|
"Первый раз в первый класс. Советы родителям".Автор статьи: Даниленко Юлия Владимировна
1 сентября, безусловно, особый день, вызывающий бурю эмоций, как у детей, так и у взрослых. Самый первый поход в школу — это и волнующаяся мама, поправляющая бант на голове дочки, и трогательные первоклашки с букетами почти с себя ростом, и аккуратно ещё уложенные портфели и тот самый голосистый звонок. На то, как — с содроганием, облегчением или благодарностью и ностальгией, будут вспоминать дети о школе, могут очень сильно повлиять родители. Развитие ребенка происходит достаточно неравномерно: есть стабильные периоды, а есть этапы, в которые дети совершают резкие скачки в развитии, стремительно меняются и делают большой шаг на пути к взрослению. К подобным, так называемым, возрастным кризисам относится и достижение семилетнего возраста. Многое в жизни ребенка меняется, причем как во внешнем, так и во внутреннем плане: - серьезные изменения происходят в сознании и интеллекте — активно развиваются логическое мышление и память, целенаправленность действий, умение со стороны рассматривать и анализировать свои мысли и действия; - появляется совершенно новый социальный статус — ученик/школьник. На первый план выходит учебная деятельность, которая помимо того, что принесет ребенку много новых, иногда тяжело дающихся знаний, еще и станет одним из главных показателей его успешности на долгие годы; - в жизни ребенка появляются новые значимые взрослые — учителя. Их фигура, особенно в начальной школе, воспринимается некритично, а их оценки играют большую роль в формировании самооценки; - ребенок включается в коллектив — группу сверстников, с которыми ему предстоит вместе учиться, уживаться, находить компромиссы, решать различные вопросы. Как же можно помочь детям пройти этот этап легко и с пользой? Чтобы ребенку было интересно и радостно ходить в школу. - Едва ли какая-то жалоба родителей школьников встречается так часто, как «Он/она совсем не хочет ходить в школу. Его/её невозможно заставить учиться». Учебой ребенка могут двигать самые разные мотивы: именно от Вас зависит, что будет вести ребенка в школу, побуждать его тянуть руку на уроке и выполнять домашнее задание: формальное «так надо», страх наказания, стремление отличиться и получить похвалу или жажда знаний и желание разобраться в том, как устроен этот мир. Возьмите себе за правило с самого первого класса интересоваться школьной жизнью ребенка такими вопросами, как «Что нового ты сегодня узнал/а? Что интересного Вам сегодня рассказали?», а не «Что ты сегодня получил/а?». Посылайте ребенка в школу за знаниями, а не за оценками, обсуждайте особенно занимательные факты и материалы, иллюстрируйте их походами в Ботанический сад/зоопарк/музей/ближайший сквер и т.д. Помните о том, как меняется мышление и самосознание ребенка в этом возрасте — относитесь к нему, как к более самостоятельному, почаще интересуйтесь его мнением и взглядами на ту или иную ситуацию. Не забывайте, что жалуясь утром на то, как не хочется идти на работу, Вы в том числе формируете у ребенка и отношение к своему делу, а его дело — учиться в школе. Почаще вспоминайте приятные моменты из своей школьной жизни, делитесь с ребенком тем, какие предметы Вы любили и почему. - Позаботьтесь о том, чтобы у первоклашки вместе с новыми знаниями и обязанностями появилось (если его еще нет) и рабочее место. Его значение нельзя недооценивать — учеба для ребенка становится одним из важнейших занятий, и отношение к ней должно быть соответствующим. Рабочее место должно быть удобным, здоровьесберегающим (соответствующие росту высота стола и стула, освещение и пр.), радующим глаз, но не отвлекающим ребенка обилием «разных разностей». Кроме того, ребенка за уроками не должны всё время дергать (это особенно часто происходит, когда младшие братья и сестры, видя, что старший ребенок попал в «новый интересный мир», куда до 7-ми лет не принимают, стремятся завладеть всем его вниманием); - Начальная школа — как раз та пора, когда ребенок активно учится дружить и поддерживать отношения со сверстниками. Лучше всего не переводить в это время детей из класса в класс, из школы в школу, чтобы они смогли в полной мере прожить этот опыт и легко находить общий язык с людьми в дальнейшем; - Поход в школу — важное и непростое событие в жизни ребенка. На него буквально обрушивается шквал задач, требований и новых знаний. Не перегружайте ребенка излишне дополнительными внеклассными кружками, секциями и тому подобным. Желание всесторонне развивать своего малыша — понятно и похвально. Но не забывайте, что помимо учебы, по-прежнему важным и необходимым занятием для ребенка остается игра. Она помогает лучше усваивать знания, тренировать социальные навыки, развивать воображение, смекалку и просто отдыхать. Без качественного отдыха интеллектуальные способности сильно страдают, не говоря уж о растущем эмоциональном напряжении. Помните, что с походом в школу детство не заканчивается, и у детей должна быть возможность просто побыть детьми; - Поддерживайте и хвалите своего ребенка независимо от того, какие он получает оценки. Он должен знать, что его любят не за то, что он хорошо учится или моет посуду, а просто потому, что он есть. В первом классе Ваша поддержка особенно важна! Для того, чтобы он не терял веры в себя, если у него что-то не получается, обязательно хвалите его за какую-то деятельность, в которой он успешен. Помните, что оценки далеко не всегда объективно отражают уровень знаний школьника; - В первых классах ключевой фигурой для ребенка в школе становится учитель. При выборе места учёбы обязательно уделите внимание тому, кто станет проводником Вашего сына или дочки в мир знаний, ведь это немаловажно. Постарайтесь быть с учительницей в контакте; - Помните о том, что все дети очень разные. Ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребёнка — что-то может даваться ему легче, что-то хуже, и это нормально. В начальных классах, например, мальчики чаще сталкиваются с критикой за неаккуратность, грязь при письме из-за того, что обладают большой подвижностью, а их концентрация внимания еще не окончательно сформирована. Важно понимать и разъяснять ребенку, которого эта критика может сильно угнетать, что оценка его работы — это не оценка его самого и что не всегда замечания бывают справедливы. Чему не учат в школе. - Не исключайте ребенка из бытовой жизни семьи, оставляя за ним единственную задачу — учиться. У ребенка должны быть посильные обязанности по дому, пусть и небольшие, которые помогут ему сформировать ответственность, обзавестись необходимыми жизненными навыками и укрепить позицию «помощника», а не «потребителя» в семье; - Первые классы часто становятся полем битвы за успешность не столько самих детей, сколько их родителей - не соревнуйтесь с другими родителями. Выбирая тот или иной телефон/рюкзак и т.д., руководствуйтесь целесообразностью, учите ребенка строить взаимоотношения, ориентируясь на качества, поступки, а не на всевозможные «приложения». Никогда не выполняйте домашние задания или творческие проекты за ребенка, убивая его уверенность в себе и уча несамостоятельности. Помогайте, когда ребенок действительно нуждается в помощи; - Не забывайте про вещи — очень важные вещи в жизни, которым на уроках не научат. Оставьте школе освоение школьной программы, а сами разговаривайте с детьми, обсуждайте, рассуждайте, анализируйте, дискутируйте обо всем на свете. О том, что такое добро и зло, и о том, почему нельзя отвлекаться на дороге. О том, что означает быть другом, что такое любовь и долг, и о том, почему опасно пробовать то, что предлагают незнакомые и малознакомые люди. Помните о себе. Много было сказано о том, какое непростое время для ребенка школьная пора. Но это еще и большое испытание для родителей, которые чувствуют свою ответственность, переживают за своих детей и порой волнуются ничуть не меньше, а, может, и больше. В суматохе школьных приготовлений, первых успехов и неудач ребенка в этом серьезном деле грызения гранита науки, не забывайте и о своём эмоциональном состоянии. Спрашивайте себя — действительно ли то или иное событие стоит моей тревоги? Давайте себе и своему ребенку право на ошибку. Проводите с детьми время, посвящая его любимым и веселым занятиям. Выделяйте время и лично на себя, на то, что доставляет Вам удовольствие. Ведь Ваше спокойствие и жизнерадостность в этот период, во-первых, научат малыша адекватно и стойко реагировать на стрессы, а во-вторых, создадут ту самую уютную и гармоничную атмосферу дома, которая поддержит и воодушевит, в которую захочется возвращаться после насыщенного дня. Пусть для Вас и Ваших детей школьные годы будут, как в песне поётся, чудесными! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|