К вопросу о конкурентоспособности специалиста-психолога

       В современном и динамичном мире каждый из нас стремится занять свое место, то, которое в его представлении - наиболее идеально. Жизнь диктует жесткие правила, потому современный человек оказывается в ситуации постоянного выбора и влияния стрессовых факторов. Наиболее часто в исследованиях указываются следующие черты  современной ситуации развития общества -  утрата идеалов, подмена жизненных ценностей, обесценивание опыта предыдущих поколений, заострение внимания на собственной личности, нежелание смотреть вперед на несколько поколений. Доброта и вежливость воспринимаются как признаки слабой личности. А престиж человека труда сменился на престиж богатства, независимо от способа его приобретения. Стали неопределенными перспективы развития общества и личности в целом. Это состояние хоть и констатируется политиками, учеными и многими другими, но в целом ничего не меняется. Андрей Владиславович Юревич в психологическом анализе «Нравственность современного российского общества» отмечает: «Сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории». Таким образом, самая актуальная проблема современного человека - это как стать быстрее, выше, сильнее?

В таких условиях выживания резко возросло количество лиц, страдающих психосоматическими, невротическими и психическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией. Ряды нуждающихся в психологической помощи пополнились беженцами и жертвами различных катастроф (экологических, производственных, социальных). Поэтому проблема оказания качественной психологической помощи является одной из самых актуальных проблем современности.

            Вопрос психологического здоровья населения – это вопрос будущего благополучия нашей страны. Но, к сожалению, как показывают опросы, население в большинстве своем испытывает нехватку знаний о критериях качества оказания психологических услуг.

Психологическая помощь - система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни.

            Качество психологической помощи - совокупность характеристик, отражающих правильность выбора средств и методов ее оказания, степень достижения запланированного результата, согласованного с получателем психологической помощи.

            В современном мире понятия психология и психологическая помощь прочно закрепились. Психологией интересуются многие. Пол, возраст, социальный статус - всё это не влияет на интерес к данной науке. Сфера оказания психологических услуг пестрит предложениями: специалисты разных направлений предлагают всевозможные консультации, тренинги, лекции. Интернет и книжные магазины переполнены психологической литературой (как профессиональной, так и популярной). Для улучшения качества жизни населения свои услуги предлагают даже потомственные колдуны, экстрасенсы и другие специалисты. Как не утонуть в этом море информации и предложений? Как получить действительно качественную и профессиональную помощь? Как не быть обманутым и выйти на необходимый результат? Неудивительно, что все эти вопросы начинают возникать у человека, нуждающегося в психологической помощи.

Именно в этот момент начинают остро осознаваться проблемы психологического просвещения населения и поиска необходимого специалиста.

            Психологическое просвещение – деятельность, способствующая формированию у субъекта положительных установок к психологической помощи и расширению его кругозора в области практической психологии.

            Кто такой психолог? Каков его образ в массовом сознании? Это волшебник, который за определенное вознаграждение наведет порядок в Вашей жизни? Специалист, который с первого взгляда расскажет Вам, какой Вы, и составит персональный гороскоп на будущее? Кто этот человек, чем занимается? И как найти хорошего специалиста?

            К сожалению, часто люди имеют собственное представление о психологе. Что влияет на их представления о его работе и предназначении, и, как следствие, приводит к тому, что их ожидания от терапии не всегда  оправдываются. Смутное представление о том, что же это за специалист, недостаток достоверной информации способствуют возникновению догадок и мифов. Приведем примеры подобных убеждений:

- психолог и психиатр - по сути, одно и то же,

- услуги психолога - для психически нездоровых людей,

- психолог решает за людей их проблемы,

- психолог видит людей насквозь и обладает сверхспособностями,

- у психолога не может быть своих проблем,

- психологи - безотказные добряки, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах.

В последнее время проблема поиска хорошего специалиста стала еще более актуальной,  о качестве психологической помощи стали задумываться на государственной уровне. В России в 2014 году вышел проект закона: «Федеральный закон о психологической помощи населению в Российской федерации». Закон пока не принят, проект закона находится на стадии обсуждения, проходит ряд согласований. Но это уже важный шаг в попытке разрешить вопрос о создании и регулировании системы оказания профессиональной психологической помощи населению.

Итак, как же человек, нуждающийся в психологической помощи, принимает решение о выборе специалиста? На какие критерии обращает внимание?

Проводя анализ сайтов, мы обратили внимание на то, что многие специалисты-консультанты активно обсуждают данную тему, что свидетельствует об ее актуальности в обществе. В своих статьях они пишут о критериях выбора специалиста, поясняют мифы о психологах, показывают разницу между врачами-психиатрами, психотерапевтами и психологами. Итак, к кому и куда обращаться за помощью? Основной критерий, который мы смогли выделить - это субъективные ощущения самого клиента (помогает ли общение со специалистом). Мы обратили внимание на то, что сами специалисты поднимают вопрос о качестве образования и подготовки психолога/психотерапевта. А это, в свою очередь, может говорить о наличии проблемы не только качества оказания помощи, но и конкурентоспособности специалистов.  На многих сайтах клиенты могут оставлять свои отзывы. Но, как мы заметили,  специалисты рекомендуют обращать внимание не на отзывы, размещенные  на сайтах, а на отзывы знакомых, уже получивших психологическую помощь.

            В нашей практике клиенты обращались за консультацией по рекомендациям от своих знакомых («Мне посоветовали именно Вас» и т.д), через государственное учреждение (свой выбор поясняли: «Это государственное учреждение, а в клиниках - неизвестно, кто принимает») или через известный профессиональный сайт, из чего были сделаны выводы, что клиенты нуждаются в гарантиях качества оказываемой помощи.

            А как свой выбор делает человек, выбирая специалиста «вслепую»? Чем руководствуется в своем выборе, и на какие критерии опирается? Снова обратимся к сайтам: «Здесь множество направлений: реабилитологи, спасатели от зависимостей и т.д.. Все обещают помочь и 100% решить проблему». Может быть, важна привлекательная внешность специалиста? Правда, практика показывает, что внешний вид некоторых психологов, мягко говоря, не располагает к контактам или вообще отталкивает («Вот например мужик с признаками алкоголизма, первый в списке. Хотя может я не права, т.к. у него куча степеней») (психологический форум). Или еще вариант: «Решил выбрать психолога из числа специалистов сайта Б17, но запутался в 1822 резюме из 279 городов» (сайт: b17). При обсуждении выбора психолога на сайте "psychforum.ru": часто встречаем: «… рекомендации неплохо, НО зачастую людям не очень хочется ходить по знакомым/друзьям и расспрашивать о психологах... я так думаю! Хотя, рекомендации - вещь нужная», «Отношение психолога должно быть бережным, теплым, слова должны быть понятными, доступными, испугать может не просто оценочное суждение, но и не принимающий взгляд», ««Отличить» можно в процессе консультирования, когда почувствуете отсутствие эффекта консультирования», « … не пойду без рекомендации, не хочется быть жертвой непрофессионализма», «психолог - это врач!» и т.д.

Чаще всего клиент, выбирая себе специалиста, изучает его. Пол, возраст, внешность, образование и другие критерии - все это влияет на выбор специалиста «вслепую». Раскрыться перед психологом/психотерапевтом - очень сложный момент для клиента. Поэтому поиск подходящего специалиста сопровождается размышлениями и анализом всей информации о нем. Клиента может притянуть харизма личности специалиста, чувство доверия, интуитивное мнение о нем. Судя по отзывам, большинство людей обращается за помощью к психологам  по рекомендациям. Что подтверждает то, что в настоящее время население нуждается в гарантиях качества.

            Теперь обратимся к другой стороне. Молодой специалист. Какие чувства и мысли возникают у него? Большинство выпускников ВУЗов отмечают у себя наличие «страха клиента»: «Что с ним делать?». Имея сложившуюся систему профессионального  мышления, владея базой теоретических знаний, молодой специалист испытывает затруднения в практической сфере деятельности. Каковы основные причины этого?

            Большинство современных исследователей утверждают, что решающее значение в становлении эффективного психолога имеет динамика его личностного развития: «Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без совершенствования личности». Таким образом, чем больше специалист вкладывает в свое последипломное образование (дополнительное обучение практическим техникам, участие в конференциях, конгрессах и других мероприятиях, супервизия и личная терапия, постоянное изучение профессиональной литературы), чем больше он имеет опыта в практике, тем более качественной становится его помощь, тем быстрее формируется профессиональная идентичность и личностная зрелость профессионала. По нашему мнению, одним из наиболее важных вопросов, является проблема становления  профессиональной идентичности практикующего специалиста, на которую существенным образом влияет его принадлежность к какому-либо психологическому профессиональному  сообществу.             Д.А.Григорьев выделяет профессиональное сообщество как условие и источник развития профессионала, задающее общие нормы деятельности, несущее культурные способы и предмет деятельности.

            Может ли молодой специалист «притянуть» к себе клиента? - может, но страх все равно будет присутствовать. Обозначается еще одна проблема: достаточно ли диплома ВУЗа для того, чтобы быть хорошим психологом-практиком? Если нет, то куда пойти учиться дополнительно? В современных условиях появилось множество центров, где практически каждый желающий за определенную сумму может получить профессиональные психологические инструменты. Правильно ли это? Может ли инженер или учитель литературы (даже с переподготовкой) вести частную практику? И как клиентам отличить профессионала от любителя? Это вопросы, на которые государство обязано обратить внимание и найти ответы. Путь специалиста - это долгий и сложный путь. И здесь наибольшее значение имеет становление профессиональной идентичности специалиста, его качественная подготовка (теоретическая и практическая), непрерывное личностное развитие. Это критерии, которые помогают специалисту гарантировать оказание качественной профессиональной помощи.

            Таким образом, на данный момент следует обозначить несколько наиболее важных и актуальных проблем, связанных с качественной психологической помощью населению в условиях современного российского общества:

- психологическая грамотность и просвещение населения;

- становление профессиональной идентичности и качество практической подготовки специалиста-психолога;

- конкурентоспособность профессионала в условиях массовой рекламы, бесплатных онлайн-консультаций и широкого спектра услуг специалистов других областей.



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ещё раз о выборе специалиста в области психологической помощи
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • К вопросу оказания психологической помощи лицам, затронутым эпидемией ВИЧ
  • Методы оказания психологической помощи людям в ситуациях тяжёлых переживаний.
  • Особенности оказания психологической помощи приёмным детям
  • Комментарии и вопросы к проету ФЗ "О психологической помощи населению в Российской Федерации"
  • Особенности оказания психологической помощи при ликвидации химических аварий на ОПО
  • Метафорические ассоциативные карты - новый инструмент оказания психологической помощи
  • Ищешь хорошего психолога? Важные критерии в оценке специалиста.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 3.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 2.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 1.
  • Каким должен быть Закон о психологической помощи в РФ
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • Что можно получить от психологической помощи
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • Миф о выборе психолога: Я найду специалиста с первого раза.
  • Человек в травме: когда помощь специалиста необходима.
  • Рассуждение на тему закона о психологической помощи
  • О группах психологической помощи для бездомных людей
  • Закон о психологической помощи - размышления и ожидания
  • Как выбрать психолога? Личный уровень жизни и счастья специалиста
  • Обсуждение закона о психологической помощи
  • Идеальный психолог. Портрет личности специалиста.
  • Представление об "актуальной стае" как инструмент психологической помощи
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь