувства и мысли возникают у него? Большинство выпускников ВУЗов отмечают у себя наличие «страха клиента»: «Что с ним делать?». Имея сложившуюся систему профессионального мышления, владея базой теоретических знаний, молодой специалист испытывает затруднения в практической сфере деятельности. Каковы основные причины этого? Большинство современных исследователей утверждают, что решающее значение в становлении эффективного психолога имеет динамика его личностного развития: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности». Таким образом, чем больше специалист вкладывает в свое последипломное образование (дополнительное обучение практическим техникам, участие в конференциях, конгрессах и других мероприятиях, супервизия и личная терапия, постоянное изучение профессиональной литературы), чем больше он имеет опыта в практике, тем более качественной становится его помощь, тем быстрее формируется профессиональная идентичность и личностная зрелость профессионала. По нашему мнению, одним из наиболее важных вопросов, является проблема становления профессиональной идентичности практикующего специалиста, на которую существенным образом влияет его принадлежность к какому-либо психологическому профессиональному сообществу. Д.А.Григорьев выделяет профессиональное сообщество как условие и источник развития профессионала, задающее общие нормы деятельности, несущее культурные способы и предмет деятельности. Может ли молодой специалист «притянуть» к себе клиента? - может, но страх все равно будет присутствовать. Обозначается еще одна проблема: достаточно ли диплома ВУЗа для того, чтобы быть хорошим психологом-практиком? Если нет, то куда пойти учиться дополнительно? В современных условиях появилось множество центров, где практически каждый желающий за определенную сумму может получить профессиональные психологические инструменты. Правильно ли это? Может ли инженер или учитель литературы (даже с переподготовкой) вести частную практику? И как клиентам отличить профессионала от любителя? Это вопросы, на которые государство обязано обратить внимание и найти ответы. Путь специалиста - это долгий и сложный путь. И здесь наибольшее значение имеет становление профессиональной идентичности специалиста, его качественная подготовка (теоретическая и практическая), непрерывное личностное развитие. Это критерии, которые помогают специалисту гарантировать оказание качественной профессиональной помощи. Таким образом, на данный момент следует обозначить несколько наиболее важных и актуальных проблем, связанных с качественной психологической помощью населению в условиях современного российского общества: - психологическая грамотность и просвещение населения; - становление профессиональной идентичности и качество практической подготовки специалиста-психолога; - конкурентоспособность профессионала в условиях массовой рекламы, бесплатных онлайн-консультаций и широкого спектра услуг специалистов других областей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|